Поурочное планирование

 

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

план факт

Тема I полугодия: «Музыка вокруг нас».

1.     «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                    (Урок-путешествие) Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
  • П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
  • Д. Кабалевский «Песня о школе».
  • И. Якушенко «Пестрая песенка»
2     Хоровод муз. Комбинированный урок. (Урок - экскурсия) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод-древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. 
  • р.н.п. «Во поле береза стояла»
  • греческий танец «Сиртаки»
  • молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
3     Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок - игра) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
4     Душа музыки – мелодия.  Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики - “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. П.Чайковский:
  • «Сладкая греза», «Вальс»,
  • «Марш деревянных солдатиков».
5     Музыка осени. Комбинированный урок Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
  • П.И. Чайковский «Осенняя песнь»
  • Г. Свиридов «Осень»
  • В. Павленко «Капельки»
  • Т. Потапенко «Скворушка прощается»
6     Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.
7     «Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
  • Д. Кабалевский «Песня о школе»
  • А. Островский «Азбука»
8     Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
  • В. Дроцевич «Семь подружек»
  • «Нотный хоровод»
9     Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.   Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.  
10     Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.   Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
  • «Полянка» (свирель),
  • «Во кузнице» (рожок),
  • «Как под яблонькой» (гусли)
  • «Пастушья песенка» (французская народная песня)
11     «Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок   Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А. Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
  • Д. Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
  • Н.А. Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
12     Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.     Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
  • И.С. Бах «Шутка»
  • К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
  • Л. Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
13     Звучащие картины. Комбинированный урок.     Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
  • К. Кикта «Фрески Софии Киевской»
  • Л. Дакен «Кукушка»
14     Разыграй песню. Комбинированный урок.     Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки  
15     Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
  • «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
  • «Щедрик» - украинская народная колядка
  • «Все идут, спешат на праздник» - колядка
  • С. Крылов - «Зимняя сказка»
16     Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. Комбинированный урок.   Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т. Гофмана и музыкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И. Чайковский  Балет «Щелкунчик»:
  • «Марш»
  • «Вальс снежных хлопьев»
  • «Па- де-де»
  • «Зимняя песенка» А. Бердыщев

Тема II полугодия: «Музыка и ты»

17     Край, в котором ты живешь. Урок изучения и закрепления новых знаний. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
  • В. Степанова «Добрый день»
  • А. Шнитке - «Пастораль»
  • Г. Свиридов – «Пастораль»
  • В. Алексеев «Рощица»
  • А. Бердышев «Приезжайте в тундру»
18     Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний.   Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
  • И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости»
  • И. Никитин «Вот и солнце встает»
19     Музыка утра.   Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э. Григ «Утро»
  • П.Чайковский «Зимнее утро»
  • В. Симонов «Утро в лесу»
20     Музыка вечера. Комбинированный урок.   Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
  • В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
  • С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
  • Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
  • В. Салманов «Вечер»
21     Музыкальные портреты. Урок изучения и закрепления новых знаний.   Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С. Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
  • В. Моцарт «Менуэт»
  • С. Прокофьев «Болтунья»
22     Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Комбинированный урок. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.  
  • П.Чайковский «Баба Яга»
  • «Баба – Яга» - детская песенка
23     Музы не молчали. Комбинированный урок. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
  • А. Бородин «Богатырская симфония»
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
  • «Учил Суворов»
24     Мамин праздник. Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
  • В. Моцарт «Колыбельная»
  • И. Дунаевский «Колыбельная»
  • М. Славкин «Праздник бабушек и мам»
  • И. Арсеев «Спасибо»
25     Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.    
26     Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
  •  «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская народная песня.
27     Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний.   Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
  • И. Бах «Волынка»
  • П.Чайковский «Сладкая греза»
  • Л. Дакен «Кукушка»
  • «Тонкая рябина» - гитара
  • Ж. Рамо - «Тамбурин» - клавесин
  • И. Конради – «Менуэт» - лютня
28     «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая   музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ.  Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
29      Музыка в цирке. Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в   цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
  • А. Журбин «Добрые слоны»
  • И. Дунаевский «Выходной марш»
  • Д. Кабалевский «Клоуны»
  • О. Юдахина «Слон и скрипочка»
30     Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер -поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
  • Н. Римский-Корсаков опера «Садко»
  • (фрагменты)
  • Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»
  • («Золотые рыбки»)
31     Опера-сказка. Урок закрепления знаний.   Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
  • М. Коваль «Волк и семеро козлят»
  • М. Красев «Муха – цокотуха»
32     «Ничего на свете лучше нету». Комбинированный урок. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
  • Г. Гладков «Бременские музыканты»
33     Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

 

 

Класс

Содержание курса:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: