Феномен деантропологизации человека
П. С. ГУРЕВИЧ
Новые гуманоиды
Отчего исчезает человеческое тело? Почему оно, лишившись первоначально органов (постмодернистский концепт "тело без органов"), затем мутировало настолько, что возник эффект деантропологизации человека. Мы продолжаем говорить о Человеке, но он перестает восприниматься нами как некая знакомая человеческая гг^гяоеть. Человек не только утратил идентичность. Он понемногу сходит совсем на нет. Умирает как антропологическая данность. Все, о чем веками писали философы, обратившиеся к постижению природы человека, его целостности, самотожде-ггвенности, историчности, постепенно теряет смысл. "Мы должны говорить уже не с человеке, а о неких гуманоидах, разных формах и видах гуманоидной жизни, среди которых собственно привычный человек - лишь один из видов, причем уже уходящий. Человек - вид исчезающий".
В принципе исчезновение того или иного биологического вида на Земле - небольшая новость. Однако вряд ли мамонты и троглодиты предвидели для себя тамг.:-: радостную перспективу. Если бы они догадывались о своей печальной участи,
|
|
Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. 2003. № 5. ё Гуревич П.С., 2009 г.
:-
то. наверное, не стали бы философствовать на эту тему. А уж тем более не подражали бы нынешним мыслителям, которые, по остроумному выражению В.А. Куты-рева. готовы петь и плясать на собственных похоронах.
Итак, человек становится предметом археологии и этнографии, неким символом изживших себя форм биологического существования. Дебиологизация человека как феномен обнаруживает себя не только в трансмутации собственно биологического субстрата, но и в замене самой телесной протяженности человеческого существования на другие, зачастую симуляционные реальности. Ревизии подвергаются классические выводы философской антропологии за последние два века ее развития.
Стойкая человеческая природа, невосприимчивая к пересотворениям... О чем речь, когда не фантасты, а ученые-биологи толкуют о том, как перекроить человеческую органику? Почему сексуальные и выделительные функции в человеческом организме выполняют одни и те же органы? Разделить. Поместить гениталии в районе подмышек и наделить способностью выдвигаться и прятаться. Человеку, мол, в силу эволюции положена вытянутая шея и длинные конечности. Глаз один, циклопические и мелкие-мелкие зубы. Всевидящее око, разумеется, предпочтительнее, чем широко расставленные очи.
Это относительно биологической эволюции. Но ведь ее замещает генное и техническое конструирование. Тогда причем тут зубы и шея? Техноид может вообще не располагать человеческими признаками. Он может иметь подобие аппарата. Но кто сказал, что за образец следует взять человеческое тело? На этой, пока еще предварительной, стадии сердце можно заменить пламенным мотором, а конечности -стальными руками-крыльями. Мозг можно подменить системой чипов, нервную систему уподобить тонкому волокну. Но зачем же сохранять волю господню? В арсенале сотни таких лекал, которые позволяют забыть о ребре Адама.
|
|
Целостность человека как некое антропологическое свойство? Устарело. Человек (антропоид, техноид, гуманоид) в силу базовой потребности в разнообразии согласится на раздробленность, которая сулит гипертрофию какого-нибудь качества. Человек превратится в деталь сконструированного суперорганизма наподобие пчелиного улья или сообщества муравьев. Вырисовывается перспектива уникальной специализации индивида. Вот, к примеру, среди мурашей есть "скотоводы", приспособившиеся "доить" тлей, получая от каждой капельку растительной сладости, есть "огородники", приносящие в муравейник вырезанные словно по выкройке кусочки древесных листьев. Муравьи-хищники тащат в дом пищу мясную - кишащих в траве насекомых или кусочки плоти более крупных животных. Муравьев-жнецов интересуют зерна растений. А есть сообщества воришек, живущих за счет грабежа чужих муравейников.
Американский исследователь Кевин Келли в книге "Вне контроля" (2008) в качестве образца "суперорганизма" рассматривает пчелиный рой. Но, толкуя о союзе солнцеядных существ и нефтеядных машин, автор держит курс уже не столько на новую биологическую цивилизацию, сколько на новые, не распознанные пока до конца формы реальной и виртуальной жизни. Философско-антропологическая литература оказалась заложницей массы новейших сюжетов. Дальнейшая эволюция пойдет разными путями. Не человек, а человекообразные. Исследование стволовых клеток и попыток клонирования. Изучение логики биоса и мозга машины. Биоинженерия и бионическая конвергенция. Вивисистемы и нанотехнологии. Роевые сети и развоплощенный интеллект. Классические антропологические темы исчезают даже в качестве базы рефлексии о человеке.
- См.: Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества). Смоленск. 20О6. С. 65.
: См.: Песков В. Новоселье мурашей // Комсомольская правда. 2008. 24-31 июля. С. 65. См.: Гуревич ПС. Логика биоса и мозг машины // Философия и культура. 2008. № 8. С. 28-36.
:
Идентичность как способ сохранения самотождественности? Анахронизм. Зачем техноиду мучаться в поисках личностного ядра. Он способен к преображению, к утрате центричности. Принципиальное отсутствие стержня, удерживающего некое подобие. Авантюра вечной трансформации. Переход от некто к нечто, и наоборот. Кое-что, подлежащее демонтажу и произвольной сборке (совсем как в песенной строчке "Я тебя слепила из того, что было..."). Условное обозначение под названием "тело", приговоренное к вечному распаду, расчленению и произвольному монтажу. Расчеловечивание человека. Отсутствие не только меры идентичности, но и приблизительного самоопределения.
Персонаж истории, выпавший из ее лона. Человек перестает быть творцом истории. Он принципиально не участвует в ее битвах, поскольку живет в условном пространстве и безразличен к темпоральным сдвигам. Человек утратил протяженность живого тела, поскольку имеет возможность существовать в роли всадника без головы, с множеством голов и даже с неким иным венцом, завершающим его сингулярный облик.
Но можно ли считать такую ситуацию абсолютно современной и ранее не знакомой человечеству? А.Г. Дугин так не считает. Он предлагает иную историософскую схему: вся история делится условно на три этапа, правильнее, наверное, сказать, что исторический процесс можно расчленить на три части. Первую часть он называет премодерном, далее идет традиционное общество (модерн) и постмодерн. Каждый из этих этапов отличается множеством признаков, которые существенно преобразуются в любой из этих частей. Меняется представление об истории, о сакральности, о модусе существования мира, о человеке, о реальности или виртуальности.
|
|
Так вот, по мнению Дугина, человек в премодерне схож с аналогичным персонажем в постмодерне. Человек в религии (иначе говоря, в премодерне), по его словам, не представляет себя некоей законченно-автономной единицей. Это в какой-то степени справедливо. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней "не разведены". Первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к непосредственному окружению. Но по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция. Человеческая любознательность начинает менять свое направление. Она обращается на самого человека. Это обнаруживается уже в мифах.
Человек есть не данность, а задание, персона, маска, - пишет Дугин. - Личность -слово искусственное, как персона в греческой трагике, - это нечто одетое на нечто и носимое кем-то. Субстанцией, субъектом, высшим духом, божеством, душой - ка-«ую бы инстанцию мы ни ставили в традиционном обществе во главу угла, человек всегда будет оберткой". Здесь не все, на наш взгляд, корректно. Да, человек в мифологии еще не изолирован, не обозначен как нечто автономное. Но он все же не длинен телесности. Более того, в качестве космогонической меры выступает именно человеческое тело. У индийского Пуруши есть задание - отдать свое тело для того, чтобы создать все многообразие Вселенной. Есть задание, но, кстати, есть и дан-зость. Маска в античной трагедии в известной степени закрывает героя или героиню. Она олицетворяет некую добродетель или значимое человеческое качество. Но Медея, которая скрывает за масками реальность своего горя, ужаса и решимости -яо, как ни крути, не только задание, но и реальное человеческое существо, способнее испытывать страдания души и муки телесности.
|
|
Древнейшая мифология дает глубочайшие прозрения о человеке. Но она действительно не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слитны. Процесс познания с самого начала "отягощен" способностью человека оценивать реальность как "очеловеченную", созданную по его меркам. Это находит выраже-
См.: Дугин А.Г. Постгуманизм. Человек в мире постмодерна//Вестник аналитики. 2007. № 1. С. 132. Там же.
21
ние в антропоморфизме, т.е. бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос). Представление об их параллелизме и изоморфности - одна из древнейших натурфилософских концепций, в центре которой космогоническая мифологема "вселенского человека" (Пуруша в индийских "Ведах", Имир в скандинавской "Эдде", китайский Пань-Гу).
Древнейшие космогонические мифы, сказания и легенды, искусство и рождающаяся философия - все они были проникнуты стремлением разгадать или разъяснить величайшую тайну жизни: как возник человек, и для чего он существует под небесным сводом, озаряемый звездным сиянием, светом солнца и луны; господин ли земли человек и украшение ли вселенной, или он - игрушка судьбы, раб собственной натуры. А кто сказал, будто в премодерне провозглашается иссушение плоти, как об этом пишет Дугин? Разве языческая Греция не прославляла красоту человеческого тела, не любовалась его красотой? Где, в какой культуре проявилась мини-мализация человеческого начала, о которой сказано у Дугина? В каком культурном космосе человек не ест, не пьет, стремится съежиться, чтобы не мешать проявлению высших начал? В архаической мифологии человек еще не автономен, но он не съеживается, а порой даже бросает вызов судьбе, предначертанности рока. Будучи приговоренным к жестоким испытаниям и даже к смерти, он не утрачивает величия духа. Не об этом ли свидетельствуют древние мифы об Эдипе или Медее?
Принципиально новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве. Это древнее учение рассматривает человека как храм, как вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе отпечаток абсолютной личности Бога. Рождается представление о неповторимости каждого человека. Это получило название "персонализм" от слова "персона" - т.е. личность. Теперь человек понимается как своеобразная святыня. Личность обретает некую самоценность. Реальный земной человек во всей неповторимости присущих ему физических и духовных черт оценивается как непреходящая и неоспоримая ценность. Телесность, которую прославляли древние эллины, в христианском идеале соотносится с духовностью.
Человек не ест, не пьет, умаляет свое присутствие в этом мире. Может, это относится к средневековью? Да, в ней нет того культа человеческой плоти, который был присущ античности. Напротив, тело утрачивает свою привлекательность. Когда мы смотрим на церковные стекла и статуи средневековья, на примитивную живопись, нам кажется, что род людской выродился, и кровь его обеднела: чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы с чересчур длинными ногами и узловатыми руками, отшельники, высохшие и лишенные плоти, изображения Христа, похожие на раздавленных и окровавленных земляных червей, - процессии бесцветных грустных личностей, отражающих в себе все уродства немощи и страха угнетения.
Куда исчезла человеческая плоть, красота человеческого тела? Священники средневековья считали, что тело - это темница, в которую заключена душа. "Мой бедный ослик", - говорили о своем теле известные средневековые мыслители. Но это вовсе не то, что сегодня называют "смертью человека". Плотью пренебрегают, но она есть, она не элиминирована. Человек в средневековье все-таки не ангел, не развоплотившийся дух. В эпоху Возрождения шекспировский Гамлет сомневается в том, что в смерти могут присниться сны, когда "покров земного чувства снят".
Сам Дугин, развивая свою историософскую концепцию, подчеркивает, что пре-модерн радикально отличается от модерна. Все, что утверждалось в традиционном обществе, отрицалось или модифицировалось в модерне. Все испытало фундаментальный парадигмальный сдвиг. Но переход от модерна к постмодерну тоже знаменует абсолютное преображение ценностных и практических установок. Однако хитрость истории состоит в том, что возвращение к некоторым жизненным установкам премодерна только по видимости означает восстановление прежних представлений. На самом деле есть некое сходство, но нет тождества. Человек снова утрачивает се-
бя в потоке постмодерна, но теряет себя уже иначе, не так, как в премодерне. Это, судя по всему, так и есть. Но это дает основание заметить, что в постмодернистской философии человек впервые в истории утрачивает свою телесность как основу человеческой идентичности.
Радикальное преображение человека
Но в этом контексте правомерно поставить вопрос: насколько оправданы вообще всякого рода концепты относительно радикального преображения человека? Возможно ли это помыслить? Задача мировоззренчески ответственной философии -фиксировать не только складывающиеся едва ли не стихийно цивилизационные сдвиги, но и возвышать свой голос против социологического эффекта Эдипа, когда мрачные прогнозы реализуются бессознательно в силу захваченности этим проектом? Не пора ли гуманистически ориентированной мысли поставить преграды безответственным постмодернистским играм, направленным на полное уничтожение человека как антропологической данности? Не является ли философской обязанностью каждого ответственного мыслителя остановить параноидальные суицидальные устремления зарвавшихся любомудров?
Однако прежде чем ставить эти вопросы, важно провести некую рефлексивную работу. Прежде всего, приходится признать, что сам вопрос о преображении человека в истории человечества, равно как и в истории философии, возникает не впервые. Грандиозная радикальная трансформация гоминида связана с процессом превращения животного в человека разумного. Разве человек явился в этот мир с готовым набором человечности, разума и социальных качеств? Эта тайна грандиозного преображения, мучившая, к примеру, К. Ясперса, еще не в полной мере освоена философской антропологией.
"Человек - не просто разновидность животного; но человек и не чисто духовное существо, о котором мы ничего не знаем и которое в прежние времена мыслилось как ангел. Скорее следовало бы сказать, что человек - это нечто единственное в своем роде. Отчасти он принадлежит к разряду живых существ, отчасти к разряду ангелов, но отличается как от тех, так и от других. Богословие и философия во все времена высказывались в пользу особого положения человека; оно было поставлено под сомнение лишь в период господства позитивизма. В проявлениях своего наличного бытия человек может уподобляться животным, в основах своей природы -Божественному как трансценденции, которая, как он знает, есть источник его сво-' ооды", - писал К. Ясперс.
Нельзя не принять во внимание философское озарение Ф. Ницше о том, что человек есть еще не завершенное животное, которое получило детальную разработку з немецкой философской антропологии начала XX в. Человек - это открытая возможность; он не завершен и не может быть завершен. Поэтому человек всегда больше того, что осуществил, и не тождествен тому, что он осуществил.
Если отвлечься от постмодернистской философии, то человек действительно находится на рубеже невероятных трансформаций, поскольку каждый вариант культурного бытия может привести к появлению нового антропологического персонажа. Рассмотрим три возможных сценария, по существу не во всем связанные с постмодернистской философией.
Сценарий первый - по мнению современных специалистов, человек является самым сексуальным созданием на земле. Его сексуальный инстинкт иноприроден. В
См. об этом: Лекторский В.А. Умер ли человек? // Наука, общество, человек. К 75-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М., 2004; Кутырев В.А. Философский образ нашего времени (без-вззненные миры постчеловечества).
Ясперс К. Общая психопатология. М., 2007. С. 40.
"Л
естественном мире функции полового наслаждения и продления биологического вида неразрывны. Зачатие - исходный акт половой близости. Но в мире людей эти функции разведены. Более того, вся современная фармацевтическая промышленность направлена на то, чтобы человек мог получить сексуальное удовольствие, не связывая себя задачей продолжения человеческого рода. Изобретение все новых и новых препаратов, обещающих немыслимые оргазмы, тонкие оттенки полового чувства, а главное - особая значимость полового инстинкта. О том, насколько все это серьезно, свидетельствует замечание известного российского философа, специалиста по этим вопросам И.С. Кона. Он выразил беспокойство по поводу того, что нескончаемое удовлетворение полового инстинкта, которое становится особой заботой человечества, может уничтожить культуру. Ведь она - продукт сублимационных процессов. Но о каком преображении либидо может идти речь, если человек станет заложником полового инстинкта?
Сценарий второй связан с той ролью, которую играет в жизни человечества такой дар, как воображение. Мир фантазии тоже угрожает изначальной человеческой природе. Любопытны высказывания А.В. Луначарского (прозвучавшие в 1924 г. в докладе о роли радио в культурной революции) о том, что скоро эфир будет заполнен художественными образами, что радио и радиотелескопия (будущее телевидение) могут преобразить психический мир человека и его природу.
Но это остережение выглядит сегодня абсолютно наивным. В наши дни нет ни одной страны в мире, где не выпускаются телевизионные сериалы. Массовая культура так воздействует на человеческую психику, что зрители порой утрачивают способность различать реальное действие и грезу. Они едва ли не полностью уходят в мир фантазии. Свежий пример из английского журнала "Лиснер". В Великобритании уже много лет подряд идет некий сериал из семейной жизни. В какой-то момент он стал "выдыхаться", возникла опасность его закрытия. Сценарист в поисках возможной реанимации замысла предложил такой ход. В семье рождается ребенок. Серия умерла, да здравствует серия! Руководству компании этот трюк понравился. Но автор получил любопытное служебное письмо. Стоит подумать о продолжении сериала, но в штате пока нет сотрудницы, которая могла бы принимать детские шапочки для будущего ребенка от благодарных зрителей. Неужели люди не в состоянии отличить подлинное событие от вымысла? Исследователи массовой культуры отвечают солидарно: нет, не в состоянии... Люди все больше живут фантомными переживаниями, воспринимают телевизионных персонажей как реальных людей. Мир фантазии грозит человеческой природе. Это одним из первых подметил польский фантаст Станислав Лем, написавший роман, в котором люди, наслаждающиеся наркотическими эффектами, полностью погружены в галлюцинаторный мир.
Сценарий третий - превращение человека в киборга. Здесь, впрочем, мы вступаем в ту сферу, которая не чужда представителям постмодернистской философии. Но даже не погружаясь в их тексты, а апеллируя к культурной реальности, можно говорить о том, что человеческая природа действительно вовлечена в авантюру вечного преображения. Маячит перспектива замены важнейших органов человеческого тела. Мы уже читаем о манифестах биомеханического движения, заходим на биомеханические сайты. Но вот вопрос: что же в человеке не подлежит замене, подмене как "специфически человеческое"?
Итак, современная культурологическая модель - постмодернистская. Она не возвращает нас к традиционному истолкованию человека ("премодерну"). Индивид исчезает, но полного возврата к традиционалистской концепции не происходит. Из индивида уже вытравлено божественное начало. Но элиминируется и автономность индивидуальности. Завершается эпоха прославления человека - гуманизма. Растворяется и человек как творец истории. Нарождается новый антропологический образ -человек-потребитель, человек-консьюмер.
Ранее говорилось об индивиде как неделимой сущности. Теперь же вместо индивидуальности появляется дивидуум - человек делимый. Вниманием исследователей
■'; iJ'JWllUibJ. ■НИ». ■ИНГ' |
■ет не идея целостности человека, а, напротив, идея его раздробленности. псж. целостность не является залогом человеческого существования. Че-
-;-: "ге:ти это качество только в идеале. Но в социальной жизни он не юсдзтея как некая интегрированность. Вот почему в наши дни анализирует- т -г^-: г.даз. отдельно печень, отдельно сердце, отдельно мозг. "Возникает не-«i» ■■г.аемая и разбираемая виртуальная голограмма человека. Если расчленить • г |ЯИГз подробно человека, то мы увидим, что это не что иное, как система эмо-кма раздражений, система клеток, реакций и, соответственно, виртуальная
It.::: ■ £ постмодернизме утрачивает целостность, которая отличается именно
■ик стгуктурой, симметричностью, четкостью. Понятие целостности утрачива
ем щт: зснность как некий идеал и подменяется другими словами: "комплексность",
«Ьрши::.::-:;тво". Под этими словами подразумевается некое скопище признаков
■Ш - : :>гые можно выстроить в любой последовательности, иерархии, пара-■яесжж.- Человека можно сконструировать, собрав его из наличного материала,
«щип. : '.!5ляя. что-то убирая. Не составит труда заменить некоторые части его
.-:":: нный глаз будет видеть лучше. Компьютер заменит мозг. Электрон- ■пр.тъ: проявят невиданную мощь. Компьютерная память посрамит прежние с ■:; i: зможности, разовьет немыслимые интеллектуальные ресурсы...::.- - _: называется, не только можно уподобить машине, его можно соеди-eine:+: Человеку можно вживить чипы, провести немыслимые эксперименты с ■тег-;-: Возникнет новая форма жизни - результат высокотехнологичных ре-fcLCscreMa обособления знания в нашем мозгу стала чем-то большим, чем чи-
. г - ■ - -л:кпй вопрос, как только ученые-компьютерщики попытались постро-
р;с~зенный интеллект. Какова же архитектура памяти в разуме улья?
■к
'I:.. '■•: ■ ■Bibs:
О':*/
Человеческая природа
деская природа - совокупность устойчивых, неизменных черт, общих за-зойств. выражающих особенности человека как живого существа, кото-ий человеку разумному во все времена независимо от биологической эво-ггорнческого процесса. Идея о том, что человек имеет определенную не-прпроду, поначалу не вызывала в истории философии конкретных Важно было угадать, что представляет собой эта природа. идея стабильности человеческой природы оказалась подорванной изнут-юфы п политики вкладывали в это понятие диаметрально противополож-инне. Когда политик или социальный мыслитель пытался оправдать гос-зЗ порядок, он, естественно, исходил из убеждения, что человеческая жзменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, дднего капитализма подразумевали, что человек от природы стремится к «богащению. В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как сс-дзенное, деформирующее человеческую природу. Они были убеждены, ~-ъно в людях заложен альтруизм. Последний воспринимался как сопри-
: -г;: удаление точек зрения поневоле рождало подозрение: не является ли
фсхсчг определение природы условностью? Нередко подразумевалось ради-
i -: значение самого выражения "человеческая природа". Например, клас-
I либерализм уповал на изначально позитивную человеческую природу; на
— щ 1еская демократия, экономический успех, социальная стабильность и
■иное счастье суть составляющие единого процесса, предвосхищают друг
•ступают параллельно; на то, что сила разума и рациональность человече-
■■ Л - Иосттуманизм. Человек в мире постмодерна // Вестник аналитики. 2007. № 1. С. 134.
ского поведения порождают естественную гармонию интересов; на то, что общественные изменения могут произойти без особых трудностей при условии устранения искусственных преград и благодаря способностям человека контролировать социальную и окружающую среду.
Однако либеральная утопия подверглась критике. Не логичнее ли допустить, что человеческую природу можно преображать? Ведь многое в человеческом естестве оказывается не врожденным, а благоприобретенным. Китайский философ Гао-цзы, констатируя соприродную человеку доброту, добавляет: "Человеческая природа подобна стремительному потоку; пустите его на восток - потечет на восток, пустите на запад - потечет на запад. Ей безразличны добро и зло, как воде безразличны восток или запад"10. Сень-цзы, напротив, толкуя о злой природе, добавляет: "Доброе в человеке - это благоприобретенное"11.
Многие философы убеждены в том, что человек не имеет собственной фиксированной природы. Люди родятся пластичными и в ходе социализации оказываются предельно разными. Вольтер подчеркивал: сельские жители имеют о человеке одно представление, король - совсем другое, священник - третье. "Если бы кто решил, что наиболее полной идеей человеческой природы обладают философы, он очень бы ошибся: ведь если исключить из их среды Гоббса, Локка, Декарта, Бейля и еще весьма небольшое число мудрых умов, прочие создают себе странное мнение о человеке, столь же ограниченное, как мнение толпы, и лишь еще более смутное. Спросите у отца Мальбранша, что такое человек, он вам ответит, что это субстанция, сотворенная по образу Божьему, весьма подпорченная в результате первородного греха, но между тем более сильно связанная с Богом, чем со своим собственным телом, все усматривающая в Боге, все мыслящая и чувствующая в нем'.
Каждый человек, если следовать мысли Вольтера, видит человеческую природу сквозь призму собственной социальной или культурной роли. Но дело не только в этом. Биологически унаследованные задатки могут развиваться у человека в самых неожиданных направлениях. Человек прежде всего живое, природное существо. Он обладает пластичностью, несет на себе следы биогенетической и культурной эволюции. Если сравнить дикую и домашнюю лошадь, можно отметить, что между ними есть различие. Но носит ли оно принципиальный характер? Ведь биологическая организация, повадки, видовые особенности окажутся, несомненно, одинаковыми. Возможно ли подобное рассуждение, если речь идет о сопоставлении дикаря-антропоида и современного человека? Тут обнаружится масса различий. Например, Э. Фромм утверждает, что первоначально человек вообще не был хищником. Разрушительное в нем - это "благоприобретение" истории. Культура оставляет глубокий отпечаток не только на поведении человека, но и на его особенности как вида. Вот почему многие ученые, указывая на способность человека изменять самого себя, приходят к выводу, что никакой однажды преднайденной человеческой природы нет. Эту точку зрения поддерживают и антропологи. Они утверждают, что человеческая натура восприимчива к бесконечным пересотворениям, а внутренне устойчивое ядро может быть расколото, разрушено.
Представление о том. что человеческую природу можно радикально изменить, существовало и в религиозном сознании. Так, в христианстве возникло воззрение, согласно которому в результате нравственных усилий можно создать "нового человека". Облагораживание человека предполагает изживание устойчивых задатков Адамова потомка, присущих ему животности, разрушительных наклонностей, греховности.
Цит. по: Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М, 1987. С. 60-61.
Цит. по: Лисевич И.С. Древнекитайская философия // Человек. Т. 1. 1991. С. 27.
Вольтер. Метафизический трактат // Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С. 227-228.
26
Предположение, будто человеческая природа в качестве некой тотальности вообще отсутствует, укреплялось благодаря тому, что ученые выдвигали идею личности, которая создает себя, меняет себя, преображает себя. Столь разные философы, как, например, С. Кьеркегор, У. Джеймс, А. Бергсон, Т. де Шарден, полагали: человек - творец истории, собственной судьбы.
В целом подобная позиция характерна для мыслителей, отстаивающих тезис об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. В частности, среди структуралистов бытует убеждение - человек есть слепок формирующих его культурных условий. Отсюда зывод: хочешь проникнуть в тайну человека, изучай те или иные структуры самой культуры, ибо индивид отражает их изменчивые формы.
Подытожим. Человеческая природа как некая данность, безусловно, существует. Мы не в состоянии представить ее конкретную расшифровку, ибо она раскрывает себя в культурных и социальных феноменах. Человеческая натура, следовательно, не сводится к перечню каких-то устоявшихся признаков. Наконец сама эта природа не является косной. Сохраняя себя в качестве определенной целостности, она, тем не менее, подвержена изменениям. Противоположное положение ("человеческая природа беспредельно мобильна и не фиксирована") наталкивается на парадоксы.
Представим себе, что человек как существо безграничен и бесконечно подвижен. Он создал некие институты, которые вполне отвечают его благополучию. Дальней-пшй импульс к пересотворению утрачен. Человек вполне доволен общей жизненной ситуацией. Не означает ли это, что он полностью выявил собственный потенциал? Разумеется, нет. В таком случае человек оказался бы заложником или марионеткой жизненных обстоятельств. Именно эти обстоятельства стали бы его лепить. Формообразование человека было бы прерогативой общества, истории. Внутренняя способность к изменениям не получила бы реализации.
Но где же все-таки искать ответ на вопрос, какова человеческая природа? Философы обычно указывали на какой-либо доминирующий признак: разум, социальность, общение, способность к труду. Некоторые мыслители пытались выйти за пределы подобной "инвентаризации". То, что человек необычен для природного парства, казалось, ни у кого не вызывает сомнений. Вот почему его оценивали как особую форму жизни, которая похожа на другие формы жизни, но вместе с тем принципиально отличается от них. Говорили о человеке как об особо организованном сознании, специфическом витке эволюции Вселенной. Однако на поверку оказалось, что все эти разнородные подходы все-таки не выходят за рамки понимания человека как особой формы жизни. Ведь и особым образом структурированное сознание не существует без живой плоти. Эволюция, в ходе которой рождаются косная и живая материя, мыслящий дух, не раскрывает в человеке никаких иных качеств, кроме тех, что присущи живой одухотворенной материи.
Но вот парадокс: человек, несомненно, часть природы, он всей плотью и кровью принадлежит ей. В то же время естественные функции не выглядят у него органичными. Природные потребности нередко воспринимаются как искусственные. Стало быть, само по себе перечисление признаков по сути дела ничего не проясняет в: пределении человеческой природы.
Э. Фромм предлагает принципиально иной подход. Оценивая человека как особый род сущего, он подчеркивает: не стоит приискивать все новые и новые призна- ш. Взглянем на ситуацию с других позиций, определим человека экзистенциально, те, через способ существования. Это, несомненно, впечатляющее открытие философии XX столетия. Сам Фромм признавался, что прилагательное "экзистенциаль-£ь:н появилось у него независимо от философии человеческого бытия в процессе самостоятельного исследования феномена человека. Человек остается частью притопы, он неотторжим от нее, хотя и понимает, что "заброшен" в мир в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность своего существования. Он - единственное животное, для которого существование - проблема: он ее
27
должен решить, и от нее нельзя никуда уйти. Все, что есть в человеке, как бы отрицает самого себя. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее, это существо, которое не имеет своей ниши. Он наделен инстинктами, но они не выполняют роль безотказных стимуляторов поведения. Он обладает фиксированными признаками, но они двусмысленны в том значении, что ускользают от окончательных определений. Способы своего существования человек воспринимает трагически, и в то же время каждый индивид заново открывает в себе самом эту истину...
Видимо, следует согласиться с утверждением М. Шелера о принципиальной невозможности определить человеческую природу. Такая дефиниция означала бы отрицание свободы и многообразия человека.
Первый кризис
Едва не первым удар по классическому представлению о человеческой природе нанес Ф. Ницше. Определив человека как еще не сформировавшееся животное, немецкий философ отверг идею стабильной, устоявшейся человеческой природы. Это означало, что у биологической эволюции вовсе нет предустановленного плана. Человек вовсе не замыкает некую природную цепь, а попросту выпадает из ее звеньев. Все, что оценивается как приобретение человека, на самом деле процесс его вырождения. "Человеческое, слишком человеческое" подверглось суровой критике. Эту идею, как будет показано далее, использовали позже немецкие философские антропологи.
Никто до 3. Фрейда не уделял такого внимания наблюдению и изучению иррациональных, подсознательных сил, в значительной степени определяющих человеческое поведение. Он и его последователи в современной психологии не только открыли подсознательный пласт в человеческой психике - само существование которого отрицалось рационалистами, - но и показали, что эти иррациональные явления подчиняются определенным законам и потому их можно вполне рационально объяснить. В 1914 г. Фрейд в числе первых вскрывает поразительное "крушение иллюзий", отрицание всех ограничений, которым подчиняются в мирное время. "Слепое бешенство", гнездящееся в подсознании наших цивилизаций, показал он, опрокидывает все, что встает на его пути, будто после него нет ни будущего, ни мира. Тогда же изобретатель психоанализа принимается вычислять загадочное "стремление к смерти". Оно вырисовывается потихоньку, по ту сторону принципа наслаждения, свиваясь и клубясь под шумным воркованием и лукавыми проделками Эрота. Однако после 1918 г. и особенно после 1945 г. образ человека становится невообразимым, а идея человечности обретает двусмысленность. В мрачной тени планетарных курганов из мертвых тел возникают предварительные вопросы: что бесчеловечно в человеке? что заставляет отчаиваться? Именно на эти вопросы нужно ответить в первую очередь.
Многие идеи, выраженные в работах Фрейда, широко обсуждаются в современной философской и психологической литературе. Философы анализируют жестокость, которая укоренилась в человеческой природе. Современность оказалась безжалостной. Могущество бесчеловечности и действенность ненависти претерпевают ужасные мутации. «Влюбленное в экологию поколение, - пишет французский философ Андре Глюксманн, - мучилось "выходом из ядерной эпохи" и вот, само того не ведая, оказалось перед горизонтом, к которому еще труднее подступиться, чем к тому, откуда они собирались изгонять демонов. Снова приходится мыслить немыслимое, оставить эру водородной бомбы, чтобы вступить в эпоху бомбы человеческой».
"Смертельная опасность" - эти слова написаны сегодня повсюду. Отвержение совести и веры вписывается в политику, в жизненный опыт, в международные проблемы, в стратегические завоевания. Тревожное состояние человеческого бытия, неотвратимо снабженное силой раздробить мир на мелкие кусочки, определяется уни-
ГлюксманнА. Философия ненависти. М., 2006. С. 16.
версальной способностью человечества покончить с самим собой. Как сдержать, вразумить, парализовать человеческую бомбу? Некогда терроризм вызывал целый букет тщательно продуманных мер - полицейские репрессии, экономические и со-лиальные предосторожности. Сегодня вызов, не признающий границ, обращен к разумному обоснованию нашей жизни, к нашим надеждам на выживание и нашей отваге перед лицом смерти.
Глюксманн пытается проследить антропологические истоки жестокости. Он отмечает, что нигилизм реет над человеческими, слишком человеческими различиями, он по ту сторону добра и зла, бытия и небытия, истины и лжи. «Ницше, гораздо более эйфорический, чем о нем говорят, открыл три стадии согласия на жестокость, чтобы воспеть их триумфальное следование друг за другом: после верблюда, который терпит, является лев, который преступает и крушит, наконец - дитя, "невинность и забвение", вечное возвращение, позволяющее себе все что угодно, поскольку не ведает смерти. Давайте научимся различать за розовым нигилизмом Заратуст-ры черный нигилизм эскалации конца света, когда взрослые, прикинувшиеся детьми, освободив себя "святым словом утвержденья" с ошеломляющей легкостью превращаются в убийц этих самых детей и кричат, что неповинны в избиении младенцев».
Завершая книгу, Глюксманн называет семь цветков ненависти. Ненависть существует, даже если ее не узнают. Ненависть прикрывается нежностью. Она ненасытна. Ненависть обещает рай. Она хочет быть Богом-Творцом. Ненависть любит до смерти. Она питается своим опустошением.
Второй кризис
Тем не менее после Ницше скложилась ситуация, которую можно было бы определить как "центрацию человека". В начале минувшего столетия родилось новое философское направление - философская антропология. У основателей данной дис-хжплины возникла идея "эксцентричности человека". Философская антропология зыдвинула две самостоятельные программы исследования: истолкование человека «эк носителя культуры и как организма в ряду других организмов. Г. Плеснер выдели ступени органического мира. Обосновывая отличие живого от неживого, он рбозначил, как выглядят границы того и другого. Он анализировал специфическую организацию человека. По А. Гелену, специфика человеческой организации состоит во взаимосвязанной системе функций. Он сформулировал идею открытости и незавершенности человека как живого существа. Человек находится в авантюре собственного развития.
Ясперс указывал, что никакое философское озарение не способно дать одно-тачную картину "человеческого". Скорее следовало бы сказать, что по мере транс-щрнднрующего овладения объемлющим проявляется множественность истоков при- fcjhi человека. Отсюда, согласно Ясперсу, неустанное стремление человека к еди-kw. каковым он не является. Природа человека незавершенна и фрагментарна. «■Фрагментарность требует достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источникам "человеческого", должен
"спечить бытию человека основу и целостность». По Ясперсу, в самых глубин-слоях человеческой природы сохраняются какие-то действенные элементы.
"Там же. С. 40.
: См.: Кутырев В.А. Смерть человека в философии постмодернизма //Личность. Культура. Обще-.: М.. 2007. С. 50.
Ясперс К. Общая психопатология. М, 1997. С. 908.
Благодаря своей пластичности человек остается незавершенным. Но в этой незавершенности ростки будущего.
Таким образом, представление классической философии об устойчивой и неизменной человеческой природе оказалось несостоятельным. Выяснилось, что человек может все. Поэтому человеческая природа неопределима. Мы не можем свести человека к общему знаменателю, ибо он не соответствует какой-либо одной специализации. Человек несводим к какой-либо одной видовой категории. Другого такого вида в природе не существует.
Однако мысль о том, что человеческая природа не завершена, предполагала все-таки сохранение базовых характеристик человека. Да, человек - это открытая возможность. Он не завершен и не может быть завершен. Но при всех своих трансформациях он не утрачивает фундаментальных основ. Наблюдая за изменениями в биологической или духовной сфере человека, мы по-прежнему говорим "Это человек!".
Идея "специфически человеческого", казалось, подтверждалась и новейшими открытиями науки. Был провозглашен "антропный принцип", который зафиксировал связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека. Человек оказывался не только наблюдателем, но и архитектором, проектировщиком, конструктором фактов. Гуманистическая психология, представленная в основном философами, поставила ряд проблем, непосредственно имеющих отношение к философскому осмыслению человеческой природы. В частности, высокую оценку получала личная свобода и умение индивида контролировать свою жизнь.
Вместе с тем гуманистическая психология обратила внимание на преображение человеческой природы. Она показала, что люди стали слишком рассудочными, отдалились от эмоций и ощущений. В гуманистических подходах был сделан решительный шаг к холистическому пониманию человеческой природы. Еще одна важная сторона этого направления - переход от внутрипсихической или внутреннеорга-низменной ориентации к признанию межличностных отношений, семейных взаимосвязей, социальных структур и социокультурных отношений.
Данные, полученные в квантово-релятивистской физике, в современных исследованиях сознания и в других областях науки минувшего века, оказали радикальное влияние на понимание психики и человеческой природы. В прошлом механистическая наука собрала массу свидетельств, подтверждающих, что человека можно со значительной долей успеха понимать и изучать как отдельный материальный объект - по существу как биологическую машину, собранную по частям, т.е. из телесных органов, тканей, клеток. При таком подходе сознание рассматривается как продукт физиологических процессов в мозге.
Современные исследования сознания показывают, что образ человека как исключительно биологической машины неприемлем. В серьезном логическом конфликте с традиционной моделью новые данные недвусмысленно подводят к воззрению, которое отстаивали все мистические традиции во все века: при некоторых обстоятельствах человек может функционировать и как обширное поле сознания, трансцендирующее ограничения физического тела, ньютоновского пространства и времени, линейной причинности.
С. Гроф подмечает, что эта ситуация очень похожа на ту, с которой столкнулась современная физика при изучении субатомных процессов (парадокс волны-частицы в отношении света и материи). Согласно принципу дополнительности Бора для исчерпывающего описания света и субатомных частиц нужно рассматривать волновую картину и картину частицы как два взаимодополняющих и равно необходимых аспекта одной реальности. Обе верны лишь отчасти и каждая имеет ограниченную применимость. С каким из двух аспектов столкнется экспериментатор, зависит от него самого и от организации эксперимента.
См.: Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 2002. С. 91.
:-:
Принцип дополнительности относится исключительно к явлением субатомного мира, его нельзя автоматически переносить в другие области исследований. Однако он устанавливает важный прецедент для других дисциплин - кодифицирует парадокс, вместо того чтобы пытаться разрешить его. По всей видимости, науки, изучающие человека, такие как медицина, психиатрия, психология, парапсихология, антропология, танатология и другие, уже собрали достаточно противоречивых данных для подтверждения подобного принципа дополнительности.
Нельзя не согласиться с Грофом, что хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, человеческая природа демонстрирует интересную двойственность. Иногда она приземляет себя до механических интерпретаций, приравнивая человека к телу и функциям организма. В других случаях она выявляет совершенно иной образ, полагая, что человек может функционировать как безграничное поле сознания, трансцендирующее материю, пространство, время я линейную причинность. Для того чтобы описать человека всесторонним и исчер-тгывающим способом, мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т.е. биологическая машина, и обширное поле сознания.
Итак, важной чертой новой теоретической модели является признание странной парадоксальной природы человека, проявляющей иногда свойства сложного ньюто-етвско-картезианского объекта, а иногда - свойства поля сознания, не ограниченно-то ни временем, ни пространством, ни линейной причинностью. С этой точки зрения эмоциональные и психосоматические расстройства психогенной природы видятся выражением конфликта между этими двумя аспектами человеческой природы. В самом конфликте, по убеждению сторонников трансперсональной психологии, отражено динамическое напряжение между двумя универсальными силами: тенденцией недифференцированных и всеохватывающих форм сознания к членению, отделе- зжю. множественности и тенденцией изолированных единиц сознания к возвращению в первоначальную целостность и единство.
Вполне понятно, что философия по самому своему предназначению не дает решений. Ее лоно - философская позиция. И она заключается, судя по всему, в том, что человек представляет собой вид белковой формы жизни. Органика человека -это его антропологическая данность. Поэтому все попытки заменить живую жизнь механизмом по определению отвергаются философской антропологией. Ведь речь нет по существу уже не о преображении человеческой природы, а об ее устране-■F7. Она оказывается не только феноменом транзитным, эфемерным, нестойким, а, шссросту говоря, может быть "превзойдена", "преодолена".