В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.
Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей – выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах – занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурньй уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования.
|
|
Особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей:
1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).
2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка.
3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).
4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем – отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.
|
|
5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.
Алгоритм психологического консультирования родителей
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7. Психологический диагноз ребенка.
8. Психолого-педагогическое назначение.
9. Контроль, повторное консультирование.
Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтический ориентированный процесс консультирования – предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В толи время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конечном итоге – и судьбы семьи.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная причина, из-за которой могут пострадать взаимоотношения между родителями и подростками, кроется в том, что именно на этом возрастном этапе ваши дети начинают добиваться самостоятельности. При этом их нравственные ориентиры тоже начинают претерпевать значительные изменения. Образ идеальных родителей уходит на задний план, и теперь вы не только пример во всём и всегда, но и предмет для оценки и сравнения.
Подросток начинает стремиться к равноправию в отношениях с родителями, поэтому прежде привычные социальные роли наставников и учителей, с которыми был связан образ отца и матери, уже не имеют прежней силы. Возникает определенная противоречивость и в том, как подросток определяет своё место в семье: с одной стороны, это её равноправный участник, с другой, он до сих пор продолжает ориентироваться на взрослых, копируя черты их поведения, подражая, в попытке выработать свою линию поведения.
В связи с этим работа психолога с родителями, у которых имеются проблемы взаимодействия с их ребёнком подростком строятся на разъяснении характерных особенностей этого возраста. Консультанты советуют найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить. Огромное значение для подростка так же имеет испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Родителям следует говорить с ребенком и избегать резких выражений.