Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз, спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
|
|
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях.
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
|
|
Урок 24. Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 26. Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П.И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. Урок 29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 30. Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32. Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34. Образы киномузыки. Проверочная работа. Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | В том числе: | ||
Контрольные работы. | |||||
I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 16 | ||||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | |||
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | |||
3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина» | 2 | |||
4. | |||||
5. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | |||
6. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | |||
7. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | |||
8. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | 1 | ||
9. | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | |||
10. | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | |||
11. | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | |||
12. | «Фрески Софии Киевской» | 1 | |||
13. | «Перезвоны». Молитва. | 1 | |||
14. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | |||
15. | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | |||
16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | 1 | ||
II полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 19 | ||||
17. | Авторская песня: прошлое и настоящее. Мини-проект «Авторская песня: любимые барды» | 1 | |||
18. | Джаз – искусство 20 века. Мини-проект «Золотые годы джаза» | ||||
19. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | |||
20. | Образы камерной музыки. | 1 | |||
21. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | |||
22. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | |||
23. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 | |||
24. | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 | |||
25. | |||||
26. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье – я печален». Связь времен. | 2 | |||
27. | 1 | ||||
28. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 2 | |||
29. | |||||
30. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| 2 | |||
31. | |||||
32. | Мир музыкального театра. Проект: «Музыкальный театр». | 2 | |||
33. | |||||
34. | Образы киномузыки. Проверочная работа. | 2 | 1 | ||
35. | Обобщающий урок. | ||||
Итого: | 35 | 4 |