КАК ПРОИЗВОДИТЬ И ВЫГОДНО ПРОДАВАТЬ СЫР: БИЗНЕС-ПЛАН
Сыр — часть ежедневного рациона каждой семьи, спрос на него в магазинах растёт с 2006 года. В связи с санкциями последних лет, в России введены ограничения на ввоз импортных сыров: местные продукты занимают 80% рынка. Поэтому, если вы давно мечтали открыть бизнес по производству сыра, сейчас оптимальное время сделать это. Информацию об особенностях производства сыра, а также подробный бизнес-план вы найдёте в нашей статье.
БИЗНЕС-ПЛАН ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЫРА
Составьте детальный бизнес-план: проанализируйте ситуацию на рынке, учтите требования к помещениям и сырью для производства сыра, изучите список необходимого оборудования, запланируйте объёмы производства и набор персонала. Пример бизнес-плана приведён ниже, его можно адаптировать согласно требованиям любого региона.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ И УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ
Сыр — продукт не первой необходимости, но любим покупателями. Он высококалориен, богат белком, витаминами и кальцием. Объем потребления сыра на душу населения в России составляет 2–3 кг в год, общий объем — 850 000 тонн в год. Согласно прогнозам, потребление будет увеличиваться и достигнет отметки в 1 млн тонн.
До 2013 года рынок сыров увеличивался на 15% ежегодно за счёт импорта. Сегодня прирост составляет менее 5%, активно развивается сегмент производства твёрдых сыров.
Цены на сыр растут, как и себестоимость производства продукции. Рост цен за последние 10 лет составил 70%: с 85 р. до 290 р. за кг.
Проблема конкуренции задевает предпринимателей, производящих твёрдые сорта сыра, из-за трудностей с рекламой продукта. Названия сыров не запатентованы — сыры «Российский», «Пошехонский» и другие производят в нескольких городах России и республики Беларусь. Покупатель ориентируется на название и знакомое место изготовления сыра — продукция новых производителей вызывает опасения. Чтобы завоевать своего потребителя, вы должны поддерживать качество продукта на уровне и следовать выверенной маркетинговой стратегии в период входа на рынок.
ТАБЛИЦА: НАБОР НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РУЧНОГО И МЕХАНИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА
| Ручное производство | Механизированное производство |
| Ванна для пастеризации | Ванны горизонтальные для пастеризации |
| Пресс для сыра | Формовочно-прессующее оборудование — прессы туннельные и горизонтальные, сыроварные формы, обвязки |
| Формовочное оборудование | Заквасочники и узел дозирования закваски |
| Холодильные камеры | Система нагрева и охлаждения заквасочников |
| Парафинер | Посолочные бассейны — 2 шт. |
| Холодильные камеры площадью от 20 кв. м |

ФИНАНСОВЫЕ РАСЧЁТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
| Вид затрат | Домашнее производство (руб.) | Фермерское хозяйство (руб.) | Мини-цех (руб.) | Завод (руб.) |
| Аренда помещения за первый месяц | — | — | 30 000 | 50 000 |
| Регистрация фирмы (ИП или ООО) | 1000 – 5000 | 1000 — 5000 | 1000 – 5000 | 1000 – 5000 |
| Ремонт, обустройство цехов | 500 000 | 1 750 000 | 2 000 000 | 3 500 000 |
| Приобретение оборудования | 5 500 000 | 7 000 000 | 7 000 000 | 12 500 000 |
| Закупка первой партии сырья | 100 000 (при месячной выработке сыра — 1 000 кг) | 400 000 (стоимость получения сырья от животных на ферме) | 460 000 (при месячной выработке сыра — 5 000 кг) | 920 000 (при месячной выработке сыра — 10 000 кг) |
| Транспортные расходы | 5 000 | 5 000 | 5 000 | 5 000 |
| Заработная плата на первый месяц | — | 55 000 (зарплата технолога, сыровара и двое рабочих) | 115 000 (зарплата директора, технолога, сыровара, кладовщика и трое рабочих) | 230 000 (зарплата директора, 2 технологов, сыровара, кладовщика и шестеро рабочих) |
| Прочие расходы | 10 000 | 30 000 | 100 000 | 200 000 |
| ИТОГО | 6 116 000 – 6 120 000 | 9 241 000 – 9 245 000 | 9 711 000 – 9 715 000 | 17 406 000 – 17 410 000 |
Для запуска проекта оцените собственный финансовый потенциал и рассчитайте экономическую эффективность производства. Составьте подробный план первоначальных затрат и ежемесячных расходов. Примерная схема затрат приведена в таблицах ниже.






