Анализ системы управления организацией

Введение

Я прохожу практику в Череповецком государственном университете- это это крупнейший научный, образовательный и культурный центр Вологодской области, центр технологического и социального развития региона. Здесь получают образование свыше 6000 студентов и аспирантов, работают более четырехсот преподавателей (более 250 докторов и кандидатов наук). Ведутся фундаментальные и прикладные научные разработки технического, педагогического, гуманитарного и естественнонаучного характера. Череповецкий университет входит в Евразийскую ассоциацию университетов, объединяющую ведущие классические вузы России и зарубежья.

Целями практики являются профессиональная ориентация будущих специалистов (менеджеров) по управлению персоналом, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими первичных практических профессиональных умений, навыков, компетенций и опыта в сфере профессиональной деятельности.

Задачами учебной практики являются:

1. закрепление студентами практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

2.  углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации — базы практики;

3. формирование ряда общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению 38.03.03. «Управление персоналом»; 

4. формирование умений организации самостоятельной работы в качестве специалиста в области управления персоналом в различных организациях.

Анализ системы управления организацией

Я проходил практику в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждение Высшего Образования "Череповецкий Государственный Университет". Стратегической целью университета является позиция регионального лидера образования, науки и инноваций в области приоритетных направлений и критических технологий Вологодской области, вносящего значительный вклад в укрепление человеческого потенциала региона, в его инновационное развитие и конкурентоспособность.

Миссия университета: Университет, который меняет образ мышления и деятельности людей через обучение, исследования и социальную активность.

ЧГУ было создано в 1996 году. До этого на его месте был открыт в 1868 г. Иваном Андреевичем Милютиным Череповецкое техническое училище «Александровское» в 1919 было преобразовано в Череповецкий институт народного образования (ЧИНО).

Университет образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 801, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 742 и приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1313 путем слияния Череповецкого государственного индустриального института и Череповецкого государственного педагогического института как Череповецкий государственный университет, являющийся их правопреемником.

Университет является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.

Учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Университета от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее также - Министерство). Функции и полномочия собственника имущества, переданного Университету, осуществляют Министерство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с настоящим уставом. В случае реорганизации Министерства его права переходят соответствующему правопреемнику.

Предметом деятельности Университета являются:

1) реализация образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных и дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения.

2)  создание условий для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктор наук в докторантуре Университета и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук лицами, прикрепленными к Университету;

3) проведение научных исследований, экспериментальных разработок, экспертных, аналитических работ, а также распространение современных научных знаний в российском обществе, в том числе в профессиональных сообществах;

4)  распространение знаний среди специалистов и широких групп населения, повышение их образовательного и культурного уровня;

5) содействие интеграции науки и образования в международное научно-исследовательское и образовательное пространство;

6) научно-методическое и кадровое обеспечение развития науки и образования в Российской Федерации, обеспечение конкурентоспособности Университета по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам;

7) распространение зарубежного и (или) накопленного в Университете научного и образовательного опыта путем издания научных монографий, учебников, учебных пособий, препринтов, периодических изданий и другой издательской продукции на русском и иностранных языках;

8) содействие распространению инновационных практик;

9) продвижение образовательных и исследовательских программ в международное образовательное и научное пространство;

10) управление правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе полученные в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, включая использование таких результатов и получение доходов от распоряжения правами.

Череповецкий государственный университет является главным поставщиком кадров для экономики Вологодской области. Сегодня в университете работают институты, которые готовят специалистов по ключевым для Вологодской области направлениям развития: Институт информационных технологий, Гуманитарный институт, Инженерно-технический институт, Институт педагогики и психологии, Бизнес-школа, Факультет биологии и здоровья человека. В 2019 году впервые дипломированных специалистов подготовил недавно открывшийся и функционирующий на базе вуза Региональный научно-технический центр. ЧГУ примет участие в государственной программе «комфортная среда для бизнеса» - она касалась путей выхода из кризисного состояния, в которое закономерно попадает любой региональный моногород, подобный Череповцу. В программе города сделан акцент на создание комфортной среды, в которой будет развиваться бизнес, куда будут стремиться приехать высококвалифицированные специалисты, и будут созданы все условия для привлечения инвестиций на развитие территории. Экспертами было отмечено, что наличие такого стремительно развивающегося вуза, как ЧГУ, дает надежду на развитие региона, создание инновационных, индустриальных площадок за счет подготовки высокопрофессиональных кадров на базе существующих производств и в тесном сотрудничестве с ведущими предприятиями региона. Перспективы дальнейшего развития вуза обусловлены участием в масштабных проектах, сотрудничестве с ведущими компаниями и организациями региона, с властями и жителями Вологодской области. Сегодня университет в тесной связи работает с Агентством стратегических инициатив, Университетом национальной технологической инициативы «20.35», АНО «Платформа НТИ», в июле 2019 года мы подписали соглашение о сотрудничестве в рамках экосистемы технологического развития.  Наиболее важной составляющей нашей успешной работы является сотрудничество с компаниями региона и России, в первую очередь, с нашими стратегическими партнерами – компаниями-гигантами «Северсталь» и «ФосАгро», в развитии наших многосторонних связей задействовано большинство подразделений вуза: институтов и кафедр, лабораторий и административных систем. Социальная роль ВУЗа- социально-экономическое развития региона до 2030, согласно которому будет пространство для развития. Так же реализация проектов ВУЗа.

Университет осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, основным и дополнительным общеобразовательным программам, дополнительным профессиональным программам, а также основным программам профессионального обучения;

2) научная деятельность;

3) организация проведения общественно значимых мероприятий в

сфере образования, науки и молодежной политики.

Прием студентов осуществляется по правилам приема, по приказу Минобрнауки №547 и утверждается учебным советом ЧГУ. Каждый год ВУЗ объявляет набор студентов по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - прием на обучение, образовательные программы) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливаются указанными федеральными государственными органами. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в Череповецкий государственный университет на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, университетом самостоятельно. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом университета. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение осуществляется на первый курс. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно - контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договоры об оказании платных образовательных услуг). В рамках контрольных цифр выделяются: квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - особая квота). Особая квота устанавливается Череповецким государственным университетом в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, указанных в пункте 11 Правил; квота приема на целевое обучение (далее – целевая квота). Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ. Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации

Объём оказываемых услуг: общая численность студентов- 6700

Производственная структура состоит из: Учебный совет с ректором во главе от него 6 институтов с директором во главе и дирекцией от кафедр института. От же от ректора идет первый проректор и 5 проректоров по научной работе, по развитию, вспомогательной работе, АХР, по бухгалтерии. Университет самостоятельно формирует свою структуру, если иное не установлено федеральными законами. Университет самостоятельно устанавливает штатное расписание исходя из объема и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей. Структурное подразделение Университета не является юридическим лицом. Правовой статус, функции и полномочия структурных подразделений Университета определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном настоящим уставом. Университет не имеет филиалов и представительств.

В ЧГУ используется линейно-штабная организационная структура. Я считаю, что такая структура подходит для ВУЗа. (см. Приложение.1) Из недостатков:

1. нет руководителя по направлениям: управление персоналом, управление информационными технологиями, административно-правовое управление

2. управление библиотекой, отдел организации приема абитуриентов, управление доп. образованием, независимой аттестационной комиссией, управление по международной деятельности закреплены за одним проректором, хотя не связаны, в тоже время есть похожие управляющие направления.

3. В институте бизнес школы находится центр личностного и профессионального развития. Который можно перенести под контроль управления по воспитательной работы, так же можно с управление по дополнительному бизнес- образованию и центром развития бережных технологий.

В ЧГУ стратегическое планирование. Стратегическое планирование — процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие университета исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности вуза, оценке его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий. Стратегический план дает университету ориентиры на перспективу, помогает концентрировать усилия на ключевых моментах развития, позволяет сделать управление вузом более открытым, обеспечивает эффективное использование имеющихся ресурсов и устойчивое развитие, дает уверенность в будущем, является инструментом приобретения конкурентных преимуществ.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой процесс определения:

— миссии, целей развития и их изменения;

— ресурсов, необходимых для достижения целей;

— политики, направленной на приобретение и использование необходимых ресурсов.

Университет обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, инновационной, административной, финансово-экономической, инвестиционной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим уставом, и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Управление Университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Органами управления Университета являются конференция работников и обучающихся Университета, ученый совет Университета, ректор Университета, попечительский совет Университета. Компетенция Министерства установлена настоящим уставом, а также федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно рейтингу международной информационной группы «Интерфакс», Череповецкий государственный университет поднялся за год на 36 пунктов и остался лидером рейтинга в нашем регионе. Отмечается положительная динамика развития вуза по пяти критериям оценки: образование, бренд, исследования, интернационализация, инновации.

Продуктом университета являются квалифицированные кадры. В национальном рейтинге высших учебных заведений ЧГУ, поднявшись на 22 позиции, занял 146 место из 327.  ЧГУ – лидер среди вузов региона по количеству обучающихся аспирантов. Увеличены контрольные цифры по приему на бюджетные места. Конкурентами ЧГУ являются ВУЗЫ РФ. Основные же конкуренты в области это 11 учреждений: 5 гос. ВУЗов, 6 филиалов международных ВУЗов. Из них всех основной- ВОГУ, в котором есть лицензионные 7 УГСН не представленных в ЧГУ

ЧГУ в 2020 году планирует принять 1144 первокурсника для обучения на бюджетной основе и более 800 – на коммерческой.  С 2018 по 2019 годы вуз поднялся на 7 позиций в рейтинге востребованности. Увеличилась доля средств от коммерциализации.

Для повышения конкурентоспособности университет должен стремиться к предпринимательской модели функционирования, основанной на поиске и эффективном использовании диверсифицированных источников доходов, росте профессионализма, финансово-хозяйственной самостоятельности и гибкости центров финансовой ответственности в формировании и расходовании средств. В рамках модели университет будет ориентироваться как на возрастающее привлечение государственных средств через расширение участия ЧГУ в государственных проектах и программах, так и на рост внебюджетных доходов. Рост доходов будет обеспечиваться также снижением издержек за счет повышения эффективности использования материальных и финансовых ресурсов; снижения управленческих расходов. Для обеспечения финансовой устойчивости университет будет располагать передовой, основанной на современной методологии экономической информационной системой с развитым функционалом по опережающему прогнозированию доходов и расходов, высоким качеством аналитической функции по управлению планово-финансовой деятельностью университета, контролю за расходованием средств, повышением эффективности закупок.

Я считаю, что в ЧГУ Адхократическая культура, т.к. ВУЗ стремится к чему-то новому, создает новые места обучения для студентов, востребованные на рынке труда.

 

Таблица 1.1-показатели финансового состояния на 01.01.2019

 

 

Наименование показателя Сумма руб.
1. Нефинансовые активы. всего: 745 037 688
1.2 Недвижимое им-во 535 953 823
1.1 Особо ценное движимое им-во 115 004 099
2 Финансовые активы всего: 83 963 607
2.1 Денежные средства 72 241 267
2.2 Иные финансовые инструменты 14 110
2.3 Дебиторская задолженность по доходам 10 458 730
2.4 Дебиторская задолженность по расходам 1 080 218
3. обязательство 1 111 164 803
3.1 Кредиторская задолженность 60 471 272

 

Из показателей финансового состояния видно, что обязательства предприятия превышают его активы, что говорит об финансовой неустойчивости предприятия.

 

Таблица 1.2- показатели по поступлениям, выплатам и источникам дефицита средств федерального государственного учреждения с 2019 по 2021 годы

 

показатель 2019 год 2020 год 2021 год
Остаток средств на начало года 72 241 267 25 000 000 19 403 689
поступления по доходам 755 398 134 688 690 478 710 226 676
Выплаты от расходов 802 639 401 694 286 788 698 013 591
Остаток средств на конец года 25 000 000 19 403 689 31 616 774

 

Из таблицы видно, что по планам ВУЗа на 2019 год, к 2021 году они хотят увеличить прибыль, за счет увеличения доходов, хотя всех потерь 2019 года они не вернут, т.к. расходы так же растут, хотя они не превышают доходов.

 

Таблица 1.3- бюджет доходов с 2018 по 2020

 

показатель

2018

2019

2020

Сумма руб. Вертикальный анализ % Сумма руб. Вертикальный анализ % Сумма руб. Вертикальный анализ %
Доход всего: 798 191 836 100 753 478 576 100 861 622 124 100
Бюджетное финансирование 522 469 490 65.5 456 276 300 60.6 496 894 613 57,7
Внебюджетное финансирование 275 722 346 34.5 297 202 276 39.4 364 727 511 42,3
В том числе:            
Поступления от оказания услуг по основному виду деятельности 243 122 967 30.5 259 439 186 34.4    
Поступления от оказания услуг на платной основе 14 629 361 1.8 13 939 672 1.9    
Прочие поступления от иной деятельности 17 970 019 2.3 23 823 419 3.2    

 

Из таблицы планов доходов видно, что наибольший доход ЧГУ получает финансирование из бюджета, хотя к 2020 году видно, что зависимость от бюджетных денег сокращается и растет от внебюджетного финансирования, больше всего поступлений от основного вида деятельности (получение высшего образования).

 

Таблица 1.4- бюджет расходов с 2018 по 2020 год

 

 

показатель

бюджет расходов на 2018 год

бюждет расходов на 2019

бюджет расходов на 2020

сумма

анализ %

сумма

анализ %

сумма

анализ %

1.обязательные расходы 193 713 621 76

214 553 481

84

238 132 225

85

содержание объектов имущественного комплекса 46 684 883 24,1

52 741 751

24,6

60 201 772

25,3

содержание автотранспорта 846 460 0,4

881 517

0,4

1 020 000

0,4

инфо. Обеспечение 5 894 200 3,0

5 470 513

2,5

6 941 040

2,9

мед. Услуги 648 918 0,3

718 160

0,3

1 015 740

0,4

услуги связи 2 728 308 1,4

2 266 734

1,1

2 603 000

1,1

управл финансовыми ресурсами 13 447 179 6,9

11 574 495

5,4

11 712 289

4,9

обеспечение Текущей деятельностью 945 080 0,5

1 633 219

0,8

1 261 403

0,5

обеспечение учебного процесса 1 840 065 0,9

1 329 800

0,6

1 216 533

0,5

содерж полиграф. Центра 1 820 000 0,9

2 050 000

1,0

1 950 000

0,8

пополнение библиотеки 1 429 000 0,7

1 585 384

0,7

1 800 000

0,8

расходы на управл персоналом 1 377 360 0,7

1 652 000

0,8

2 485 041

1,0

соц. Расходы 112 039 796 57,8

126 745 455

59,1

139 900 097

58,7

внеуч. Деятельность 3 237 256 1,7

2 848 738

1,3

2 948 738

1,2

спорт- массовая деятельность 775 112 0,4

664 570

0,3

664 570

0,3

2. резервный фонд

6 511 232

2,5

6 000 000

2

6 000 000

2,1

3. фонды развития

55484879

21,7

34 501 666

14

35947343

12,8

итого:

255 709 732

100

255 055 147

100

280 079 568

100

 

Из таблицы видно, что запланированные расходы к 2020 году увеличиваются, самое большое увеличение связано с обязательными расходами, а именно содержанием объектов имущественного комплекса. Резервный фонд к 2020 году сильно уменьшился и занимает 13% от общего числа расходов. Так же видно, что в обязательных расходах наибольшую часть содержат социальные расходы, которые уменьшились к 2020 году, так же уменьшились, но все равно их большая часть в обязательных расходах- это управление финансовыми ресурсами.

Если сравнивать итоги плановых расходов и доходов, то доходы сильно превышают плановые расходы.

Взаимосвязь с другими предприятиями области состоит в том, что ВУЗ выпускает квалифицированных специалистов, которых предприятия могут взять к себе на работу, так же предприятия могут выделять деньги ЧГУ на какие-то проекты нужные предприятию.

Взаимосвязь с бюджетом заключается в том, что бюджет финансирует ВУЗ, так же с внебюджетными фондами и банками (так же могут набирать в штат выпускников).

А если рассматривать страховые и налоговые компании, то ВУЗ выплачивает деньги за работников и продукт.

На 2017 год в штате ВУЗа 224 преподавателя. По возрасту: 136 человек от 40 до 59 лет, от 60 лет и старше- 41 человек, до 40- 47 человек. Иностранных граждан- 2 человека. Так же привлекаются специалисты - практики с предприятий, и учреждений города и региона. Количество ППС соответствует плановым соотношениям Дорожной карты Правительства РФ. Не менее 80 % ППС обладает ученой степенью. К научнообразовательной деятельности в необходимом количестве привлекаются специалистыпрактики предприятий, организаций и учреждений города и региона.

 

Таблица 1.5- численность работников ВУЗа

 

Показатели 2015 2020
Общее количество НПР, чел. 279 321
кандидаты наук 182 207
доктора наук 32 49
Доля научных работников среди НПР 0% 4%

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: