Дополнительные Интернет-ресурсы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

САРАТОВ

2020

УДК 372.857

ББК 74.262.8

    М54

 

 

Составитель

Т.Ю. Сторожева, старший методист

кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО»

 

 

Методические рекомендации по реализации рабочей программы учебного предмета «Родная (русская) литература» в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Т.Ю. Сторожева. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 17 с.

 

УДК 372.857

ББК 74.262.8

 

                                                                                      © Министерство образования Саратовской области, 2020

                                                                                      © ГАУ ДПО «СОИРО», 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………..…………………..  4

Обучение и контроль образовательной деятельности по родной (русской) литературе в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в интернет) 4

Обучение и контроль образовательной деятельности по родной (русской) литературе в условиях отсутствия доступа в интернет............................................... 8

Приложения............................................................................................... 10



ВВЕДЕНИЕ

Реализация рабочей программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) каждым учителем родной литературы осуществляется индивидуально, руководствуясь методическими рекомендациями по реализации основных образовательных программ, технических условий (скорость доступа в интернет, наличие оборудования, видеокамеры, оснащенность домашнего рабочего места учителя и ученика, наличие необходимых программ, доступность платформ), а также уровня IT-компетенций педагогов, пользовательских навыков учащихся и родителей, а также рекомендаций самой образовательной организации.

ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(ПРИ НАЛИЧИИ ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ)

Основными инструментами для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в дистанционном режиме являются персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны с выходом в интернет.

В этих условия учитель:

– создает соответствующие образовательной программе учебного предмета, доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;

– организует рассылку ресурсов и заданий по электронной почте или с помощью мессенджеров (WhаtsApp и др.), устанавливает сроки их выполнения;

– оценивает результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций; если предусмотрено балльное оценивание, выставляется отметка;

– размещает информацию на сайтах образовательной организации и личном сайте.

Обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания в рабочих тетрадях, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью в режиме онлайн.

Все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде образовательной организации, на их основании формируются информационные образовательные материалы педагогов в соответствии с тематическим планированием учебного предмета и портфолио учебных результатов обучающихся.

Отметки целесообразно фиксировать в электронном журнале, если он предусмотрен локальным актом образовательной организации в условиях дистанционного обучения.

В регионе программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и региональной программы «Час чтения» (в 2016 году программа вошла в число лучших методик России).

В настоящее время при отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов «Родная (русская) литература» и «Литературное чтение на русском языке» образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.

Для организации дистанционного обучения по учебному предмету «Родная (русская) литература» существует несколько ресурсов, созданных кафедрой филологического образования на сайте ВКонтакте», и ресурсы коллег из других регионов,  так как данный предмет находится только на стадии внедрения в образовательный процесс.

Ресурсы для организации дистанционного обучения
по родной русской литературе

Название ресурса Рекомендации Ссылка
Сообщество в ВК «Изучаем родной язык и литературу» В этом сообществе представлены учебники по предмету, рабочие программы, подборки интересных материалов, ссылки на опыт коллег. https://vk.com/public186013587
Сообщество в ВК «Час чтения» В этом сообществе представлены рабочие программы, подборки актуальных материалов, ссылки на опыт коллег, литература для детей для чтения и прослушивания. https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk
Сообщество в ВК «Родной язык и родная литература: вопросы и ответы»   Сообщество создано в образовательных целях и является платформой областного семинара «Родной язык и родная литература: вопросы и ответы». Здесь представлены видеоуроки участников конкурса учителей родного языка и две секции семинара «Уроки родного языка и литературы» и «Формы и приёмы работы». https://vk.com/public193317340
Сообщество в ВК «Уроки родной русской литературы» Сообщество создано в образовательных целях, содержит уроки родной русской литературы, дидактический материал для проведения уроков на основе анализа текста, уроков-проектов. Учитель может найти готовые задания для учеников, которые можно использовать во время дистанционного обучения https://vk.com/event194363323
Проект «Интернет-урок»   Уроки по основным предметам школьной программы. Представлены материалы по всем разделам литературы, которые можно использовать на уроках родной литературы: запись урока, файл урока, тренажеры, онлайн-тесты https://interneturok.ru/  
Сайт «Слово» Сайт учителей-словесников, который содержит и уроки, и дидактические и методические материалы, и контрольно-измерительные материалы по родной литературе и по родному русскому языку. http://umoslovo.ru/index.php/rodnaya-literatura
Сайт «Дистанционное обучение» Сайт «Дистанционное обучение» Сидоренко А.В. содержит материалы и тексты к урокам родной русской литературы https://programmer-anna.ru/archive.html  
РЭШ Литература   Уроки литературы, которые можно изучать на родной литературе https://resh.edu.ru/subject/14/
РЭШ Театральные постановки Театральные постановки по произведениям школьной программы https://resh.edu.ru/theatre/

О формах контроля

Учет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ) организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса на бумажных носителях и/или в электронно-цифровой форме, в том числе на основе ресурсов Виртуальной школы (возможны и другие ресурсы, на усмотрение образовательной организации).

Для осуществления контроля над результативностью обучения учащихся важно использовать различные контрольно-измерительные материалы, так как именно они обеспечивают обратную связь от учащихся (измерение, оценка и просмотр результативности обучения). Основные формы контроля в новых условиях представлены в таблице.

Формы контроля

Форма контроля, домашнего задания Кто оценивает
Вопросы, задания из учебника Учитель
Вопросы, задания из рабочих тетрадей Учитель
Задания, разработанные педагогом Учитель
Задания, размещенные на образовательных порталах, платформах, в тестирующих программах Компьютерные программы (автоматическая проверка)
Задания, разработанные педагогом, размещенные в тестирующих программах образовательных платформ Компьютерные программы (автоматическая проверка)
Устные ответы (скайп) Учитель

Не следует забывать актуальную форму фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации – Виртуальную школу. Здесь можно использовать функции электронного дневника.

Учитель может создать виртуальный класс, выдавать задания для диагностики усвоения материала и другие ресурсы в зависимости от контекстных условий. Основные возможности оценивания в условиях дистанционного обучения представлены в таблице 6.

Средства обучения и формы контроля

Средства контроля Формы контроля Кто оценивает
Скайп Электронная почта Тестирующие программы Устные ответы Тесты Задания в виде файлов (с ответами) Проектная деятельность Учитель Компьютерные программы Самооценка

Устные ответы с использованием скайпа могут быть оценены на основе следующих критериев:

– 5 баллов ставится, если ученик показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; набран максимальный балл за решение задачи.

– 4 балла ставится, если ученик показывает знания всего изученного программного материала; дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, неполные определения понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов; набрано 2 балла за задачу.

– 3 балла ставится, если ученик усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; набран 1 балл за решение задачи

– 2 балла ставится, если ученик не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

 

ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ
ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ

При отсутствии доступа в Интернетосновным инструментом для организации взаимодействия педагогов и обучающихся может служить мобильный телефон.

В соответствии с имеющимися у обучающихся учебниками/учебными пособиями/рабочими тетрадями учительформулирует задания, вопросы, разрабатывает памятки, алгоритмы небольшого объема, устанавливает сроки выполнения, затем делает рассылку материалов с помощью SMS и МMS-сообщений. Задания, разработанные педагогом, должны быть невелики по объему, удобны для передачи по телефону, доступны для кратких ответов учащихся.

Обучающиеся выполняют заданияи для осуществления текущего контроля или промежуточной аттестации высылают учителю фотоотчеты, однако не следует требовать от школьников фотоматериалов с ответами за каждый урок.

Учащиеся имеют возможность консультироваться с учителем по телефону. Если в учебниках/учебных пособиях/рабочих тетрадях есть ответы, то обучающиеся могут также осуществлять самоконтроль и самооценку.

О формах контроля

В данных условиях необходимо учесть, что:

– основным источником для организации контроля являются учебники родной литературе, а именно система вопросов и заданий к каждой теме урока, учитель определяет периодичность контроля и сам проверяет выполненные работы учеников;

– самоконтроль и самооценка становятся регулярными формами контроля, и, как следствие, снижается требование объективности оценивания;

– задания, разработанные педагогом, должны быть небольшого объема, доступны, удобны для оценивания учащимися и могут относиться одновременно к нескольким темам.


Приложение 1

Основные нормативные документы
по организации обучения в новых условиях

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (c изменениями и дополнениями 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.) (требования СанПиНа).

О внесении изменений № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановление от 25 декабря 2013 года № 72.

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Локальные нормативные правовые акты образовательных организаций.


Приложение 2

Бесплатные Интернет-ресурсы

 

http://www.philology.ru/ - Русский филологический портал. Филологический портал Philology.ru - попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).

http://slovesnik-oka.narod.ru/ - портал «Словесник». Здесь вы познакомитесь с учеными-методистами России, чьи имена, быть может, известны лишь специалистам - преподавателям русского языка, учителям-словесникам. Но именно эти ученые являются авторами школьных и вузовских учебников, именно благодаря им родной язык по-прежнему остается важнейшим учебным предметом в школе. Альманах знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка. Учителя найдут здесь ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

 











Дополнительные Интернет-ресурсы

 

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Приложение 3

Пример задания для рассылки

Напишите сочинение в жанре эссе по рассказу Л. Улицкой «Капустное чудо».

Критерии оценивания сочинения

Оценка "5" ("пять") ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме.

Оценка "4" ("четыре") ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен.

Оценка " 3 " ("три") ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря.

Оценка "2" ("два") ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка.

 

 

Приложение 4

КИМ для промежуточной аттестации по родной литературе

Промежуточная аттестация по родной литературе для 9 класса

1 вариант

1. К какому жанру древнерусской литературы относится произведение «Житие Сергия Радонежского»?

а) Повесть.

б) Житийная литература.

в) Притча.

 

2. Почему Настя, из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», увидев письмо от мамы, не стала его читать, а положила в сумку?

а) Настя не общалась с мамой.

б) Настя решила его прочесть позже. Она подумала, что если мама пишет, то она жива и с ней все хорошо.

 

3. Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова: «Рожденный ползать – летать не может»

а) И.С.Тургенев «Вешние воды»

б) М.Горький «Песня о Соколе»

в) А.А.Фет «Кактус»

 

4. В каком городе происходит действие, описанное в произведении А.С. Грина «Зеленая лампа»?

а) В Москве.

б) В Лондоне.

в) В Париже.

 

5. С какой целью мальчик Вася – герой произведения Ю. Нагибина «Старая черепаха», продал свою черепаху?

а) Хотел купить новый конструктор

б) Хотел купить двух маленьких черепашек, ведь прежняя была стара.

в) Хотел на вырученные деньги купить подарок маме на день рождения.

 

6. Что придумали мама и бабушка главного героя повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось», чтобы разлучить юных влюбленных?

а) Мнимую болезнь мамы.

б) Мнимую болезнь бабушки.

в) Поступление парня в другом городе.

 

7. Почему Санин, главный герой повести И.С. Тургенева, опоздал на дилижанс?

а) Он засиделся у Леоноры Розелли.

б) Он передумал ехать в Берлин.

в) Эмиль не отпустил Санина

 

8. Определите жанр произведения А.Суркова «Утро победы».

а) Рассказ.

б) Стихотворение.

в) Повесть.

 

9. Какова особенность композиции рассказа А.А.Фета «Кактус»?

а) Кольцевая

б) Рассказ в рассказе

в) Зеркальная

 

10. За что Пушкин - главный герой рассказа Ю.Олеши «Друзья», любил Виленьку?

а) За его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

б) За то, что он всегда давал ему списывать.

в) За то, что он всегда защищал его от старшеклассников.

 

11. Какова главная мысль очерка К.Симонова «Свеча»?

а) Автор хотел показать беспомощность пожилой женщины во время Великой Отечественной войны.

б) Огонь на могилах погибших должен гореть вечно. Мы должны помнить их подвиг.

 

12. Кого описывает В.Каверин в романе «Два капитана»?

«Он приходил – грузный, коренастый, усатый, в маленькой суконной шапочке, в брезентовых штанах. Мать говорила и говорила, а он молча ел и только откашливался изредка да вытирал усы. Потом он брал детей – меня я сестру – и заваливался на кровать. От него пахло пенькой, иногда яблоками, хлебом, а иногда каким-то протухшим машинным маслом».

а) Папу главного героя.

б) Дедушку.

13. Какую фигуру речи использует Э.Асадов в стихотворении «Письмо с фронта» в следующих словосочетаниях: Пишу я, читаешь письмо ты, грустила ты?

а) Анафора.

б) Инверсия.

 

14. Как представился Егор Дремов, когда пришел домой в отпуск после длительного лечения? (По рассказу А.Н.Толстого «Русский характер»)

а) Егор Дремов, лейтенант

б) Лейтенант, Герой Советского Союза Громов.

 

15. Каких писателей и поэтов Саратовской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?

 

2 вариант

 

1. К какому жанру древнерусской литературы относится произведение «Житие Сергия Радонежского»?

а) Житийная литература.

б) Роман.

в) Поучение.

 

2. Как называлась деревня, в которой жила главная героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?

а) Ивановка.

б) Колодное.

в) Заборье.

 

3. Определите автора и произведение, из которого взяты следующие слова: «Безумству храбрых поем мы песню!»

а) А.С.Грин «Зеленая лампа».

б) В.П.Астафьев «Рукавички».

в) М.Горький «Песня о Соколе».

 

4. С какой целью Стильтон - главный герой произведения А.С.Грина «Зеленая лампа», сказал Джону Иву зажигать зеленую лампу?

а) Таким образом он хотел дисциплинировать Джона Ива.

б) Стильтон считал, что люди - лучшие игрушки, и решил сделать такую игрушку из бездомного бродяги.

в) Джон Ив таким образом должен был зарабатывать себе деньги.

 

5. Чему учит нас Ю.Нагибин с помощью рассказа «Старая черепаха»?

а) Нужно отвечать за тех животных, которых мы приручили.

б) Нужно помогать старшим.

 

6. Чем закончилась повесть Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»?

а) Приятной встречей юных влюбленных.

б) Разлукой влюбленных.

б) Ссорой между мальчиком и девочкой.

 

7. Какие жизненные уроки можно получить, прочитав повесть А.Алексина «А тем временем где-то»?

а) Уроки милосердия

б) Уроки взаимопомощи

в) Уроки бережного отношения к животным.

 

8. Определите жанр произведения Н.Ушакова «Накануне»

а) Повесть.

б) Роман.

в) Стихотворение.

 

9. Какую задачу ставил перед собой А.А.Фет, когда писал рассказ «Кактус»?

а) Показать пение цыганки Стеши

б) Показать, как расцветает кактус.

в) Донести до читателя, что красота вечна. Искусство должно создавать прекрасное, тем самым пробуждая человека и приобщая его к духовности.

 

10. Что объединяло главных героев рассказа Ю.Олеши «Друзья»?

а) Все они жили на одной улице.

б) Все они писали стихи.

в) Все они занимались в одном кружке.

 

11. Зачем главная героиня очерка К.Симонова «Свеча» зажигает венчальную свечку на могиле погибшего солдата?

а) Женщина считает, что каждый солдат-защитник должен быть похоронен с почестями.

б) Так она прощается с погибшим.

 

12. О ком идет речь? (По роману В.Каверина «Два капитана»)

«Простоволосая, босая, она стояла в сенях и даже не оборачивалась, когда кто-нибудь проходил в дом. Она все молчала, только изредка рассеянно говорила два-три слова. И она как будто боялась меня. Когда я начинал «говорить», она с болезненным выражением затыкала уши. Как будто стараясь что-то припомнить, она проводила рукой по глазам, по лбу»…

а) Тетя Даша.

б) Мама главного героя.

 

13. Каким средством выразительности являются следующие словосочетания из стихотворения Э.Асадова «Письмо с фронта»: неласковым небом, свистя беззаботно, сыновний привет, далеким победам, солдатской дорогой.

а) Эпитеты.

б) Метафоры.

 

14. Как звали невесту героя рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»?

а) Мария.

б) Катя.

в) Настя.

 

15. Каких писателей и поэтов Саратовской области вы знаете? Напишите, какие произведения вам известны?

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: