Культура Российского государства XVI-XVII ВВ

Среди особенностей русской культуры в XVI-XVII вв. можно выделить следующее:

ü Активизация процесса объединения местных культурных традиций в результате формирования централизованного государства и становление на их основе единой национальной русской культуры с ярко выраженным многонациональным характером.

ü Большую роль  сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. Так, в качестве образца живописи провозглашалось творчество Рублева.

ü Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI века становятся ощутимыми светские и демократические элементы. В XII веке процесс обмирщения стал еще более бурным, что положило начало разрушению средневекового мировоззрения. В результате, это поспособствовало возрастанию интереса к окружающему миру, активизации международных связей,а также накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

ü Борьба с иноземными завоевателями предопределила высокую степень патриотизма и преобладание героической тематики с ярко выраженными свободолюбивыми тенденциями.

 

v Просвещение и книгопечатание.

Значительно возросла потребность государства и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании в городах «книжных училищ». Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможность дальнейшего самообразования посредством книг. Таким образом, уже в XVI в. образованные люди перестали быть редкостью не только в духовной, но и светской среде.

 

В XVII в. просвещение охватывает все большие слои населения. Появляются первые учебные пособия. К концу столетия читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый. Неграмотным оставалось в массе своей крепостное крестьянство.

 

«Азбука»,1574 (первый русский букварь) Иван Федоров
«Букварь языка словенска», 1634 Василий Бурцев  
«Грамматика», 1648 Мелетий Смотрицкий  
«Считание удобное» (таблица умножения), 1682    
«Большой букварь», 1696 Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Каждой букве отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы; часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы. Карион Истомин (родом из Курска)
«Полис», 1694 Стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику 12 различных наук, времен года и стран света. Карион Истомин  

 

А в 1687 г. в Росси по инициативе Симеона Полоцкого и его последователя Сильвестра Медведева открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия) в Москве, в программу которого были включены как светские, так и духовные науки. Возглавили училище братья Иоанникий и Сафоний Лихуды.

 

 

Славяно-греко-латинская академия

Крупным событием культурной жизни страны явилось начало книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили первую печатную книгу «Апостол». А в 1565 г. ими был издан «Часослов» – сборник ежедневных молитв.

В 1621 г. при царском дворе появилась рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий.

v Научные знания.

В XVI-XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний, носящих пока сугубо практический характер. Появляются письменные руководства, содержащие сведения в области практической геометрии, математики, химии и физики. Так, в 1621 г. Онисим Михайлов на основе зарубежного и отечественного опыта составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», содержащий практические сведения в области артиллерии и пушкарном деле. Прикладным характером отличались и медицинские знания. В 1543 г. появился перевод медицинского справочника «Вертоград». Потребности широких слоев населения удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники». А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека.

XII век стал веком великих географических открытий, внесших большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания огромных территорий Сибири и Дальнего Востока.

 

Путешествия.

 Исследователи Годы Достижение
Казаки Илья Перфильев и Иван Ребров 1633-1638 Открыли реку Яну и Индигирку
Михаил Стадухин   Достиг Колымы
Курбат Иванов   Вышел к Байкалу
Семен Дежнёв и Федот Алексеев 1648 Открыли пролив между Азией и Америкой
В.Д. Поярков и Е.П. Хабаров 1643-1646 Открыли путь по р. Амуру к Охотскому морю и Тихому океану
В.В.Атласов 1697-1699 Обследовал Камчатку
И.Петлин 1618-1619

Во время своих посольств в Китай составили подробные описания этой страны, получившие известия не только в России, но и в Западной Европе

Ф.Байков 1654
Николай Спафарий 1675-1678 Возглавляемая им поездка русского посольства в Пекин обогатила мировую науку ценнейшими сведениями и землях Сибири и Китая

 

Карты.

ü На рубеже XVI-XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства «Большой чертеж».

ü В 1627 г. в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу» - указатели комментарий к сводной карте.

ü К 1701 г. С. Ремезов завершил работу над «Чертежной книгой Сибири», ставшей подлинным событием в географии и этнографии.

v Общественно-политическая мысль и литература.

Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашло свое отражение развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Век Название Автор Подробнее
XVI Сказание о князьях владимирских - Как и все первые публицистические произведения, поддерживало и обосновывало новую государственную политику. В нем нашла свое выражение зародившаяся еще в конце XV в. концепция наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Константина Мономаха.  
XVI Сказание о Царе Константине Иван Пересветов, писатель-публицист В этом рассказе о детстве последнего византийского императора Константина XI Палеолога иносказательно воссоздается картина первых лет царствования малолетнего Ивана Грозного. Стремясь сделать судьбу Константина более поучительной для русского читателя, Пересветов прибегает к произвольному толкованию исторических фактов: хотя известно, что на самом деле в момент престолонаследия Константину было 46 лет, говорится, что в малолетство царя Константина, который сам по себе был благоверным и храбрым царем, византийские вельможи обогащались за счет неправого суда и мздоимства, плохо сражались с неприятелями и даже прямо переходили на сторону врага. Вся эта ситуация осмысляется Пересветовым как главная причина поражения Византийской империи в войне с турецким султаном.
XVI Сказание о Магомете-Салтане Иван Пересветов Иван Пересветов вкладывает в уста турецкого властителя Магмет-Салтана уроки, которые должен извлечь из падения Византии русский царь. Так, царю нельзя давать в своем государстве волю вельможам. Кроме того,  царь должен быть грозным правителем, но при этом упразднить в своем государстве рабство. Эти уроки, отмечал Иван Пересветов, Магмет-салтан не только извлек из печальной участи византийского императора Константина, но и списал из христианских книг.
XVI История о великом князе Московском Андрей Курбский, русский полководец, политик и писатель В ее составе можно выделить несколько стилистически отличных друг от друга частей — прежде всего единое сюжетное повествование об Иване Грозном и список погибших от рук тирана мучеников. Внутри же этих двух основных частей обнаруживаются еще более мелкие повести (например, о взятии Казани, о Ливонской войне, о Феодорите Кольском и др.). Жанрово-стилистическая неоднородность сочинения, скорее всего, свидетельствует о том, что в окончательном виде оно сложилось из написанных в разное время, фактически не зависимых друг от друга отдельных частей. Впрочем, объединяются эти части одной темой — царствованием Ивана Грозного, и одной задачей — развенчать царя-злодея.
XVI Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским   Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда называются как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны). Всего переписка ограничилась пятью письмами, в ней  был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»).
XVII Политика Юрий Крижанич, церковный и общественный деятель Основное сочинение Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, было написано в годы жизни автора в Тобольске, куда он был сослан царскими властями по подозрению в деятельности в пользу католической церкви. Книга Крижанича обращена, прежде всего, к русскому монарху. Конечная цель «Политики» — показать, как, основываясь на принципах самодержавной власти, надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские народы.

 

Стоит отметить и появление таких литературных жанров, как автобиография (XVI в.), драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть (XVII в.). При этом изживает себя традиция летописей: в начале XVII в. было создано последнее летописное сочинение. Претерпевает некоторые изменения историческая повесть, где утрачиваются церковные элементы, а главными героями становятся реальные люди. Новым явлением было и появление благодаря Симону Полоцкому силлабических стихов – с рифмой, фиксированным числом слогов в строке и обязательными ударениями на середину и конец строчки.

 

Век Название Автор Подробнее
XVI Летописец начала царства митрополит Макарий или А.Ф. Адашев Описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает установление царской власти на Руси
XVI Степенная книга Составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) Содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов от Владимира Святославича до Ивана Грозного. Все содержание подчинено прославлению правящей династии, обоснованию ее божественного происхождения. Кроме того, здесь ярко иллюстрируется идея давнего и прочного союза самодержавной власти и церкви. Первая попытку внести систему в массу летописных известий.
XVI Лицевой летописный свод - Летописный свод событий мировой и особенно русской истории, созданный в середине XVI века специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Базируется на более раннем никоновском своде, вобравшем в себя материал от начала Руси до 50-х гг. XVI в. Слово «лицевой» в названии означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
XVI История о Казанском царстве - Историческая повесть, рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году. Изображает Ивана Грозного суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны, и отрицательно отзывается о боярах и воеводах. Взятие города при этом изображается как мера, необходимая для защиты русских земель, а не как захват чужой территории. Пользовалась, по-видимому, широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков.
XVI О хождении Стефана Батория на град Псков Житель Пскова, иконописец Василий Историческая повесть о героической обороне Пскова в 1581 г., во многом определившей исход Ливонской войны. В ее начале русские войска завоевали многие литовские и ливонские города, перелом в ходе войны наступил после того, как объединенное польско-литовское государство возглавил Стефан Баторий. Он отвоевал занятые ранее войсками Ивана Грозного земли и взял многие русские города. Неизвестно, каким был бы исход Ливонской войны, если бы на пути Стефана Батория не встал город Псков. Более пяти месяцев длилась осада Пскова, воины Батория совершили 31 приступ, но псковичи выстояли и заставили врага признать его бессилие, что позволили России достойно выйти из войны.
XVI Домострой Протопоп Сильвестр Учебник нравственности, определявший поведение человека, его обязанности в семье и обществе.
XVI Четьи-Минеи Митрополит Макарий Грандиозное 12-томное (по числу месяцев) собрание «всех книг, чтомых на Руси» - житий, сочинений отцов церкви, библейских сказаний, исторических повестей и других оригинальных и переводных литературных памятников, кроме летописей и хронографов. Работа над этим сводом велась в течение 20 лет.
XVII Новый летописец - Считается одним из последних летописных сочинений. В нем излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказываются права династии Романовых на престол. В произведении ярко прослеживается публицистическое начало.
XVII Житие протопопа Аввакума, им самим написанное Протопоп Аввакум «Житие» написано Аввакумом в Пустозерской тюрьме в 70-е гг. Вдохновитель движения старообрядцев проповедует идеи сохранения старины, отстаивает древнее благочестие, резко критикует произвол властей. Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.
XVII Повесть о завоевании Сибири Ермаком - Историческая повесть о вторжение казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581—1585 годах, которое положило начало русскому освоению Сибири.
XVII Сказание Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын Освещает события Смутного времени, говорит об их предпосылках. Важной темой сочинения стала идея патриотической борьбы против иностранных интервентов.
XVII Временник Дьяк Иван Тимофеев Один из наиболее ценных источников по истории России 2-й половины 16 - начала 17 вв., содержит сведения об исторических событиях в правления Ивана IV, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и последующего времени. Причины так называемого «смутного времени» автор объяснял нарушениями старинных обычаев, исконных начал социального и политического устройства общества.
XVII Вертоград многоцветный

Симеон Полоцкий: общественный и церковный деятель, придворный поэт, наставник детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора

В эти большие сборники вошло множество религиозных, сатирических и моралистических стихов. Немало произведений воспевает и самодержавие.

XVII Рифмологион
XVII Повесть о Шемякином суде - Сатирическая повесть о неправедном судье Шемяке, который, рассчитывая получить взятку, выносит довольно странные приговоры. Таким образом, произведение посвящено обличению судопроизводства.
XVII Повесть о Ерше Ершовиче - Сатирическая повесть о том, как Лещ и Головль, "ростовского озера жильцы", жалуются в суд на Ерша, который попросился у них на малое время "пожить и покормиться" в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, "векового обманщика". В конце концов, судьи признают вину Ерша, однако, тот сумел избежать наказания. Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.
XVII Повесть о Горе-Злосчастии - Яркий пример бытовой повести этого времени. В преддверии основного сюжета раскрывается библейская история про Адама и Еву, их грехопадение и последствия после этого для человечества. Потом происходит сюжетный переход на родительское наставление молодцу. Родители предостерегают главного героя от греховных поступков. Далее основное повествование направлено на раскрытие деятельности молодца, который, покинув отчий дом, ведет неправедный образ жизни. Тогда появляется Горе-Злочастие, которое следует за ним попятам. Однако главный персонаж решается уйти в монастырь и стать монахом. После этого Горе от него отстаёт навсегда.
XVII Оглавление книг, кто их сложил Сильвестр Медведев (родом из Курска): церковный и общественный деятель, первый русский библиограф Первый в русской историографии научный библиографический труд.
XVII Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа Предположительно архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий (Гизель) Первый труд по истории России о событиях, происходящих со времен Киевской Руси, что было особенно актуально в свете споров с Речью Посполитой о присоединении украинских земель.
XVII Большая государева книга или Царский титулярник Работники Посольского приказа и мастера Оружейной палаты (оформление) Рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке). Иллюстрации включают портреты русских князей и царей, патриархов, иностранных государей, изображения российских и иностранных гербов и печатей. Книга является уникальной, так как является самым древним источником, из которого дошли до нас многие из изображений русских правителей

 

v Архитектура.

В  п.п. XVI в. в  России  идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь – и городская, и сельская – остается деревянной. Привнесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре, которая обратилась к возрождению владимиро-суздальского наследия. Возвращение к национальным истокам ярко проявилось в произведениях традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте.  Шатры в русской архитектуре, вместе с тем, просуществовали недолго: в середине XVII в.  церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных церквей.

В XVII в. возникает новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко, характерный особенно для небольших церквей в усадьбах вельмож. Его особенностями являются светски-нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность.

Кроме того, здания этого периода отличает изобилие затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли каменным узорочьем или «дивным узорочьем».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: