Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз, спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях.

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24. Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26. Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П.И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. Урок 29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30. Урок 31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34. Образы киномузыки. Проверочная работа. Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:
Контрольные работы.
  I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 16  
1. Удивительный мир музыкальных образов. 1  
2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. 1  
3.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина»

2

 
4.  
5. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» 1  
6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 1  
7. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. 1  
8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 1 1
9. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» 1  
10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. 1  
11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. 1  
12. «Фрески Софии Киевской» 1  
13. «Перезвоны». Молитва. 1  
14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. 1  
15. Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. 1  
16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. 1 1
  II полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки» 19  
17. Авторская песня: прошлое и настоящее. Мини-проект «Авторская песня: любимые барды» 1  
18. Джаз – искусство 20 века.  Мини-проект «Золотые годы джаза»    
19. Вечные темы искусства и жизни. 1  
20. Образы камерной музыки. 1  
21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. 1  
22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 1  
23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. 1  
24.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина

2

 
25.  
26.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье – я печален». Связь времен.

2

 
27. 1
28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2

 
29.  
30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2

 
31.  
32.

Мир музыкального театра.

 Проект: «Музыкальный театр».

2

 
33.  
34. Образы киномузыки. Проверочная работа.

2

1
35. Обобщающий урок.  
  Итого: 35 4

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: