Формирование УУД при организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы, сличая их с эталоном. Подобная работа позволяет формировать все виды УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли в диалогической и монологической видах речи), регулятивные (ставить перед собой цель и определять пути ее достижения, осознание уровня освоения изучаемого материала), познавательные (произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины)

Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.

В своей практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий:

- используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе;

- прочитать сведения о причастиях, составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

Формирование УУД при организации работы в группах

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре или в группе. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Целесообразно применять общение в паре или в группе на уроках систематизации и обобщения пройденного, на уроках контроля, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний. Так ученики могут рассказывать друг другу правила также помогать осваивать новые знания в процессе частичной исследовательской работы с материалом, выставляя оценки друг другу за устную работу. Более успешные ученики с удовольствием помогают слабым, что способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке и созданию ситуации успеха. Часто на уроках используем словарные диктанты с последующей взаимопроверкой. (ученики пишут, затем обмениваются в парах работами, проверяют, выставляют оценки; критерии оценивания выписываются на доску).

Работа в паре или в группе позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: