История образования Северо – Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

  • Стремление осетинского народа к просвещению было подчеркнуто еще императрицей Екатериной II в письме губернатору Астрахани: «Нет лучшего
    способа воспитания осетин приверженцами России, чем их просвещение».
  • Выдающийся сын осетинского народа Коста Леванович Хетагуров завещал потомкам строить «один всеобщий храм, храм просвещения, свободы и любви». Почти сто лет назад – 21 августа 1920 года – в г. Владикавказе был открыт Терский институт народного образования – первое на Кавказе и одно из первых в стране высшее педагогическое учебное заведение. Это было
    событие поистине эпохального значения — мечта многих поколений лучших представителей народа сбылась.
  • Член организационного комитета по созданию институтаБорис Алборов писал: «Занятия института открылись в роскошном здании бывшей Войсковой учительской семинарии при небывалом подъеме преподавателей, учащихся и местного населения».
  • Первым директором института стал хорошо известный представитель интеллигенции Северного КавказаГеоргий Кесаев. Институт начал свою
    деятельность в составе двух факультетов: общественно-исторического и физико-математического. В состав факультетов входили четыре отделения.
    Открылись также опытно-показательные школы первой и второй ступени, кабинеты: общественно-исторический, кавказоведения, физический, естественно-географический, трудовых процессов. Вторым директором института был назначен первый профессор среди горцев Северного Кавказа, блестящий лингвист Борис Алборов.
  • В 1921 году Терская область преобразована в Горскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В связи с этим вуз назвали Горским педагогическим институтом. А в 1922-1923 учебный год вступил под названием «Горский практический институт народного образования».
  • 24 октября 1923 года Народный комиссариат просвещения Российской Федерации, постановил: «Считать необходимым организацию единого Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе, причем Кубанский педагогический институт в г. Краснодаре должен быть закрыт, и все имущество и студенчество должно быть переведено во Владикавказ».
  • В результате Горский переименовался в Северо-Кавказский педагогический институт. В 1931-1932 учебном году еще раз поменялась вывеска: «Горский агро-индустриальный педагогический институт». В вузе создаются новые отделения: педагогическое, химико-техническое, физико-технологическое и общественно-литературное с русским, осетинским, кабардино-черкесским и карачаево-балкарским подотделами.
  • В тридцатых годах ХХ века на Северном Кавказе быстро росла сеть национальных школ, ускоренными темпами увеличивалось количество учащихся. В это время во всех областях ввели всеобщее обязательное обучение на уровне школы первой ступени. Тогда же органы народного образования края приняли решение о проведении обязательного начального обучения на родном языке. Вопрос о подготовке учителей, умеющих преподавать не только родные языки, но и другие предметы на родных языках, стал чрезвычайно актуальным.
  • Горский агро-индустриальный педагогический институт один не мог полностью удовлетворить потребности региона в национальных кадрах учителей. 7 июля 1932 года Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о создании Северо-Осетинского, Чечено-Ингушского и Кабардино-Балкарского педагогических институтов. При их организации использовались отделения Горского агро-индустриального пединститута по подготовке преподавателей для семилетней школы. В соответствии с этим же постановлением в городе Орджоникидзе создавались два педагогических института: 2-й Северо-Кавказский и Осетинский.
  • 2-й Северо-Кавказский начал свою работу, имея в своем составе 10 отделений. При вузе начали действовать вечерний и заочный секторы. Создавались условия для повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, привлечения к работе опытных специалистов. Первым директором института был назначен доцент Халид Ошаев – крупный чеченский писатель.
  • В институте имелась аспирантура, в которой по данным на 15 сентября 1932 года обучалось 75 человек, представлявших 16 национальностей. Успешно действовали курсы по подготовке молодежи к поступлению в аспирантуру, где на ту же дату числилось 72 человека. Уже в декабре 1932 года из годичной аспирантуры вышло 18 человек. Среди них – осетины, русские, балкарцы, ингуши, лезгины и представители других национальностей. В том же году школы региона получили 71 учителя.
  • Многогранная творческая жизнь коллектива 2-го Северо-Кавказского педагогического института с конца 1928 года по 20 июля 1930 года связана с именем директора — одного из выдающихся представителей осетинской интеллигенции, писателя Цомака Гадиева.
  • В Осетинском педагогическом институте было четыре отделения: историческое, литературы и языка, физико-математическое и естествознания. Оба педагогических института не только успешно продолжали начатый курс на совершенствование форм и методов подготовки учительских кадров, но и расширяли контингент студентов.
  • Орджоникидзевские педагогические институты, как база для развития отдельных педагогических вузов региона, к 1937-1938 учебному году уже выполнили свою историческую миссию. С их повседневной помощью институты в Грозном, Махачкале и Нальчике окрепли организационно и материально, были обеспечены научно-педагогическими кадрами, многие из которых являлись выпускниками североосетинских педвузов.
  • В августе 1938 года правительством страны решено было объединить 2-ой Северо-Кавказский и Осетинский педагогические институты. Новый вуз получил название «Северо-Осетинский государственный педагогический институт». По своим масштабам он занял третье место среди педагогических высших учебных заведений Советского Союза.
  • Через год в жизни укрупненного Северо-Осетинского государственного педагогического института произошло историческое событие: ему присвоили имя основоположника осетинской литературы — Коста Хетагурова. Это произошло в период празднования 80-летия со дня рождения поэта, публициста, художника и общественного деятеля.
  • В 1940 году отмечалось 20-летие основания института. Коллектив подготовил специальный выпуск «Ученых записок», где были такие строки: «Итак, 2495 квалифицированных работников разъехались по всем школам нашего необъятного Союза. Они работают не только в Северо-Осетинской автономной социалистической республике. Они и на Дальнем Востоке, и на Западе в Белоруссии, и на Украине, они и на Урале, и в центральных областях, и на Северном Кавказе, и в Закавказье от Черного до Каспийского моря…».
  • С первого дня Великой Отечественной войны институт перестроил свою работу по требованиям военного времени. В 1942 году на территории Северной Осетии шли ожесточенные бои против немецко-фашистских захватчиков. Коллектив института становился инициатором многих актуальных мероприятий, способствовавших поднятию трудовой активности и патриотического духа населения республики.
  • Всего 600 человек – студентов, преподавателей, рабочих и служащих – было призвано и ушло добровольно из стен Северо-Осетинского государственного педагогического института имени К. Л. Хетагурова в ряды Красной Армии защищать Родину. Многим из них не суждено было дожить до победы. Более ста человек не вернулись с войны. «Ушли сдавать вы главный свой экзамен, вы заслонили Родину собой», — такая надпись высечена на памятнике погибших защитников, установленном во дворе университета.
  • В послевоенные годы началось бурное развитие института. В начале 1945-1946 учебного года открылся факультет иностранных языков, один из немногих в то время подобных вузовских подразделений в Советском Союзе. 29 января 1947 года Совет Министров СССР принял постановление об открытии факультета физического воспитания.
  • Комсомольцы и молодежь вуза активно участвовали в научных и литературных кружках, спорте, художественной самодеятельности. Делали немало для процветания Родины. Сотни студентов награждались медалью «За освоение целинных земель».
  • 2 ноября 1969 года Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин подписал постановление об открытии в городе Орджоникидзе на базе Северо-Осетинского педагогического института Северо-Осетинского государственного университета. В его ведение передавались функции учебно-консультационных пунктов Всесоюзного юридического института Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Заочного института советской торговли, Министерства торговли РСФСР, действовавшие в Орджоникидзе. Первым ректором был назначен профессор Христофор Чибиров. Северо-Осетинский государственный стал сороковым университетом в СССР.

ФГОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова» – один из наиболее авторитетных классических университетов Северо-Кавказского региона, имеющий глубокие исторические традиции образовательной и воспитательной деятельности. Университет располагает всеми необходимыми условиями и возможностями обеспечить общекультурные (социально-личностные) компетенции выпускников, что неоднократно подтверждалось при получении лицензии на ведение образовательной деятельности, а также успешными карьерными ростом и достижениями его выпускников.

Основные направления педагогической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности университета, определяющие концепцию формирования среды СОГУ, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций, закреплены в его Уставе, а также Программе стратегического развития СОГУ. В программе поставлены следующие цели и задачи воспитательной работы:

Цель педагогической работы: цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому студенту с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.

Цель   научно-исследовательской деятельности: основной целью научно-исследовательской работы является развитие знаний и научного мышления у студентов, освоение и закрепление ими навыков ведения научной работы. Научно-исследовательская работа проводится с целью сбора, анализа и обобщения материала по актуальной научной проблеме, оригинальных научных идей для подготовки выпускной работы, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе.

Цель воспитательной работы: с оздание условий для личностного и профессионального развития студента, формирования созидательного мировоззрения, толерантного сознания, системы традиционных для российского общества ценностей, способствующих адаптации в социокультурной среде регионального, российского и международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.

Задачи:

1. Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям этнической, российской и мировой культуры.

2. Совершенствование системы студенческого самоуправления путем развития лидерских качеств, формирования основ корпоративной культуры.

3. Профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры студента.

4. Организация правовой и социальной защиты студентов, создание системы психологического консультирования для обеспечения комфортной воспитательной среды в вузе.

5.• Укрепление позиций университета как центра культуры региона, развитие творческих коллективов.

6. Формирование гуманной педагогической среды, создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, политической, этической.

7. Организация систематического мониторинга состояния воспитательной среды в вузе.

Виды деятельности:

· Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям этнической, отечественной и мировой культуры, в том числе через использование университетских традиций, потенциала учебных занятий.

· Профилактика асоциальных и негативных форм поведения.

· Создание Центра содействия занятости студентов СОГУ.

· Проведение регулярного мониторинга качества и результатов внеучебной и воспитательной работы.

· Развитие студентами социальных навыков, ролей, культуры поведения в условиях динамики общественных отношений через проектную систему.

· Поощрение студентов, принимающих активное участие в жизни университета

· Привлечение внебюджетных средств для внеучебной и воспитательной работы.

· Возобновление и поддержка деятельности студенческих строительных отрядов.

·  Организация интеллектуальных игр и конкурсов между студентами, диспутов и круглых столов по актуальным проблемам современности (социальная сфера, молодежная политика, межэтническое и межконфессиональное согласие и т.д.).

·  Проведение культурно-массовых мероприятий («Золотая осень», «Студенческая весна», «Зеленое яблоко», КВН и др.).

· Активизация работы кураторов

К структурным подразделениям СОГУ, способствующим формированию общекультурных компетенций учащихся относятся:

Научная библиотека СОГУ, которая помимо своих прямых обязанностей должна обеспечивать учебный процесс необходимой учебной и методической литературой, ведёт большую культурно-просветительскую, научно-библиографическую и гражданско-патриотическую работу.

Музей археологии СОГУ представляет собой учебное, воспитательное и научно-исследовательское подразделение университета. Его работа базируется на внутренних нормативных документах СОГУ. Имеется концепция развития Музея и совершенствования его работы для углубления профессиональной подготовки учащихся, развития их познавательных способностей, прямого участия в пополнении и научном изучении материалов Музея, формировании у них гражданственности и патриотизма на примере богатой истории университета, тесно связанной с историей региона и страны.

Управление по воспитательной, социальной, молодежной политике СОГУ создан для контроля и направления воспитательной работы. В своей деятельности он руководствуется «Концепцией воспитательной работы в СОГУ», основной смысл которой заключается в том, что выпускник университета должен быть не только хорошим профессионалом, но и обладать активной гражданской позицией, быть патриотом своей многонациональной Родины, разносторонне развитым культурным человеком. Совет активно сотрудничает со студенческими землячествами, способствует поддержанию в ВУЗе атмосферы толерантности и уважения к национальным и религиозным чувствам разных народов. 

Клуб «Ветеран» осуществляет свою деятельность силами не только работающих, но и ушедших на пенсию ветеранов университета. Работа клуба заключается не только в социальной и моральной поддержке ветеранов, но и в привлечении их к активной воспитательной работе среди студентов, передаче им богатого научного и житейского опыта, трудовых и боевых традиций СОГУ.

К иным организациям СОГУ, имеющих статус самостоятельного структурного подразделения и обеспечивающим развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций также являются:

- газета «Смена»

- спортивный клуб

- интеллектуальный клуб                                            

- учебный театр – факультет искусств

- музеи:

- зоологический (биолого-технологический факультет)

- геолого-минералогический (факультет географии и геоэкологии)

-дендрарий (биолого-технологический факультет)

-виварий (биолого-технологический факультет)

Всё это свидетельствует о том, что в СОГУ сформирована необходимая среда для обеспечения развития общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися

В соответствии с ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» и Типовым положением о ВУЗе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: