Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 5 портальных кранов от 10 до 40 тонн, автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что на 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат. В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».
Планирование работы порта. Основными показателями, характеризующими производственную деятельность порта, являются грузооборот, судооборот, пропускная способность, объем грузовой работы порта, коэффициент перевалки.
План работы порта разрабатывают исходя из плана погрузочно-разгрузочных работ. В плане погрузочно- разгрузочных работ определяют грузооборот в тоннах с подразделением на каботажные и экспортно-импортные грузы по установленной номенклатуре.
Судооборот исчисляют отдельно по прибыли и по отправлению судов.
Пропускную способность порта рассчитывают с учетом уровня механизации перегрузочных работ.
Объем грузовой работы порта в тонно-операциях определяют как произведение тонн груза на количество перевалок их в порту по основным вариантам работ (судно- вагон, судно-склад, судно-причал, вагон-склад и обратно).
Коэффициент перевалки находят как отношение тонно-операций к количеству тонн переработанного груза за определенный период.
В плане погрузочно-разгрузочных работ рассчитывают по установленной номенклатуре грузов общее количество тонно-операций с выделением выполняемых комплексно-механизированным способом, коэффициент перевалки и процент охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механизации (на основе плана механизации).
Планы по грузообороту, объему грузовой работы порта и механизации, а также по судообороту служат основой для расчета других разделов годового плана: по труду, финансам, материально-техническому снабжению, себестоимости и др.
Годовое (текущее) планирование. Годовой (текущий) план работы судна, являясь составной частью плана пароходства, конкретизирует его по объектам, перевозкам, месту и времени их выполнения.
Годовой (текущий) план работы судна содержит производственные задания, транспортные ресурсы, затраты на поддержание этих ресурсов.
Производственное задание судна отражает годовой план перевозок судна в денежном (чистая валютная выручка) или натуральном (тоннаж) выражении. Производственное задание судну устанавливают после расстановки флота пароходства по линиям и направлениям перевозок. Годовое производственное задание (по объемам перевозок и транспортной работе в натуральном или денежном выражении) имеет условный характер из-за неточности исходных данных по годовым объемам и направлениям перевозок, возможных значительных изменений в расстановке судов по линиям и направлениям. Поэтому в годовые производственные заданий судов часто вносят большие коррективы, обусловленные изменениями в объемах, характере и условиях работы каждого судна.
Транспортные (производственные) ресурсы включают плановую чистую грузоподъемность, продолжительность эксплуатационного периода, бюджет времени (в тоннаже-сутках) в эксплуатации, техническую скорость вгрузу и балласте по сезонам года и другие паспортные технико-эксплуатационные характеристики судна, в том числе нормативные постоянные судовые запасы. Задания по транспортным ресурсам дополняют показателями использования судов (коэффициентом использования календарного периода, коэффициентом ходового времени, коэффициентом использования грузоподъемности, коэффициентом реализации технической скорости, производительностью в натуральном или стоимостном выражении 1 т грузоподъемности в сутки эксплуатации).
Затраты (натуральные и стоимостные) на поддержание транспортных ресурсов охватывают:
· плановую продолжительность и объем заводского ремонта в соответствии с типовой ремонтной ведомостью;
· номенклатуру и удельный расход топлива и смазочных материалов по видам рабочего времени, плановые цены расходуемых сортов топлива;
· суточный расход пресной воды на ходу и на стоянке;
· штатные расписания на эксплуатационный и внеэксплуатационный период;
· эксплуатационные расходы по статьям: содержание экипажа, амортизация, ремонт и снабжение, сборы и агентирование, прочие навигационные расходы. Их представляют как смету расходов и показателей по видам рабочего времени;
· суточный фонд инвалюты, выплачиваемый экипажу в загранплаваниях, лимит средств на закупку в иностранных портах скоропортящихся продуктов, нормативы инвалютных расходов на техническое снабжение;
· плановую себестоимость суточного содержания судна на ходу и на стоянке.
В качестве результативного показателя в годовом плане устанавливают плановый уровень доходности.
Оперативное планирование. Оперативный (рейсовый) план работы судна конкретизирует непрерывный график работы флота по исполнителям транспортной работы (судам), ее элементам и операциям (переход, погрузка, выгрузка), объемам (массе) и наименованиям грузов, месту (портам отправления и назначения, промежуточным портам, рекомендованным курсам), календарному времени (датам и часам) и срокам (продолжительности рейса, его элементов и операций) выполнения транспортной работы, а также по финансовым показателям (доходам, расходам, чистой валютной выручке, финансовому результату).
Необходимость рейсового планирования обусловливается потребностью учета изменений, возникающих в характере и условиях перевозок, и целесообразностью оценки результатов работы экипажей судов по каждому рейсу, а также по сумме рейсов за квартал.
Целью оперативного (рейсового) планирования является:
o обеспечение высококачественного выполнения непрерывного графика работы флота, обязательств перед клиентурой и другими организациями - участниками единого транспортного процесса, производственных и финансовых планов пароходства;
o изыскание резервов повышения эффективности работы судна в каждой рейсе, в условиях непрерывного графика работы флота;
o усиление заинтересованности коллектива судна в результатах труда.
Основным документом, определяющим работу судна в каждом рейсе, является рейсовое задание. Трамповым судам рейсовое задание составляют и выдают на каждый рейс. Судам, совершающим последовательные, сравнительно короткие рейсы, составляют и выдают рейсовые здания на группу рейсов на определенный календарный период (месяц, квартал) с общими (суммарными) значениями показателей. Грузовым, грузопассажирским, пассажирским судам и морским паромам, работающим на линиях по расписанию, рейсовые задания выдают на круговой рейс. Судам, находящимся в аренде, работающим по таймчартеру и совершающим экспедиционные рейсы, рейсовое задание выдают в соответствии с условиями договора об аренде, таймчартером или характером экспедиционных работ.
Рейсовое задание содержит следующие данные и показатели:
· нормируемая чистая грузоподъемность в данном рейсе в тоннах;
· наименование (род) и количество грузов в тоннах, а при необходимости и их особенности {объемные и массовые данные, опасные свойства, влажно-температурный режим, угол естественного откоса навалочных грузов);
· порты погрузки и выгрузки, ротация портов захода;
продолжительность рейса и его элементов (ходовой и стояночной составляющих) в часах;
· дата и время начала и окончания рейса;
· доходы в инвалютных рублях для загранплавания, доходы в национальной валюте для каботажного плавания;
расходы в инвалютных рублях и национальной валюте для загранплавания, расходы в национальной валюте для каботажного плавания;
· чистая валютная выручка, на судо-час и валютная эффективность для загранплавания;
· уровень доходности (отношение всех доходов ко всем расходам);
· ставки, условия и сроки оплаты фрахта при перевозках грузов иностранных фрахтователей;
· порты приема бункера, воды;
· основные условия договора морской перевозки или ссылки на соответствующие статьи типовых договоров морской перевозки (условия приема нотиса, оплаты стивидорных расходов и др.);
· рекомендации, касающиеся повышения эффективности и качества работы судна в рейсе, сокращения расходов в иностранных портах; особые задания в рейсе.
Плановое количество грузов (включая и палубные грузы) рассчитывают исходя из:
· чистой грузоподъемности судна на данный рейс с учетом нормируемого количества хозяйственных грузов и запасов бункера и воды, грузовой марки или допустимой осадки судна (при ограниченных глубинах в портах или каналах), если удельный погрузочный объем груза не превышает удельную грузовместимость судна в данном рейсе;
· грузовместимости судна с учетом коэффициента трюмной укладки, если удельный погрузочный объем груза превышает удельную грузовместимость судна в данном рейсе;
· количества заявленных к перевозке грузов, если при этом не обеспечивается полное использование чистой грузоподъемности и грузовместимости судна в данном рейсе.
Продолжительность рейса рассчитывается по элементам.
Продолжительность чистого ходового времени определяют делением расстояний между портами захода судна по рекомендованным курсам (за вычетом протяженности каналов и узостей) на техническую скорость, откорректированную в соответствии с разрабатываемыми пароходствами нормативами снижения скорости. К полученной продолжительности чистого ходового времени прибавляют время, необходимое для прохождения каналов и узостей, на лоцманскую проводку, швартовые операции.
Продолжительность стояночного времени рассчитывают исходя из планового количества грузов и норм, установленных на грузовые операции, и нормативов, установленных на вспомогательные операции.
Плановые доходы определяют исходя из количества грузов и тарифов на перевозку экспортно-импортных и каботажных грузов, а также тарифов или фрахтовых ставок, предусмотренных чартерами или специальными соглашениями.
Плановая сумма доходов за рейс включает:
· доходы за перевозки планового количества грузов в каботажном плавании, определяемые по действующим тарифам;
· доходы за перевозки планового количества экспортно-импортных грузов, определяемые по действующим тарифам;
· доходы за перевозки планового количества грузов, получаемые от иностранных фрахтователей и определяемые по ставкам, предусмотренным чартерами или специальными соглашениями.
Плановые суммы расходов за рейс включают:
· постоянные расходы на амортизацию, текущий ремонт, снабжение, содержание экипажа и др. Эти расходы рассчитывают на основе нормативов по сумме отдельных статей на судо-сутки в соответствии с плановой продолжительностью рейса;
· переменные расходы на топливо и смазочные материалы на ходу и на стоянке. Их определяют на основе нормативов расхода топлива и смазочных материалов в натуральном выражении и фактических цен на топливо и смазочные материалы в соответствии с плановыми ходовым и стояночным временем рейса;
· расходы (портовые сборы, стивидорные, агентирование и др.), принимаемые по установленным ставкам, нормативам, а при их отсутствии - по фактическим данным; расходы, произведенные в соответствии со специальным указанием пароходства; расходы, понесенные в связи со спасением судов; сумму платежей в бюджет по инвалютным расходам.
Плановое значение результативного показателя рейсового задания (уровень доходности) рассчитывают делением общей суммы доходов на общую сумму расходов.
Оценка работы транспортных судов. Итоговую оценку выполнения рейсового задания дают по окончании рейса на основании результативного показателя уровня доходности. При этом учитывают и выполнение задания по чистой валютной выручке в заграничном плавании, количеству перевезенных тонн грузов в каботажном плавании. Если судно работает на линии по расписанию, оценивают, насколько оно выдержало движение по расписанию.
При оценке выполнения рейса балластные переходы присоединяют к рейсам, их обусловливающим. К последующим рейсам, в частности, присоединяют балластные переходы, совершенные после рейса:
экспортного с генеральным грузом при условии, что последующий рейс выполнялся в заграничном плавании с импортными грузами; с импортными грузами; оцениваемого пароходством по фактическим затратам.
К выполненным рейсам присоединяют балластные переходы: специализированных судов, перевозивших экспертные наливные или навалочные и другие грузы и возвратившихся в порты для погрузки;
совершаемые после арктическог о (антарктического) рейса или рейса большого каботажа до первого порта погрузки;в украинские порты для постановки на ремонт или отстой.
Уровень выполнения показателя доходности определяют как отношение фактического показателя уровня доходности к плановому и выражают в процентах. При изменении элементов рейсового задания (количества и рода перевозимых грузов, портов захода, продолжительности рейса и др.) плановый уровень доходности корректируют и после этого сопоставляют с отчетным показателем.
Плановая продолжительность рейса может изменяться в случаях:
· ожидания судном приема иобработки, вызванного метеорологическими причинами после подачи нотиса о готовности, а также перерывов в выполнении грузовых работ по метеорологическим причинам, если они добавляются к сталийному времени;
· обработки судна в иностранных портах в субботние, воскресные или праздничные дни, если она по указанию пароходства проводилась с применением сверхурочных работ;
· ожидания разрешения властей на вход судна в порт или выход из него, подтвержденного выпиской из вахтенного журнала;
· ожидания судном ледокольной проводки для входа в порт или выхода из него, подтвержденного выпиской из вахтенного журнала;
· простоя судна из-за стихийного бедствия, а также вследствие забастовок в иностранных портах;
· плавания судна в тяжелых гидрометеорологических условиях, вынуждающих принимать особые меры по обеспечению безопасности судна и сохранности грузов (намеренное отклонение от рекомендованного курса, снижение скорости, заход в укрытие), если имеется обоснованное представление капитана, подтвержденное службой мореплавания;
· задержки, связанной с отвлечением судна на аварийные или спасательные операции, учитываемые по фактическим затратам времени.
После окончания рейса капитан судна направляет рейсовый отчет с приложенной документацией в пароходство.
Тальман
Тальман - это специалист в порту, который следит за погрузкой и разгрузкой товара на судно. А также он осуществляет контроль при передаче грузов и дальнейшей транспортировке, проверяет качество погрузочно-разгрузочных работ сотрудников порта.
Тальман должен знать:
· порядок приема и сдачи экспортно-импортного, каботажного, местного груза и багажа, включая грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;
· виды тары и упаковки;
· виды маркировки груза на русском и иностранных языках;
· свойства груза, правила его перевозки, погрузки, выгрузки, складирования и хранения;
· порядок и приемы учета груза;
· правила определения веса груза по осадке судна;
· правила пользования весами различных систем;
· основы организации и правила безопасного ведения погрузочно-разгрузочных работ;
· устройство грузовых помещений судов и железнодорожного подвижного состава;
· правила переработки большегрузных контейнеров;
· правила размещения, сепарирования, крепления и маркировки груза;
· формы и правила оформления документов на перевозку груза, коммерческих актов и актов общей формы;
· порядок оформления нарядов на выполненные работы;
· стандарты, технические регламенты на тару и упаковку;
· правила пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами, места их размещения;
· порядок и правила оказания помощи терпящим бедствие на воде;
· сигналы бедствия;
· требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
· правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Также тальман несет ответственность за:
· невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав;
· несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
· разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне;
· неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства;
· правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
· причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
· неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
Диспетчер порта.
Диспетчер (англ. dispatcher от англ. todispatch — отсылать,отправлять) – должностноелицо, отвечающее за координацию каких-либо действий в определённой сфере. Отличительным свойством является стекание к диспетчеру с периферии большого объёма информации, которая структурируется, перерабатывается и далее передаётся в нужных направлениях.
Диспетчер порта знает и применяет в деятельности:
· постановления, приказы, распоряжения, правила, Уставы и другие руководящие и нормативные документы, касающиеся производственной и эксплуатационной работы флота, перевозки грузов и пассажиров, технологии обработки и обслуживания судов в портах;
· технико-эксплуатационные и технико-экономические характеристики судов, причалов и перегрузочной техники портов;
· судовождение на водных путях и их судоходные и ограничительные условия для плавания судов;
· отечественный и зарубежный опыт в области технологии и прогрессивных методов эксплуатации флота и обработки его в портах;
· основы экономики, организации производства, труда и управления;
· правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Характеристика работ, задачи и должностные обязанности.
1. Диспетчер осуществляет оперативное руководство и контроль за работой флота, выполнением судами графиков (расписаний) движения и планов перевозки груза и пассажиров, других производственно-финансовых показателей, организацией и проведением погрузочно-разгрузочных работ, рациональным и эффективным использованием складских площадей, грузовых причалов, портовых перегрузочных машин и механизмов, рабочих комплексных бригад и механизаторов, выполнением сменно-суточных планов и технологических процессов обработки судов на причалах порта и клиентуры.
2. Организовывает своевременное обеспечение судов топливом, смазочными материалами и другими видами их комплексного обслуживания.
3. Своевременно информирует командный состав судов о штормовые предупреждения и принимает необходимые меры по обеспечению безаварийной работы флота.
4. Обеспечивает оказание помощи аварийным судам и судам, терпящим бедствие.
5. Организовывает внедрение передовой технологии и прогрессивных методов эксплуатации флота и его обработки в портах, направленных на снижение себестоимости и повышение производительности труда на перевозках и погрузочно-разгрузочных работах.
6. Изучает и обобщает передовые методы труда на флоте и в портах и организовывает их внедрение.
7. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины на флоте, перегрузочных работах и среди работников диспетчерской службы.
8. Руководит работой сменных диспетчеров и операторов диспетчерской службы и контролирует ведение ими диспетчерских журналов и другой документации.
9. Осуществляет учет и составление установленной отчетности.
10. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
11. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
Начало рабочего дня в диспетчерской начинается со Сменно-суточного плана(составляется начальником производственного отдела), Составляется наряд заданий, заполняется журнал расстановки докеров-механизаторов.
Во время практики я наблюдала:
1) Выгрузку обсадных труб с Вагона на причал.
2) Погрузку труб с причала на машину.
Обсадные трубы- конструкция которая создается из разных материалов(в Холмске стальные трубы), имеет цилиндрическую форму, монтаж такой трубы производится в пробуренную скважину. Используются для защиты скважин, засыпание грунта.
Обсадные конструкции применяются для защиты нефтяных и газовых скважин. Такие изделия обязаны иметь высокую прочность, чтобы выдерживать оказываемое на них давление со стороны почвы. Срок службы до 50 лет.
Типы обсадных труб:
Стальные
Стальные трубы обычно используются в сфере нефтегазовой промышленности, где требуются повышенные показатели устойчивости относительно давления грунта в скважине. Однако помимо очень высокой прочности у стальных труб есть серьезные недостатки — чувствительность к воздействию воды (в случае колодцев и питьевых источников), высокая стоимость, не самый простой монтаж и другие.
Чтобы минимизировать вероятность ржавчины, в системе рекомендуется поставить фильтр, который будет смягчать воду.
Также сегодня в продаже много стальных труб с дополнительным покрытием:
- Оцинкованная сталь. Главный плюс — полная устойчивость к коррозии. Однако частички цинка могут попадать в воду, а цинк является достаточно токсичным элементом для человека. Поэтому оцинкованная сталь может применяться только с сфере газовой и нефтяной промышленности. Для создания колодцев этот материал не подойдет.
- Трубы на основе нержавеющих сплавов. Не ржавеют при длительной эксплуатации и полностью безопасны. У них есть один серьезный недостаток, который сводит на нет все преимущества — очень высокая цена. В случае скважин гораздо проще использовать пластик.
- Трубы с эмалированным покрытием. Не ржавеют и полностью безопасны для человека. Недостатки — неудобный монтаж, достаточно тонкие стенки, достаточно серьезная чувствительность к механической деформации.
Пластмассовые
Самые массовые и популярные. Их делают из различных материалов — ПВХ, полиэтилен и другие. У пластмассовых труб есть масса плюсов в сравнении с металлом:
- Полная экологическая безопасность при правильном применении.
- Невосприимчивость к коррозии (даже в случае постоянной работы).
- Простота монтажа, высокое качество герметичности, большой срок годности.
- Достаточно низкая цена и доступность.
Однако нужно помнить, что пластик не слишком хорошо переносит механическое воздействие и высокое давление. Поэтому пластиковые трубы нельзя использовать на глубине более 50 метров. В этом случае предпочтение рекомендуется отдать металлическим изделиям того или иного типа.
Асбестоцементные
На практике очень часто применяется обсадная труба из асбестоцементных смесей. Обладают низкой ценой при отличных технико-эксплуатационных характеристиках. Однако врачи рекомендуют полностью отказаться от использования асбестоцементных труб. В некоторых европейских странах использование асбестоцемента запрещено на законодательном уровне. В состав асбеста входит большое количество вредных примесей, которые влияют на работу легких и вызывают рак.






