Краткая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Причины нарушений речи делятся на:

1. Биологические причины развития речевых нару­шений представляют собой патогенные факторы, воз­действующие главным образом в период внутриутроб­ного развития и родов (гипоксия плода, родовые трав­мы и т. п.), а также в первые месяцы после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость.

2. Социальные факторы развития речевых нарушений связаны с депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицатель­ное воздействие могут оказывать двуязычие, излиш­няя стимуляция речевого развития ребенка, педагоги­ческая запущенность, дефекты речи окружающих.

Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выражен­ными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышле­ния, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Неярко выраженные дефекты речи устраняются в результате логопедиче­ских упражнений, остальные требуют обучения детей в специальных образовательных учреждениях.

У детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечаются повы­шенная утомляемость, раздражительность, возбуди­мость, двигательная расторможенность. Для них характерны расстройства настроения, эмоциональная не­устойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели и проявляется в усилении голов­ных болей, расстройстве сна, повышенной двигатель­ной активности. Как правило, у таких детей отмечают­ся неустойчивость внимания и памяти, особенно рече­вой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низ­кая умственная работоспособность. Психическое состоя­ние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работо­способность резко меняется. В период психосоматиче­ского благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Сознание своей непол­ноценности и бессилия в попытках общения нередко приводит к изменениям характера: замкнутости, нега­тивизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.

Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учи­теля и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агресси­ей или, наоборот, повышенной застенчивостью, нере­шительностью, пугливостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: