Одним из таких преступлений, истоки которого лежат в прошлом, является наемничество, с помощью которого империализм осуществляет неоколониалистскую политику. Когда-то оно было весьма распространенным явлением. В древнем мире и в средневековье полководцы командовали армиями, почти целиком состоящими из наемников; скажем, войска короля Фридриха Великого почти сплошь состояли из наемников, да и Наполеон не чурался их услуг. В XX веке, к сожалению, наемничество возродилось уже на новой основе, став еще более опасным.
Нападение какой-либо страны с помощью наемников на другую следует квалифицировать как агрессию, как преступление против мира. Понимая это, реакционные круги империализма пытаются выдать наемничество за своего рода частнопредпринимательскую деятельность: не государство-де набирает наемников на службу для подавления национально-освободительных движений, а некие предприимчивые частные лица. Наиболее же реакционные режимы и те, кто их поддерживает морально и материально, открыто вербуют наемников. Вербовкой наемников занимаются также секретные службы империалистических государств, в частности ЦРУ США (особенно наглядно это выявилось в процессе над наемниками в Анголе).
В наемники всегда вербовались подонки общества, профессиональные убийцы и грабители, ничем не гнушающиеся за деньги. Поэтому слово «наемник» произносят с презрением.
Наемники во все века чинили зверства на территориях покоряемых их руками земель. Более того, те, кто их нанимал, поощряли эти зверства. Не отстают от своих предков и современные «завоеватели». Ныне они весьма мобильны: из Африки перекочевывают на Ближний Восток, затем перелетают (кстати, еще в XVIII столетии наемников, как и сейчас, называли «Дикими гусями») в Латинскую Америку и т.д.
Во многих странах Запада действует немало полулегальных пунктов, где вербуются наемники из числа отбросов общества. Среди этого сброда — немцы и бельгийцы, англичане и австралийцы,
316
канадцы и южноафриканцы, даже новозеландцы. Но всех их объединяет одно: жажда наживы и полная безнравственность.
По вопросу о признании наемничества международным преступлением еще нет соглашения, принятого ООН. Не так просто преодолеть сопротивление реакционных сил. Однако уже есть ряд документов, в которых международное сообщество весьма недвусмысленно характеризует наемничество. Вот выдержка из специальной резолюции ООН: «Использование колониальными и расистскими режимами наемников против национально-освободительных движений, борющихся за свою свободу и независимость от гнета колониализма и иностранного господства, является уголовно-наказуемым деянием, и, соответственно, наемники должны наказываться как уголовные преступники»45.
Очевидно, что защита национальной независимости народов, освободившихся либо освобождающихся от колониального или империалистического гнета, настоятельно требует отнесения наемничества к числу преступлений международных, преступлений против человечества. Еще в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1949 года было сказано, что наемник не имеет прав военнослужащего регулярной армии, что он военный преступник.
Преступниками должны быть признаны не только сами наемники, но и те, кто вербует или пользуется их услугами. Таково веление времени.
Сегодня появились и иные преступные деяния, которые вызывают тревогу людей, создают атмосферу страха и неуверенности, мешают осуществлению нормальных взаимоотношений между государствами.
Характерен в этом отношении терроризм (часто переплетающийся с наемничеством). Зарождаясь в той или иной стране Запада как выражение острых внутренних противоречий, нестабильности и неустойчивости в обществе, он перекидывается из одного государства в другое, принимая жестокие, агрессивные формы. В огне терроризма гибнут сотни и тысячи людей. Породив терроризм и как политический феномен, и как уголовное преступление, буржуазия стремится использовать его в борьбе против прогрессивных сил и против своих политических противников. При этом идеологи империализма стремятся выдвинуть на первый план уголовный характер терроризма и всячески затушевать его реакционную политическую суть.
Наиболее распространенные формы терроризма — убийства и вообще посягательства на жизнь неугодных реакции политических и общественных деятелей (при этом террористы не щадят и других людей, которые попадаются им «на пути»). Типичные методы — угоны самолетов, захваты заложников, взрывы помещений прогрессивных организаций и аналогичные насильственные действия.
С помощью террористов США стремятся помешать прогрессивным преобразованиям даже в развитых капиталистических странах. Например, в Италии, как только стало очевидным усиление пози-
317
ций левых сил, тут же по сигналу — официальному заявлению США о недопустимости вхождения коммунистов в итальянское правительство — страну потряс взрыв терроризма. Убийство Альдо Моро было его кульминацией, но и сейчас террористы продолжают свои грязные дела.
Ныне четко определилось два направления международного терроризма: правый, фашистского типа, и левацкий, в конечном счете по сути не столь уж отличный от первого.
Теоретическая база правого терроризма отнюдь не нова. В ее основе — созданные фашизмом теории и идеи. Правый терроризм всегда и везде сопутствует борьбе против прогресса и демократии. Это сила, к помощи которой империалистические круги прибегают не только внутри своей системы, но и за ее пределами, в частности для подавления национально-освободительного движения.
Террористические организации правого толка орудуют практически безнаказанно. Многие из них являются частью боевых соединений возрождающихся фашистских отрядов. Так, в ФРГ под руководством Хейнца Гоффмана неонацисты проводили даже свои военные учения, а власти и не подумали воспрепятствовать этому. Эту сторону проблемы буржуазные идеологи старательно обходят. Конечно, изредка кого-то из экстремистов привлекают к ответственности, но это бывает лишь в особо вопиющих случаях. В США, например, практической безнаказанностью пользуются члены небезызвестной «Лиги защиты евреев».
Нельзя не сказать о том, что США финансируют наиболее активные террористические организации во всем мире. Многие террористы получают «образование» в специальных тайных центрах обучения, находящихся в ведении ЦРУ. На поддержку и помощь США опираются все террористические диктаторские режимы в мире.
Так, пышным цветом расцвел терроризм в государственном масштабе на Латиноамериканском континенте — в Чили, Парагвае, Сальвадоре и ряде других стран. Примечательно, что всюду, где только намечается сдвиг в сторону демократизации, империализм немедленно приводит в действие правых террористов. На Ямайке они пытались убить премьер-министра М. Мэнли, повернувшего страну на путь демократических преобразований. В Португалии и Испании после свержения фашистской диктатуры и по сей день не прекращаются происки террористических групп.
Все возрастающую опасность на современном этапе представляет и левацкий терроризм. В ряде случаев он являет собой своеобразную форму протеста против существующих в западном мире порядков. Однако это обстоятельство не может влиять на оценку его сущности, ибо и этот вид терроризма поражает своей жестокостью, зачастую бессмысленностью, отвлекая массы от подлинной борьбы за свои права и мешая этой борьбе. Кроме того, буржуазные идеологи используют левацкий терроризм для клеветы на революционное движение, запугивая западного обывателя его крайно-
318
стями, что особенно ярко видно на примере так называемых «красных бригад» в Италии.
«Идеологию» левацкого терроризма — своеобразную смесь анархизма, троцкизма и фашизма — создавали западногерманские террористы Майнхоф и Баадер. Выступая на словах против капиталистических порядков, террористы левацкого толка по сути дела помогают капитализму вести борьбу с революционным и национально-освободительным движением. Склонность леваков к насилию ради ничем не ограниченного «чувства протеста» легко направляется в угодное реакционным силам русло.
Империалистические круги используют негативное отношение мировой общественности к терроризму. Они пытаются объявить терроризмом национально-освободительное движение народов и тем самым исказить сущность этого движения, скомпрометировать его. Акции левацких экстремистов подчас специально провоцируются правыми с целью дискредитации революционного движения.
Расширяющиеся масштабы, крайне опасный характер терроризма, многочисленность жертв, сам политический (а не только и даже не столько уголовный) характер терроризма — все это заставляет подходить к этому преступному по своему содержанию феномену с особой серьезностью.
В последние годы на Западе прослеживается тенденция предпринимать региональные меры по борьбе с терроризмом, не согласовывая их с международным сообществом. Соответствующие акты формулируются таким образом, чтобы, принимая решение о привлечении террористов к ответственности, власти имели полную свободу действий.
Очевидно, что законодательство должно предусматривать наказание террористов как правого, фашистского, так и левацкого толка. Но при этом ни в коем случае не может быть допущено даже малейшей дискредитации революционного и национально-освободительного движения. Нельзя уходить и от явно политического характера терроризма, не исключая, конечно, что конкретные террористические акты могут совершить и обычные уголовные преступники. В условиях мирного времени терроризм выступает в виде преступления, собравшего в себя опасные черты многих международных преступлений. К примеру, если мы имеем дело с «государственным» терроризмом, осуществляемым администрацией США и Израилем, то налицо агрессия и геноцид. Если террористы убивают или захватывают дипломатических представителей или граждан какого-либо государства и скрываются с ними на территории страны, руководители которой укрывают их от ответственности, то совершенно очевидно, что это наносит ущерб отношениям между государствами и чревато опасными для дела мира осложнениями.
Важно заключить такое соглашение о борьбе с терроризмом, в котором его необходимо признать преступлением, наносящим ущерб делу мира и сотрудничеству между государствами, преступлением против человечества.
319
Мы рассмотрели лишь некоторые опасные преступления, наносящие ущерб делу мира, международному сотрудничеству, нормальным взаимоотношениям между государствами, несущие угрозу человечеству. Но есть еще и другие, близкие им по характеру преступления. К ним относятся противозаконное вещание различного рода подстрекательских антидемократических радиостанций, призывающих мир к «крестовому походу» против коммунизма; пиратство, в том числе используемое реакционными силами для захвата или перевозки оружия и продажи его диктаторским, фашистским, полуфашистским режимам и террористам; распространение наркомании и порнографии как средств лишения людей человеческого облика и подталкивания их к преступлениям; подделка денег и ценных бумаг, совершаемая для подрыва экономики и финансов развивающихся государств; контрабанда и ряд других. Все это — преступления, несущие угрозу человечеству и миру на Земле.
На XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1982 год) было принято решение о создании Кодекса международных преступлений. Миролюбивая общественность может только приветствовать эту инициативу. Очевидно, что реакционные круги без особого восторга отнесутся и к самой инициативе, и особенно к конкретным действиям по подготовке Кодекса. При этом надо иметь в виду и то, что империализм и его апологеты, с одной стороны, будут стремиться выхолостить то, что записано в Уставе Нюрнбергского трибунала, чего, конечно, допустить нельзя, а с другой — что они же попытаются исказить, фальсифицировать содержание понятия международного преступления, как это имеет место, например, с понятием терроризма. Однако интересы народов, интересы сохранения мира на нашей планете требуют сорвать замыслы реакции. Это дело всех, кому дороги мир на Земле, демократия и социальный прогресс. Сказанное со всей очевидностью свидетельствует о том, что истоки всех этих преступлений лежат в самой сущности эксплуататорских общественно-экономических формаций, проявляясь в наиболее опасной для существования человечества форме в современный период развития империализма. Давая криминологическую характеристику преступности как отрицательного социального явления, несущего вред развитию человеческого общества, именно это и следует иметь в виду.
Примечания
К главе первой
1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955, с. 231.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 131.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 537-538.
4 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 102.
5 См.: Кажарская Т.Б. Юристы в США о предупреждении преступности. — Правоведение, 1980, № 1, с. 87-90.
6 См.: Криминология (История юридической науки). М., 1977.
7 См.: Миньковский Г.М. Основные этапы развития советской системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 6. М., 1967.
8 См.: Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982, с. 83-94.
9 КПСС в резолюциях, т. 2, изд. 1-е, с.59.
10 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 3.
11 См.: Программа КПСС. М., 1961, с. 106.
12 См.: Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971.
13 См.: Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.
14 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
15 Миронов Н.Р. О некоторых вопросах предупреждения преступности и других антиобщественных явлений и борьбы с ними в современных условиях. — Сов. государство и право, 1961, № 5, с. 106.
16 См.: Изучение преступности в районе. Госюриздат, 1962 (Танасевич В.Г., Звирбуль В.К., Каганович И.Б., Статкус В.Р., Яковлев М.В.); Работа районного прокурора по борьбе с преступностью. М.: Юрид. лит., 1965 (Звирбуль В.К., Березовская С.Г., Гав-рилов О.Л., Кацук М.И., Рагинский М.Ю., Ремнев В.И., Сафонов А.П.); Организация изучения причин и разработки мер предупреждения преступности в районе. М.: Юрид. лит., 1966 (Шляпочников А.С., Михайлов А.И., Орлов М.Р., Кригер В.И., Кузнецова Э.В., Кондрашков Н.Н., Яковлев А.М., Рахманов А.И., Бабаев М.М., Пронина В.С., Косоплечев Н.П.); Выявление причин преступлений и принятие предупредительных мер по уголовному делу. М.: Юрид. лит., 1967 (Кудрявцев В.Н., Звирбуль В.К., Михайлов А.И., Якубович Н.А.); Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969, с. 138-161.
17 Миронов Н.Р. Укрепление законности и правопорядка в общенародном государстве — программная задача партии. М., 1964.
18 Из наиболее крупных работ по данной тематике см.: Болдырев Е.В. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1964; Яковлев А.М. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964.
19 Советская криминология. М., 1966, с. 112.
20 См.: Кузнецова Н.Ф. Криминология как наука. — Сов. юстиция, 1970, № 2, с. 9.
21 См.: Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступлений. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972;
321
Он же. Общие меры предупреждения преступности; Сахаров А.Б. Теоретические основы предупреждения преступности. — Сов. юстиция, 1972; Он же. Социальная система предупреждения преступности в СССР. — Сов. государство и право, 1972, № 11; Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М., 1972; Миньковский Г.М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972; Звирбуль В.К. Предупреждение преступлений — главное направление борьбы с преступностью на современном этапе. — Сов. юстиция, 1972, № 6; Он же. Развитие форм и методов предупреждения преступности в СССР. — Соц. законность, 1973, № 5; Он же. Предупреждение преступлений средствами общего надзора прокуратуры. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 19, 1973.
22 См.: Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступности в СССР. Львов, 1975; Саркисов Г.Е. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975; Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975; Кудрявцев В.Н. Правонарушения. Глава причины и предупреждение. М., 1977; Он же. Причины правонарушений. М., 1975, с. 254-279; Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1976, с. 159-168; Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика правонарушений. Горький, 1976; Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977; Блувштейн Ю.Д. Предупреждение преступлений в обществе развитого социализма. Минск, 1980; Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
23 См.: Бойков А.Д. Роль защитника в предупреждении преступлений; Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М., 1971; Он же. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с преступностью. М., 1971; Зеленецкий В.С. Предупреждение преступлений следователем. Харьков, 1975, и др.
24 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (гл. IV, § 3). М., 1968; Звирбуль В.К. Социальное планирование и предупреждение правонарушений. — В кн.: Проблемы искоренения преступности в СССР. М., 1971; Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью в социалистическом обществе. — В кн.: Актуальные проблемы советской криминологии. М., 1973; Криминологические прогнозы и планы как часть системы управления процессом, направленным на предупреждение преступности в социалистическом обществе. — В кн.: Вопросы советской криминологии. М., 1976; Роль социального планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977; Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. ЛГУ, 1972; Аванесов Г.А. Криминология, прогностика, управление. Горький, 1975; Подрядов А.Н. Методологические проблемы комплексного планирования профилактики преступлений. — Известия Академии наук Латвийской ССР, 1979, № 3.
25 См.: Криминология. М., 1979, с. 124.
26 См.: Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976, с. 35-36.
27 Общество, как система, складывается из личностей, малых социальных групп, классов, национальности, народа. В нем происходит взаимодействие базиса и надстройки, действуют существенные связи, определяющие массовое поведение, поведение представителей класса, малых социальных групп и личностей. Таким образом, иерархичность строения свойственна любой сложной социальной системе.
28 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 39. Авторы справедливо подчеркивают, что приведенный перечень — примерный.
322
29 Яковлев А.М. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1977.
30 См.: Игошев К.Е.., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М., 1981, с. 76.
31 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 31.
32См.: Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976, с. 24-26; Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 59-61.
33 Определение предмета теории предупреждения преступности не является исчерпывающим. В нем даны процессы, с изучением которых связано развитие этой теории на современном этапе.
34 См.: Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975, с. 221.
35 Такие предложения были внесены на проходившей в Академии МВД СССР объединенной сессии советов научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений в Москве в марте 1977 г.
36 Характерно, что юристам в развитии новой науки отводилась последняя роль.
37 Следует отметить, что советы научно-исследовательских институтов не приняли решения по этому вопросу, а само предложение подверглось критике. См., например: Теоретические основы предупреждения преступлений, с. 64, а также выступления Кудрявцева В.Н., Клочкова В.В. и др. на сессии Советов.
38 См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1981, с. 393 и след.
39 См.: Звирбуль В.К. Проблемы преступности в свете борьбы социалистической и буржуазной идеологий. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, 1975, с. 12.
40 См.: Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969, с. 164.
41 Теоретические основы предупреждения преступности, с. 68.
42 Там же, с. 66.
43 Именно в таких исследованиях криминология выступает в качестве заказчика. Обоснование такого подхода см.: Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969, с. 164.
44 См.: Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982, с. 274.
45 О связи уголовной политики и профилактики преступлений см.: Дагель П.С. Проблемы уголовной политики. Владивосток, 1982, с. 83-94.
46 См.: Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. Вопросы теории и практики. М., 1982.
47 Танасевич В.Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступлений. — Сов. государство и право, 1964, № 6; Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17, 1972; Кригер В.И. О понятии общественных мер предупреждения преступности. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 13, 1971. Вопрос о мерах предупреждения преступности освещается также в работах Аванесова Г.А., Дагеля П.С., Карпеца И.И., Ковалева М.И., Кудрявцева В.Н., Сахарова А.Б., Сырова А.П., Жалинского А.Э.
К главе второй
1 Шамба Т.М. КПСС и органы охраны правопорядка. М., 1979, с. 57.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 133.
323
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 122.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 145.
5 Лафарг П. Собственность, ее происхождение и развитие. М., 1926, с. 65.
6 Кетле А. Человек и развитие его способностей или опыт общественной физики. Т. 1. СПб., 1865, с. 67.
7 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 361-362; т. 13, с. 515-516.
8 См., например: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 101 и др.
9 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 109.
10 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 174; т. 41, с. 33,317-318; т. 38, с. 74.
11 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 102; т. 35, с. 202.
12 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 131.
13 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 91.
14 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 408.
15 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970, с. 59.
16 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 84.
17 Материалы XXV съезда КПСС, с. 78.
18 Федосеев П.Н. Материалы международного симпозиума «Философия и социальный прогресс». — Вопросы философии, 1977, № 9, с. 16.
19 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 27.
20 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 102.
21 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 21.
22 Коммунист, № 9, 1985, с. 4.
23 Коммунист, № 9, 1985, с. 6.
24 См.: Социология и проблемы социального развития. М., 1978, с. 93.
25 Подробно вопрос о мотивации преступного поведения см.: Кузнецова Н.Ф. Детерминизм преступного поведения. М., 1984.
26 Социология и проблемы социального развития. М., 1978, с. 95-96.
27 Коммунист, 1985, № 9, с. 31.
28 Там же, с. 33.
К главе третьей
1 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 93-98.
2 См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980, с. 484.
3 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 104.
4 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980, с. 477-494; О совершенствовании правового регулирования предупреждения преступности. — В кн.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., 1977.
5 См.: Теоретические основы предупреждения преступности, с. 30.
6 См. Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 484; Сахаров А.Б. Теоретические основы предупреждения преступности, с. 102 и др.
7 См.: Криминология. М., 1979, с. 124.
8 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 99; Аванесов Г.А. Указ. соч.
9 Коммунист, 1985, № 7, с. 12.
10 Здесь и далее имеются ввиду и соответствующие статьи УПК других союзных республик.
324
11 Танасевич В.Г. К теоретическим основам разработки мер предупреждения преступности. — Сов. гос. и право, 1964, № 6, с. 92.
12 См., например, Советская криминология. М., 1966, с. 122; Криминология М., 1979, с. 127.
13 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 94.
14 См., например, Емельянов С.А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980.
15 См.: Демиденко Н., Скворцов К. Предостережение прокурора. — Соц. законность, 1981, № 7, с. 42-43.
16 См.: Сафонов А.П. Представление прокурора об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. М., 1970.
К главе четвертой
1 См. постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями (Справочник партийного работника, 1980, вып. 20, с. 414).
2 Иной подход неизбежно приводит к отождествлению целей и задач любого уровня и в любой сфере жизнедеятельности нашего общества (воспитательной, экономической и др.) с целями и задачами предупреждения преступности, так как в конечном счете все поступательное движение общества «работает» на искоренение преступности. «Было бы одинаково неправильно как исключать общесоциальные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступлений, так и объявлять все их профилактикой. Это именно социальные мероприятия, дающие профилактический эффект» (Жалинский А.Э. Условия эффективности профилактики преступлений. М., 1978, с. 9). Поэтому необходимо, как представляется, различать собственно профилактическую функцию (выделенную в аспектах целеуказания, ресурсного, информационного и нормативного обеспечения, организации и т.д.) от социальных функций более общего характера — по дальнейшему подъему материального уровня, сознательности, культуры членов общества, гармонизации их потребностей и интересов — «попутно», опосредованно, в конечном счете создающих необходимую базу, оптимальные условия для предупреждения преступности.
3 Здесь и далее понятия «субъект предупреждения преступности» и «субъект предупреждения преступлений» употребляются как равнозначные, исходя из того, что устранение, ограничение и ослабление криминогенных факторов есть в то же время и предупреждение конкретных преступлений (как и наоборот, предупреждение последних есть одновременно и «вклад» в ограничение действия криминогенных факторов). Здесь действует соотношение: общее — особенное — единичное.
4 См.: Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980, с. 10-11 и др.
5 О понятии органов уголовной юстиции см.: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980, с. 88-105.
6 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 133.
7 Здесь и далее этот термин применяется в его наиболее общем значении, охватывая также органы, учреждения, предприятия.
8 См.: Комплексное изучение системы воздействия на преступность (под ред. Осипова П.П.). Л., 1978, с. 126.
9 См.: Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980, с. 69 и след.
10 См.: Сахаров А.Б. Теоретические основы предупреждения престу-
325
плений. — Сов. юстиция, 1972, № 3, с. 5-7; Саркисов Г.С. Социальная система предупреждения преступности. Ереван, 1975, с. 49 и др.
11 Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 422.
12 Игошев К.Е., Шмаров И.В. Указ. соч., с. 22.
13 Ориентационная характеристика субъектов предупреждения преступности в определенной степени условна, так как, например, некоторые из них могут осуществлять деятельность как внутри организации, так и вне ее (профилактическая деятельность трудового коллектива внутри предприятия и в закрепленном микрорайоне). Но основная ориентация может быть зафиксирована всегда.
14 В некоторых работах по существу отождествляются понятия правоохранительных органов и органов уголовной юстиции. Между тем: а) некоторые правоохранительные органы (арбитраж) вообще не относятся к уголовной юстиции; б) такие органы как прокуратура, суд, милиция, комиссии по делам несовершеннолетних, лишь частично осуществляют задачи уголовной юстиции (имея для этого соответствующие оргструктуры), наряду с осуществлением иных задач правоохранительной деятельности.
15 Традиционное выделение общепредупредительного и частнопредупредитель-ного воздействия уголовно-правовых мер представляется недостаточно точным. В отношении подавляющей части членов нашего общества необходимости в предупредительном воздействии нет и не может быть, поэтому определение «общее» здесь не подходит. Речь идет фактически о воспитательно-мобилизующем, активизирующем эффекте. Предупредительный же эффект достигается в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений (неиндивидуализированное предупредительное воздействие) и в отношении конкретных преступников (индивидуализированное предупреждение рецидива).
16 Это относится и к предупреждению рецидива, так как по отношению к возможности нового преступления лицо, ранее совершившее преступления, опять находится на названных стадиях.
17 Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Указ. соч., с. 22.
18 В этой связи требует определенного уточнения высказывание: профилактика представляет собой «средство, предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества от преступлений» (Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 420). Профилактика может осуществляться и путем наказания, в том числе уголовного, если ставится задача пресечь формирование готовности к совершению тяжких преступлений, устранить условия, способствующие преступлению.
19 Выше говорилось об использовании в наиболее общем значении термина «организация». Это необходимо повторить и применительно к использованию в настоящей главе термина «общественная организация». Он охватывает как общественные организации в собственном смысле слова (установленные, иерархизированные), так организации и формирования общественной самодеятельности.
20 О понятии политики борьбы с преступностью см.: Бородин С.В. Теоретические проблемы советской уголовной политики. — В сб.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., 1977; Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979 и др. работы.
Представляется, что политика борьбы с преступностью как «обеспечивающее» направление внутренней политики в свою очередь включает взаимодействующие: политику предупреждения преступности, политику в сфере процессуальной и розыскной деятельности, административно-правовую, уголовно-правовую (уголовную) и исправительно-трудовую политику.
21 См. Жалинский А.Э. Указ. соч., с. 66. Эта тенденция реализуется не только путем совершенствования нормативного, организационного, информационного, методического регулирования и обеспечения, но и путем постепенного форми-
326
рования и упрочения знаний, умений и навыков людей — участников профилактической деятельности (см. также Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. М., 1975, с. 157).
22 О круге субъектов предупреждения преступности в смысле их системы, реализующей целенаправленную деятельность по программированию, обеспечению ресурсами, объединению усилий и непосредственному решению задач профилактики, говорится в коллективной работе «Комплексное изучение системы воздействия на преступность» (под ред. Осипова П.П.). Л., 1978, с. 126. Надо, однако, оговорить, что отождествление понятий «круг» и «система» не вполне удачно, так как требует пояснения того, что элементы, входящие в «круг», обладают интегративными характеристиками элементов системы.
23 Жалинский А.Э. Условия эффективности профилактики преступлений. М., 1978, с. 65.
24 В связи с характеристикой динамизма данной ситуации А.Э. Жалинский обоснованно указывает, что эта ее черта не исключает, а предполагает обоснованность происходящих изменений: «введению новых организационных форм предупреждения преступлений должно предшествовать признание недостаточности старых. В противном случае возникают однотипные организации... что приводит, естественно, к лишней затрате социальных средств» (Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1976, с. 118).
25 Здесь и один из важнейших «узлов» криминологической теории предупреждения преступности, научные разработки которой должны, с одной стороны, противостоять «моде», конъюнктурным попыткам создавать избыточные звенья системы, а с другой — своевременно улавливать и реализовывать действительно возникающие потребности.
26 Вицин С.Е. Системный подход к преступности. М., 1980, с. 90.
27См. там же.
28 Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 265.
29 Понятие групп или комплексов задач, мер, субъектов предупредительной деятельности введено в теорию предупреждения преступности уже упоминавшейся работой А.Э. Жалинского и М.В. Костицкого. Представляется, однако, возможным говорить не только о локальных и факультативных, но и о «сквозных» комплексах субъектов предупредительной деятельности.
30 Разумеется, что членение относительно. Выделяется именно основной метод, используемый для реализации возложенных функций.
31 В литературе предпринята попытка классифицировать субъекты, ведущие борьбу с преступностью, исходя из того, способны ли они воздействовать на сам генезис преступности (через воздействие на объективные причины) или только удерживать преступность в определенном состоянии (через воздействие на персонифицированных ее носителей). — См.: Комплексное изучение системы воздействия на преступность, с. 13-14, 26-28. Отнеся к сдерживающим субъектам органы уголовной юстиции и противопоставив им органы криминологической профилактики, авторы указанной точки зрения утверждают, что эффективное предупреждение преступности в стране возможно и при «снижении эффективности» уголовно-правовых мер. Это, конечно, неверно. Интегральная цель предупреждения (а не только сдерживания преступности) реализуется, как это видно из прямых указаний закона, и в процессе применения уголовно-правовых мер, не говоря уже о том, что в процесс этого применения включены и меры криминологической профилактики. Криминологическое предупреждение преступлений как ведущее в борьбе с преступностью, не «компенсирует» и не «вытесняет» уголовно-правовое предупреждение, а взаимодействует с ним на основе оптимизации сфер применения.
32 Жалинский А.Э. Указ. соч., с. 102-115.
327
33 Там же, с. 117.
34 См., например, п. 3ст. 131 Конституции СССР.
35 Как известно, нормативные акты предписывают — обязательно включать в планы экономического и социального планирования, в коллективные договоры условия разделов о профилактике правонарушений. Интересно напомнить в этой связи, что уже первый пятилетний план РСФСР включал раздел «Борьба с социальными аномалиями» — задачи борьбы с пьянством, беспризорностью и т.п.; перечень мероприятий и их ресурсное обеспечение. Например, на лечебно-предупредительные меры и развитие мер отвлечения от пьянства выделялось 129 млн. руб. (см. сб.: Контрольные цифры пятилетнего плана народного хозяйства РСФСР. М., 1929, т. 1, с. 535-537).
36 Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 425.
37 По буквальному значению слово «долг» идентично «обязанности»; «функция» же в свою очередь может быть заменена словами «обязанность», «круг деятельности» (см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952, с. 147-195).
38 Когда говорится о деятельности субъектов предупреждения преступности, имеются в виду два уровня криминогенных процессов: формирование личности, склонной к правонарушающему поведению; формирование готовности (умысла, мотива, ситуации) к конкретным преступлениям.
39 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 147.
40 Надо напомнить в этой связи о недопустимых, но достаточно распространенных попытках ведения неких самостоятельных «учетов» неблагополучных семей, трудных подростков, лиц, склонных к правонарушениям, и т.п. в ряде учебных заведений и общественных пунктов охраны порядка; причем соседям, соученикам, общественности объяснялось об этом и соответствующие лица именовались на собраниях и в беседах «состоящими на учете».
41 Об этом см., например, в сб.: Коммунистическая нравственность и правопорядок. М., 1979, с. 90.
42 Субъекты планирования и координации предупредительной деятельности обычно формируются — если речь не идет о внутриведомственных задачах — во исполнение указаний субъектов партийно-политического руководства и властного (государственно-правового) управления системой.
43 При этом непосредственные функции управления могут быть возложены ведомством, органом, коллективом на специализированную оргструктуру, в том числе реализующую координационные функции.
44 Например, Всесоюзный институт Прокуратуры СССР, ВНИИ МВД СССР, исследовательский центр Академии МВД СССР, специализированные лаборатории в институтах АПН СССР, Министерство просвещения и т.д.
45 Например, учебные заведения МВД СССР, Прокуратуры СССР, юридические факультеты и институты.
46 Например, специализированные факультеты для дружинников, членов товарищеских судов, актива комиссий по делам несовершеннолетних, народных университетов правовых знаний.
47 См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968, с. 148; Мильнер Б. Об организации управления. — Коммунист, 1975, № 3, с.40-46.
К главе пятой
1 В криминологической и уголовно-правовой теории профилактическая политика рассматривается как часть (направление) политики борьбы с преступностью, а последняя в свою очередь — как часть внутренней политики. — См. об этом: Бо -
328
родин С.В. Теоретические проблемы советской уголовной политики. — В сб.: XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., 1977; Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979; Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности социального планирования борьбы с преступностью. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 34. М., 1981.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 30-31.
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 61. Эти ленинские указания нашли свое дальнейшее развитие в указаниях XXIII, XXIV, XXV, XXVI съездов партии о задачах и итогах партийной работы.
4 Жилинский С.Э. Роль КПСС в укреплении законности на современном этапе. М., 1977, с. 77.
5 См.: Социальная профилактика правонарушений в социалистическом обществе, с. 48.
6 Причем в связи с необходимостью (о которой шла речь выше) обеспечить одновременное использование партийно-организационных, идеологических, государственно-правовых средств, характерных для рассматриваемой сферы, в ряде случаев принимаются совместные партийно-государственные решения.
7 При этом в случае выявления проблемных ситуаций, типичных и для других регионов (городов, районов, коллективов) или и для других однотипных либо даже относящихся к иным подсистемам субъектов предупредительной деятельности, по результатам проверок и отчетов принимаются решения, относящиеся не только к проверяемым, но и к другим звеньям.
8 Этим вопросам посвящены, в частности, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» (1959 г.), «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (1974 г.). Опыт партийного руководства этими формированиями нашел интересное освещение в сборнике: Коммунистическая нравственность и правопорядок. М., 1979, с. 77, 94, 117, 179.
9 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 50, с. 63.
10 В частности, первичные партийные организации предприятий и учреждений совместно с другими органами коллектива дают после всестороннего обсуждения рекомендации членам коллектива для работы в органах внутренних дел.
11 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 16.
12 Успехи криминологических исследований в стране, их масштабы, обеспеченные рядом постановлений ЦК КПСС, как и присуждение Государственной премии СССР ряду ученых (И.И. Карпецу, В.Н. Кудрявцеву, Н.Ф. Кузнецовой, А.Б. Сахарову и А.М. Яковлеву) за разработку теоретических основ советской криминологии, создали реальную возможность для постоянного использования помощи криминологов партийными комитетами различных регионов.
13 Кузнецов В. XXVI съезд КПСС и развитие основ советского народовластия. Коммунист, 1981, № 10, с. 28.
14 Применительно к сфере борьбы с преступностью термин «общественные организации» используется в широком смысле слова. Он охватывает все совокупности людей, принимающих активное участие в общественной жизни, «добровольные объединения граждан, способствующие развитию их политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов» (Советский энциклопедический словарь. М., 1979, с. 923). Сюда включаются, разумеется, с учетом различий в масштабах, уровнях, содержании деятельности, — не только организации широкого профиля, действующие в масштабе страны, но и локальные, специализированные самодеятельные объединения, в том числе по месту работы и жительства. Для их обозначения в литературе используются и термины «органи-
329
зация общественной самодеятельности», «добровольные объединения (формирования) трудящихся».
15 Авторы монографии «Право и социальное планирование» (см. с. 207-208) противопоставляют изучению положения дел в административно-территориальных единицах изучение так называемой «экологии преступности» путем выделения зон наибольшей пораженности. Легко, однако, заметить, что это новшество лишь кажущееся: силы и ресурсы борьбы с преступностью (в том числе общественности, участвующей в предупредительной деятельности) распределены по административно-территориальным единицам. Поэтому выделение зон пораженности (кстати, этот прием применяется десятки лет) не исключает его использования в организации борьбы с преступностью в областном, городском, районном масштабах.
16 См.: Теоретические основы предупреждения преступности, с. 168.
17 В последние годы в общественных организациях широкого профиля (например, в комсомоле) начали выделяться структурные подразделения или работники, специализирующиеся на предупредительной деятельности, ее информационном и методическом обеспечении; либо соответствующая функция выделяется в качестве самостоятельной у уже имеющихся подразделений. Это позволяет говорить о тенденции к частичной специализации соответствующих общественных организаций в качестве субъектов предупреждения преступности.
18 Здесь используются общие организационные решения, уставные средства и т.д. и специализация различных общественных организаций.
19 См., например: Система комплексного планирования и управления профилактикой правонарушений. Рига, 1980, с. 91-93; здесь общественные организации именуются «ведомствами» наряду с государственными органами, участвующими в координации; дифференцированной характеристики задач и пределов участия не дается. Аналогичный упрек может быть сделан и учебнику: Криминология. М., 1979, с. 146.
20 «Местные партийные, советские, профсоюзные и комсомольские органы и организации, каждый в своем регионе контролируют, организуют и направляют реализацию всего комплекса профилактических мероприятий» (Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977, с. 38).
21 Эта правильная позиция излагается, в частности, в работе: Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979, с. 10, 19, 28 и др.
22 Это не исключает возможности привлечения их представителей в необходимых случаях к непосредственному участию в обсуждении, экспертного их опроса и т.п. Но речь идет об эпизодическом и факультативном участии.
23 Использование дисциплинарных и иных правомочий администрации для предупреждения и пресечения правонарушений есть составная часть воспитательно-профилактической работы трудового коллектива, а не внешняя по отношению к нему деятельность. Административный персонал есть часть социалистического трудового коллектива, а не нечто стоящее над ним. К тому же ряд мер администрация принимает совместно с общественностью или по ее предложению.
24 В литературе нередко проводится мысль, что меры такого рода всегда эффективнее, нежели меры правового воздействия. Эта точка зрения требует существенной коррекции. Прежде всего приводимые в ее подтверждение данные представляют собой не результаты исследований фактической эффективности принятых мер, а лишь немотивированную вербальную информацию (мнение опрошенных). Во-вторых, нельзя давать недифференцированную оценку без учета степени значимости для нарушителя данного типа общественного мнения коллектива.
25 В ее сферу входят, в частности, члены коллектива, состоящие на профилактическом учете в правоохранительных органах; члены коллектива, не состоящие
330
на таком учете, но характеризующиеся резким ослаблением позитивных социальных связей, злоупотреблением спиртными напитками, конфликтностью и т.п.
26 Выделяются, в частности, направления по предупреждению посягательств на социалистическое имущество, нарушений общественного порядка, нарушений правил охраны труда, правонарушений несовершеннолетних.
27 В этом качестве они выступают и как представители коллективов (по их поручению) или участников коллективных мероприятий (см.: Участие общественности в борьбе с правонарушителями в СССР, с. 6).
28 «Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе» (ст. 49 Конституции СССР). Это право, гарантирующее реализацию гражданского долга членов нашего общества, распространяется и на сферу предупредительной деятельности.
29 На сферу предупредительной деятельности в полной мере распространяется известное указание В.И. Ленина: «...граждан надо учить... (и помочь им) воевать за свое право по всем правилам законной... войны за права» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 53, с. 149).
30 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 397.
31 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1976, № 1.
32 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, № 2, с. 13.
33 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 71.
34 См.: Бойков А. Деятельность суда по выявлению причин преступлений. — Сов. юстиция, 1971, № 14, с. 3-5.
35 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 71.
36 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 73.
37 См.: Черкасов В.М. Организационная работа отделов юстиции по повышению уровня деятельности народного суда по предупреждению преступлений. — В сб.: Проблемы предупреждения преступности и дальнейшего укрепления законности и правопорядка. М., 1974, с. 105-108.
38 См.: Емельянов С.А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. М., 1980.
39 См.: Предупреждение преступлений. М., 1962, с. 86-110.
40 См.: Маркелов Т.Л. Взаимосвязь органов прокуратуры с общественностью в борьбе с правонарушениями. — В сб.: Проблемы участия общественности в борьбе с преступностью. М., 1978, с. 110-122.
К главе шестой
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 215.
2 Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся в свете решений XXVI съезда КПСС», Правда, 4 апреля 1981 г.
3 Весьма детальная разработка оснований классификации социальной информации проведена в работах: Журавлев Г.Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М., 1973; Петров Г.И. Основы советского социального управления. Л., 1974; Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980.
4 См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980, с. 510.
5 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979; Миньковский Г.М.
331
Проблемы информационного обеспечения криминологического планирования. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 26, 1977; Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972; Звирбуль В.К. Роль социального планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977; Сахаров А.Б. Методологические, методические и организационные проблемы социального планирования борьбы с преступностью и предупреждение преступлений. — В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 32, 1980 и др.
6 См. работы: Косоплечева Н.П., Миньковского Г.М., Жалинского А.Э., Кузнецовой Э.В., Сидоренко Е.Н., Измайловой Ф.Ш. и др.
7 Комплексное планирование профилактики правонарушений. М., 1979, с. 8. См. также: Аванесов Г.А. Указ. соч.
8 Звирбуль В.К. Роль социального планирования в предупреждении правонарушений. М., 1977, с. 21.
9 См.: Ельмеев В.Я. Методологические основы планирования социального развития. М., 1974, с. 75.
10 См. там же, с. 92.
11 См.: Иванченко В.М. Методология народнохозяйственного планирования. М., 1975; Комплексные социальные исследования. Л., 1976; Дмитриев А.В., Иванов О.И., Голофаст В.Б. Комплексное социально-экономическое исследование. Л., 1978.
12 Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1982, с. 59.
13 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1972, с. 27.
14 Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». Коммунист, 1979, № 14.
15 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977, с. 235.
16 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 344-345.
17 Анчишкин А. Методология прогнозирования народного хозяйства. — Вопросы экономики, 1980, № 1, С. 15.
18 См. там же, с. 16.
19 «Криминологическое прогнозирование... является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования. В то же время оно представляет собой самостоятельную отрасль прогнозирования» (Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 350).
20 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
21 Глезерман Г.Е. В.И. Ленин и проблемы научного предвидения. — Вопросы философии, 1969, № 4, с. 25.
22 В 1966 году издательство «Юридическая литература» выпустило первый учебник «Советская криминология» под ред. А.А. Герцензона, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева.
23 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33,с. 91.
24 См.: Глезерман Г.Е. Указ. соч., с. 17; Смирнов А.Д. Социализм, научно-техническая революция и долгосрочное прогнозирование. — Вопросы философии, 1968, № 9, с. 198.
25 Васильев Ю.А. В.И. Ленин и социальное предвидение. Минск, 1978, с. 83.
26 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968, с. 161; см. также: Панкратов В.В. Научно-технический прогресс и криминологическое прогнозирование. — В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 201.
27 Кудрявцев В.Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии. — В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 203.
332
28 Кузнецова Н.Ф. Некоторые вопросы прогнозирования преступности. — В кн.: Вопросы научного прогнозирования. М., 1968, вып. 2, с. 206.
29 Смирнов А.Д. Указ. соч., с. 12.
30 Анчишкин А. Указ. соч., с. 19.
31 Бауэр А., Эйхгорн В. Прогноз и диалектика. — Вопросы философии, 1968, № 10, с. 16-17.
32 См.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
33 Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М., 1979, с. 60.
34 Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. М., 1978, с. 86.
35 Смирнов А.Д. Указ. соч., с. 15.
36 Глезерман Г.Е. Указ. соч., с. 19.
37 Бауэр А., Эйхгорн В. Исторический материализм и общественный прогноз. — Вопросы философии, 1969, № 9, с. 16.
38 Сафаров Р.А. Прогнозирование — функция социалистического государственного управления. — Сов. государство и право, 1969, № 10, с. 110.
39 Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 370.
40 См.: Криминология. М., 1979, с. 156-157.
41 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч., с. 154; Он же, Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии, с. 204.
42 См.: Аванесов Г.А. Указ. соч., с. 359-361.
43 Анчишкин А. Указ. соч., с. 19.
44 Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. М., Наука, 1972, с. 63.
45 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч., с. 157.
46 См.: Сафаров Р.А. Указ. соч., с. 110.
47 См.: Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972.
48 Кудрявцев В.Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии, с. 204.
49 Проблема координации предупреждения преступности в целом разработана еще недостаточно. Детальной разработке подвергнута координация правоохранительных органов в борьбе с преступностью. (См.: Найденов В. Координация действий правоохранительных органов в борьбе с преступностью. — Соц. законность, 1978, № 12; Организация работы районной (городской) прокуратуры. М., 1974; Маркелов Т.Л. Проблемы координации в борьбе с правонарушениями. — В сб.: Вопросы борбы с преступностью. Вып. 24. М., 1977 и др.).
50 См.: Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями».
51 См. ст. 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.
52 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, № 34.
53 См. Положение об общественных пунктах охраны порядка РСФСР. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 27, ст. 772.
К главе седьмой
1 Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1981, с. 30, 36.
2 См.: Дорофеев В. При наличии отсутствия. — Литературная газета, 25 марта 1981 г.
3 См.: Селиванов Н.А. Некоторые спорные вопросы теории комплексного
333
планирования профилактики правонарушений. — В кн.: Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений. М., 1981, с. 23.
4 См.: Киш А. Социальная структура социалистического общества: мифы и реальность. М., 1981, с. 120-138.
5 Подробно по этому вопросу см.: Енукидзе Г. Непременное условие утверждения коллективистской морали и социалистического образа жизни. — Коммунист, 1980, № 15, с. 73-84.
6 См.: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 274.
К главе восьмой
1 Здесь и в дальнейшем имеются в виду и соответствующие статьи уголовных кодексов других союзных республик.
2 Под данным М.Ф. Орлова, изучившего группу уголовных дел в отношении лиц, осужденных за халатность, эта доля оказалась еще выше — около 70% являлись работники торговли. (Орлов М.Ф. Уголовно-правовая борьба с бесхозяйственностью. — Сов. государство и право, 1975, № 1).
3 См.: Кирпичников А. Криминологическое исследование взяточничества. — Соц. законность, 1975, № 12, с. 42.
4 По данным исследования В.Г. Танасевича, доля ранее судимых взяткополучателей составляла 10% (См.: Танасевич В.Г. Борьба с должностными преступлениями. — В сб.: Вопросы советской криминологии, ч. 1, М., 1976, с. 154; Криминология. М., 1976, с. 400-401.
5 Например, из числа опрошенных нами работников контрольно-ревизионных органов 63% ответивших на эти вопросы указало, что времени на глубокое исследование во время ревизии стоящих перед ними вопросов было недостаточно.
6 На низкую эффективность контроля при решении задач борьбы с должностной преступностью обращают внимание различные авторы. См., например: Светлов А.Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970, с. 143.
К главе девятой
1 Преступность этого рода иногда стали называть «общеуголовной», что вряд ли правильно, ибо и посягательства со стороны должностных лиц на государственное и общественное имущество и ряд других преступлений также являются «общеуголовными».
2 Никифоров Б., Остроумов С., Стручков Н. Посередине — проблема. — Новый мир, 1972, № 5, с. 249.
3 Все эти термины можно, например, встретить на страницах сб.: Проблемы преступности (под ред. Я.С. Розанова). Госиздат Украины, 1924, с. 14, 41, 110, 111, 152, 224.
4 См.: Яковлев А.М. Указ. работа.
5 Будем впредь употреблять для краткости этот термин (прим. ред.).
6 См.: Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979, с. 163.
7 Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников. В сб.: Вопросы борьбы с преступностью, вып. 24. М., 1976, с. 13.
8 См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968, с. 34, 41; Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970, с. 92; Лившиц Ю.М. Личность и общественный порядок. Таллин, 1975, с. 43-73.
334
9 См.: Кудрявцев В.Н. Социологические проблемы исследования антиобщественного поведения. — Социологические исследования, 1974, № 1, с. 55.
10 См.: Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1976, с. 110.
11 См., в частности: Тощенко Ж.Т. Роль социального планирования в совершенствовании социалистического образа жизни. — В сб.: Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. М., 1977, с. 206; Тольстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975, с. 27.
12 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. — МГУ, 1969, с. 203.
13 Романов Г.А. О борьбе с бытовой преступностью. — Правоведение, 1973, № 4, с. 47.
14 Лившиц Ю.М. Криминологические проблемы взаимосвязи личности и общественного порядка. Автореф. докт. дисс. Л., 1975, с. 21.
15 Следует оговорить, что преступления, совершаемые в сфере досуга, в конечном счете также являются следствием конфликта, подчас не менее глубокого и серьезного, чем в тех случаях, когда обе конфликтующие стороны четко противостоят друг другу (как в быту). Однако характер досуговых конфликтов и механизм их образования более сложны и многозначны, их причины чаще коренятся в иных сферах жизнедеятельности. Досуг же в силу имманентно присущих ему качеств выступает наиболее уязвимым временем для проявления причин преступности, многие из которых лежат далеко за его пределами. Поэтому при наличном уровне знания отграничение до






