Описание технологического процесса.
РТК 5.5
Судовая операция.
1.1. Докеры трюмного звена опускают в трюм и вручную с помощью ломов, ножниц снимают крепление, при этом должно быть исключено самопроизвольное раскатывание труб. При работе в трюме следует принимать особые меры предосторожности при хождении по грузу и выполнении других операций.
1.2. Выгрузка труб из судна производится краном, оснащённым комплектом подвесок с трубными захватами на стропах равной длины, накладываемыми на торцы труб вручную.
1.3. Расформирование штабеля труб в судне осуществляется только послойно, равномерно по всей площади трюма, начиная от его середины в обе стороны к бортам (без образования крена судна), с углублением на одну трубу.
1.4. Крановщик, по команде сигнальщика, подаёт захваты в трюм и вывешивает их на высоту 0,3 м. от слоя груза (пайола).
1.5. Докеры трюмного звена разбирают захваты, при необходимости расправляют стропы и разносят захваты по торцам труб.
1.6. Трубные захваты накладываются на каждую трубу вручную. При отсутствии зазора между трубой и переборкой (или же недостаточной его величине для наложения захвата), труба сначала сдвигается от переборки путём подъёма её свободного конца на высоту 0,3 м на одном захвате (захват накладывается на свободный конец трубы), затем, после опускания поднятого конца, производится Строповка трубы двумя захватами. «Подъём» формируется из 1-8 труб, в зависимости от диаметра и веса труб (Рис. 1.1.). При расформировании труб нижнего яруса, перед поднятием сформированного «подъёма», оставшиеся трубы надёжно заклинивают. После строповки груза, к захватам крепятся оттяжки, затем докеры уходят в безопасное место трюма.
1.7. Трубы, превышающие длину люка, выгружаются из судна стропами разной длины, заведёнными с двойным обхватом в «удав» через роликовую скобу. Стропы накладываются на расстоянии не более 1/3 длины и не менее 1 м от торца трубы, с применением деревянных прокладок для предотвращения выскальзывания труб (Рис. 1.2.). При этом для заведения основных грузовых стропов под груз, докеры используют подрывной строп для приподнятия одного конца труб и проволочные крючки или багры для протягивания грузовых стропов под грузом.
1.8. После заведения основных грузовых стропов под груз и опускания на них приподнятого конца труб, докеры освобождают подрывной строп от груза, одевают огоны застропленных грузовых стропов на гак крана и крепят оттяжки к «подъёму».
1.9. Крановщик, по команде сигнальщика, приподнимает «подъём» на высоту 0,3 м от слоя груза (пайола). Докеры с помощью оттяжек разворачивают «подъём» в необходимое положение и уходят в безопасную зону.
1.10. Сигнальщик, убедившись, что в зоне движения груза, нет людей, подаёт команду крановщику на перемещение груза на причал, при этом должны исключаться удары труб о конструкции судна и соударение труб между собой.
Кордонная (складская) операция.
2.1. Складируется данный груз на причале, непосредственно в зоне вылета стрелы крана, перпендикулярно подкрановым и железнодорожным путям, на расстоянии не ближе 2,5 м от наружной грани головки крайнего рельса железнодорожного пути и на расстоянии не менее 0,7 м от выступающих частей кранов.
2.2. Докеры кордонного звена подготавливают ровную площадку на причале. Укладывают деревянные прокладки, сечением не менее 100 х 100 мм, перпендикулярно оси на расстоянии 3-4 м друг от друга. Затем докеры устанавливают железобетонные упоры с деревянными стойками. После этого докеры покидают зону движения груза при подаче краном из трюма на причал.
2.3. Крановщик, по команде сигнальщика, опускает «подъём» на высоту 0,3 м от места складирования.
2.4. Докеры при помощи двух оттяжек или багров, направляют «подъём» в нужное положение и крановщик, по команде сигнальщика, плавно опускает его на подкладки (на груз).
2.5. Докеры подходят к грузу, вручную снимают захваты с торцов труб и укладывают их сверху груза или отстрапливают стропа от груза.
2.6. Крановщик, по команде сигнальщика, поднимает (освобождает) порожние (стропа) и переносит их в трюм.
2.7. Штабель труб, диаметром 201-1200 мм, формируется послойно, высотой не более 4-х метров. Первая труба нижнего яруса с обеих сторон штабеля укладывается вплотную к упорам, последующие – параллельно первой, вплотную друг к другу. Три крайние трубы нижнего яруса (с каждой стороны штабеля) надёжно крепятся между собой с помощью двух стропов диаметром 17 мм. Трубы каждого последующего по высоте яруса укладываются в углубления «седловину», образованную соседними трубами нижележащего ряда. Формирование второго и последующих ярусов штабеля осуществляется последовательно, начиная от его середины к упорам. Поднятие и спуск со штабеля производится с помощью приставных лестниц.
2.8. Основания противоположных стоек стягивают стальным тросом диаметром 17 мм в две нити, а также сами противоположные стойки через каждые 1,5 м по высоте так, чтобы трубы ложились непосредственно на трос, обеспечивая его натяжение и стягивание стоек, предотвращая тем самым раскатку труб в штабеле (Рис. 2.1., 2.2.).
Вагонная операция.
3.1. До начала погрузки труб в полувагон, докеры, по приставным лестницам, поднимаются в полувагон и приступают к его оборудованию в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов на железнодорожном подвижном составе», после этого докеры спускаются с полувагона и находятся вне зоны движения груза.
3.2. Крановщик, по команде сигнальщика, переносит «подъём» к вагону и вывешивает его на высоте 0,3 м над бортом.
3.3. Докеры, стоя на причале, с помощью оттяжек нацеливают «подъём» в кузов вагона.
3.4. Крановщик, по команде сигнальщика, плавно опускает «подъём» в кузов вагона на деревянные подкладки, при этом должны исключаться удары труб о груз или конструкции полувагона.
3.5. Докеры поднимаются по приставной лестнице в полувагон, снимают захваты с торцов труб (отстрапливают стропа) и укладывают их сверху груза, после чего спускаются на причал.
3.6. Крановщик, по команде сигнальщика поднимает (освобождает) захваты (стропа) и переносит их за очередным «подъёмом». Вагон загружается до полного использования его грузовместимости. Размещение и крепление труб в полувагоне производится согласно «Техническим условиям погрузки и крапления грузов».