IV. Приоритетные направления реализации Концепции

Приоритетные направления реализации Концепции взаимоувязаны с актуальными проблемами и перспективами развития системы комплексной реабилитации, приведенными в разделе IIКонцепции. Их реализация направлена на последовательное достижение цели и решения задач Концепции.

1. Для решения задачи по совершенствованию правового обеспечения системы комплексной реабилитации предлагается следущее:

а) разработка и утверждение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (далее – Законопроект о комплексной реабилитации), предусмотрев в его рамках внесение в базовый Федеральный закон № 181-ФЗ:

основных понятий и положений комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью с учетом их современного понимания;

вопросов предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям, направленной на комплексное предотвращение формирования или утяжеления детской инвалидности;

вопросов сопровождения при предоставлении лицам с инвалидностью и их семьям реабилитационных и абилитационных услуг;

вопросов сопровождения при организации жизнеустройства отдельных категорий лиц с инвалидностью, нуждающихся в таком сопровождении, включая вопросы реализации стационарозамещающих технологий (сопровождаемого проживания и других);

вопросов обязательной стандартизации содержания (включая материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение реабилитационных организаций, используемые при этом подходы и методики) и порядка предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью по каждому из основных направлений комплексной реабилитации;

вопросов определения целевых реабилитационных групп лиц с инвалидностью, для которых разрабатываются и в отношении которых реализуются указанные стандарты и порядки, с учетом нозологических форм, возрастных категорий, структуры и тяжести нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности лиц с инвалидностью;

вопросов определения видов и типов организаций, включаемых в систему комплексной реабилитации, включая многопрофильные реабилитационные центры для лиц с инвалидностью, в том числе для детей с инвалидностью, форм предоставления комплексных реабилитационных и абилитационных услуг этими организациями;

вопросов системы контроля за исполнением ИПРА инвалида и ребенка-инвалида, системы оценки ее эффективности, обеспечив соответствующими полномочиями учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за предоставлением лицам с инвалидностью услуг по комплексной реабилитации и абилитации, организации и проведения проверок при предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации;

вопросов дополнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в сфере обеспечения услугами реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью; 

б) при разработке Законопроекта о комплексной реабилитации предлагается предусмотреть следующие основные положения для внесения в Федеральный закон № 181-ФЗ новых полномочий федеральных органов исполнительной власти в развитие положений, предусмотренных пунктом «а» настоящего раздела:

утверждение примерного перечня услуг по комплексной реабилитации и абилитации по направлениям комплексной реабилитации и абилитации;

утверждение методических рекомендаций по расчету нормативов финансирования услуг по комплексной реабилитации и абилитации по направлениям комплексной реабилитации и абилитации;

утверждение примерной номенклатуры организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации по направлениям комплексной реабилитации и абилитации;

утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети специализированных организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации (многопрофильных центров по комплексной реабилитации и абилитации);

утверждение порядка осуществления мониторинга предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;

утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации;

утверждение порядка организации системы документооборота в системе комплексной реабилитации и абилитации, унифицированных форм документации при предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения;

утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в системе комплексной реабилитации и абилитации, применяемых организациями предоставляющими услуги по комплексной реабилитации и абилитации при предоставлении таких услуг;

утверждение типовых положений об отдельных видах организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации, включенных в примерную номенклатуру таких организаций;

в) также при разработке Законопроекта о комплексной реабилитации предлагается предусмотреть внесение в Федеральный закон № 181-ФЗ следующих основных новых полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в развитие положений, предусмотренных пунктом «а» настоящего раздела:

правовое регулирование и организация реабилитации и абилитации в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 181-ФЗ;

координация организации процесса реабилитации и абилитации, осуществляемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации;

разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ по вопросам формирования системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью;

утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня услуг по комплексной реабилитации и абилитации, предоставляемых организациями, с учетом примерного перечня услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов по направлениям комплексной реабилитации и абилитации, утверждаемого федеральными органами исполнительной власти в соответствующих сферах;

установление порядка утверждения тарифов на услуги по комплексной реабилитации на основании нормативов финансирования услуг по комплексной реабилитации и абилитации;

организация поддержки НКО, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность по вопросам комплексной реабилитации и абилитации в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации;

утверждение номенклатуры организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации в субъекте Российской Федерации;

г) при разработке Законопроекта о комплексной реабилитации предлагается предусмотреть внесение в Федеральный закон № 181-ФЗ дополнительные  полномочия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в развитие положений, предусмотренных пунктом «а» настоящего раздела:

установления целевых реабилитационных групп одновременно с установлением инвалидности и разработкой ИПРА инвалида, определение рекомендаций о нуждаемости в ранней помощи и сопровождении;

осуществление контроля за исполнением ИПРА;

д) при разработке Законопроекта о комплексной реабилитации предлагается внесение в ведомственные федеральные законы изменений и дополнений в развитие положений, предусмотренных пунктами «а», «б» настоящего раздела, в том числе:

в федеральное законодательство в сфере охраны здоровья граждан в части определения роли и места медицинской реабилитации лиц с инвалидностью в системе комплексной реабилитации, определив, в частности, что «медицинская реабилитация инвалидов – это комплекс услуг, направленных на уменьшение стойкого расстройства функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшее к инвалидности, улучшение качества жизни, и его социальную интеграцию в общество, осуществляемых в медицинских организациях и включающих в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов»;

в федеральное законодательство в сфере образования в части определения роли и места психолого-педагогической реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, определив, в частности, что «психолого-педагогическая реабилитация и абилитация инвалидов – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на обеспечение получения доступного качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации лица с учетом его актуальных и потенциальных возможностей и особых образовательных потребностей»;

в федеральное законодательство в сфере физической культуры и спорта в части определения роли и места физической реабилитации лиц с инвалидностью, определи в частности, что «физическая реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, направлена на устранение или возможно более полную компенсацию нарушенных функций организма человека, ограничений жизнедеятельности, восстановление способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов с использованием средств и методов адаптивной физической культуры[28] и адаптивного спорта[29]», и возложив на соответствующий федеральный орган исполнительной власти полномочия по разработке и утверждению стандартов предоставления услуг по физической реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, а на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочия по организации ее проведения;

в федеральное законодательство в сфере культуры в части определения роли и места социокультурной реабилитации или абилитации лиц с инвалидностью, определив, в частности, что «социокультурная реабилитация или абилитация инвалидов – это комплекс услуг, направленных на достижение инвалидом культурной компетенции и реализации культурных потребностей и интересов, с использованием всех видов творческой деятельности в соответствии с интересами и способностями инвалида, в целях социальной адаптации и интеграции инвалида в общество», дополнив обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благобязанностьюобеспечивать проведение инвалидам и детям-инвалидам социокультурной реабилитации или абилитации с использованием соответствующих стандартов, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры;

е) при разработке Законопроекта о комплексной реабилитации предлагается внесение изменений в федеральное законодательство в сфере организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации[30] в развитие положений, предусмотренных пунктом «в» настоящего раздела, дополнив его полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в части организации и осуществления деятельности по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Также в развитие положений, предусмотренных пунктами «а», «в» настоящего раздела предлагается следующее;

ж) разработка и утверждение комплекса подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в развитие положений Закона о комплексной реабилитации;

з) внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части правового обеспечения мероприятий по организации социализации и жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, предусмотренных разделом VI настоящей Концепции.

2. Для решения задачи по совершенствованию организационных основ системы комплексной реабилитации предлагается следующее:

а) включение в региональные системы комплексной реабилитации действующих, а также создание и развитие новых организаций, предоставляющих лицам с инвалидностью, в том числе детям с инвалидностью, реабилитационные и абилитационные услуги, предусмотрев, что «организация в системе комплексной реабилитации – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве одного или нескольких из видов деятельности деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечивающая предоставление услуг по комплексной реабилитации и абилитации в соответствии со стандартами и порядками их предоставления».

б) создание и развитие в системе комплексной реабилитации специализированных организаций, осуществляющих услуги одновременно по нескольким направлениям реабилитации и абилитации – многопрофильных центров комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее – реабилитационные центры), предусмотрев при этом, что реабилитационные центры создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей в сети специализированных организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации лиц с инвалидностью, четырех уровней: базовый, оптимальный, расширенный, комплексный, отличающиеся от предыдущего большей специализацией, увеличением объема и перечня предоставляемых реабилитационных и абилитационных услуг24:

развития реабилитационных центров базового уровня в шаговой доступности от места жительства лиц с инвалидностью;

развития реабилитационных центров оптимального и расширенного уровня таким образом, чтобы они располагались в крупных муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации и предоставляли лицам с инвалидностью реабилитационные и абилитационные услуги, которые невозможно оказать в центрах базового уровня, а также оказывали услуги по социальному сопровождению лиц с инвалидностью и их семей при получении реабилитационных услуг и реализовывали технологии сопровождения при организации жизнеустройства отдельных категорий инвалидов;

развития в каждом субъекте реабилитационных центров комплексного уровня таким образом, чтобы в них осуществлялась не только практическая деятельность по предоставлению лицам с инвалидностью наиболее сложных и высокотехнологичных реабилитационных и абилитационных услуг, но и деятельность по разработке индивидуального межведомственного реабилитационного (абилитационного) маршрута каждого инвалида, реализовывались технологии телереабилитации и он-лайн поддержки лиц с инвалидностью и их семей, технологии мобильных реабилитационных бригад, организационно-методическая, консультативная работы, деятельность по повышению квалификации кадров в системе комплексной реабилитации субъекта Российской Федерации;

в) разработку и утверждение организационно-правовых механизмов лицензирования или аккредитации деятельности по реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью (за исключением медицинской реабилитации и предоставления образовательных услуг);

г) развития технологий сопровождения лиц с инвалидностью и членов их семей:

развития технологий социального сопровождения инвалидов при предоставлении им реабилитационных и абилитационных услуг в рамках реализации индивидуальных реабилитационных (абилитационных) маршрутов, в том числе посредством тиражирования технологии «Интеграционный консультант (реабилитационный менеджер)»;

широкое внедрение и распространение стационарозамещающих технологий комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, интеграционных технологий комплексной реабилитации и абилитации;

д) широкое привлечение членов семей лиц с инвалидностью к реабилитационному и абилитационному процессу, включая:

повышение их компетенций в вопросах реабилитации и абилитации, обеспечение соответствующей информационной и организационной поддержки;

стимулирование создания в домашних условиях реабилитационной (абилитационной) среды, способствующей непрерывности реабилитационного (абилитационного) процесса (технология «Домашний (семейный) реабилитационный центр»);

е) развитие форм дневного пребывания лиц с инвалидностью в организациях социального обслуживания, а также служб поддерживающей помощи (технология «Социальная передышка»);

ж) создание сети специализированных центров содействия трудоустройству и сопровождаемой занятости для лиц с инвалидностью, испытывающих особые трудности на рынке труда с привлечением к их работе членов всероссийского общества глухих, всероссийского общества слепых, всероссийского общества инвалидов и других общественных объединений;

з) создание условий для привлечения и развития СО НКО, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, услуги по сопровождению, и их включение в региональные реестры поставщиков социальных услуг;

и) создание сети инклюзивных творческих лабораторий и специализированных центров социокультурной реабилитации и абилитации детей и молодых людей с инвалидностью, инклюзивных отделений адаптивного спорта учреждений дополнительного образования детей, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку детей и молодых лиц с инвалидностью;

к) развитие системы занятий адаптивным спортом в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, образования и социальной защиты населения;

л) организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий для детей и молодых людей с инвалидностью;

н) поддержка системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе;

о) государственная поддержка развития русского жестового языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху;

п) разработка и развитие системы «простого (ясного) языка» для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов с нарушениями интеллектуальных функций.

3. Для решения задачи по совершенствованию научно-методического и кадрового обеспечения системы комплексной реабилитации предлагается:

а) осуществление поддержки отечественной научной школы комплексной реабилитации и абилитации, в том числе посредством выделения в рамках государственного заказа на проведение научных исследований в сферах здравоохранения, социальной защиты, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта обязательной доли исследований в области реабилитации и абилитации, социальной интеграции лиц с инвалидностью, а также увеличения количества государственных грантов на проведение соответствующих исследований;

б) широкое внедрение в профессиональном сообществе положений МКФ как единой межведомственной методической основы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью;

в) осуществление государственной поддержки профессиональных сообществ в сфере комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе создание и развитие всероссийского союза реабилитологов в социальной сфере;

г) осуществление государственной поддержки проводимых на регулярной основе межведомственных конференций, всероссийских и международных конгрессов по вопросам комплексной реабилитации и абилитиации лиц с инвалидностью;

д) содействие международному обмену опытом специалистов в сфере комплексной реабилитации и абилитации для расширения знаний о новых методиках и инновационных технологиях, используемых в мировом научно-практическом сообществе;

е) создание действующего на постоянной основе межведомственного органа по апробации, экспертной оценке и созданию банка данных наиболее передовых практик и методов комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью на основе их научно доказанной эффективности и безопасности;

ж) разработка и актуализация профессиональных стандартов специалистов, работающих в системе комплексной реабилитации, актуализация соответствующих образовательных стандартов и учебных программ высшего образования и среднего профессионального образования по подготовке специалистов;

з) развитие системы базовой подготовки квалифицированных специалистов по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации в высших учебных заведениях;

и) развитие системы дополнительного профессионального образования специалистов, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

к) создание условий для непрерывного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, в том числе без отрыва от производства;

4.  Для решения задачи по развитию отечественной реабилитационной индустрии и ассистивных технологий, совершенствование вопросов обеспечения лиц с инвалидностью техническими средствами реабилитации предлагается:

а) совершенствование законодательных основ производства отечественной промышленности реабилитационной направленности, предусмотрев, в частности, законодательное закрепление и развитие таких понятий как «реабилитационная индустрия», «предприятия реабилитационной индустрии», «отрасль производства продукции реабилитационной индустрии», «ассистивные технологии», «вспомогательные технические средства»;

б) разработка и утверждение правовых механизмов, облегчающих выход на рынок инновационных товаров реабилитационной направленности отечественного производства в рамках государственных закупок для нужд системы комплексной реабилитации, в том числе посредством установления обязательных квот для товаров отечественного производства при осуществлении таких закупок;

в) разработка и утверждение обязательных требований к качеству, а также механизмов обязательной сертификации товаров реабилитационной направленности в Российской Федерации;

г) разработка и утверждение обязательных минимальных перечней реабилитационного оборудования, используемого в реабилитационных организациях, в зависимости от направлений комплексной реабилитации и абилитации, реализуемых организацией, и ее уровня (базовый, оптимальный, расширенный, комплексный);

д) совершенствование системы государственных закупок ТСР и реабилитационного оборудования, повышение ответственности государственных заказчиков при осуществлении государственных закупок;

е) развитие механизмов ежегодной актуализации минимальных перечней реабилитационного оборудования для реабилитационных организаций и федерального перечня ТСР[31]  

ж) создание постоянно действующего межведомственного органа, осуществляющего деятельность по апробации, экспертной оценке и сертификации реабилитационного оборудования и ТСР индивидуального пользования;

з) осуществление всестороннего многофакторного анализа потребности системы комплексной реабилитации в продукции реабилитационной направленности и формирование прогноза и рекомендаций по перечню такого оборудования для целей развития отечественной реабилитационной индустрии;

и) государственная поддержка проведения выставок продукции реабилитационной направленности в субъектах Российской Федерации для повышения осведомленности лиц с инвалидностью членов их семей о возможностях выбора необходимых им современных реабилитационных товаров;

к) введение требований к организации выставок любой социально значимой отрасли производства в части обязательного включения не менее 10% стендов, посвященных возможности использования представленного оборудования лицами с инвалидностью;

л) развитие в субъектах Российской Федерации сети доступных для лиц с инвалидностью ресурсных центров по демонстрации, подбору, обучению (в том числе на дому) пользованию ТСР и реабилитационным оборудованием, которое может быть использовано в домашних условиях (далее – ресурсные центры ТСР);

м) развитие в федеральных учреждениях МСЭ службы специалистов по комплексной реабилитации и абилитации, осуществляющих постоянное взаимодействие с реабилиационными организациями, ресурсными центрами ТСР и другими участниками системы комплексной реабилитации при разработке ИПРА инвалидов и оценке полноты и эффективности проведения реабилитационных мероприятий;

н) развитие пунктов проката ТСР, в том числе предназначенных для занятий адаптивным спортом (специальных протезов, колясок и др.),реабилитационного оборудования, коррекционно-развивающих материалов для обеспечения возможности их использования при реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью в домашних условиях;

о) внедрение электронного сертификата на обеспечение лиц с инвалидностью ТСР в соответствии с их ИПРА.

5. Для решения задачи по развитию современных информационных технологий в системе комплексной реабилитации предлагается следущее:

а) разработка и внедрение интегрированной информационно-аналитической системы, предназначенной для решения задач по сбору данных о формировании, функционировании и развитии системы комплексной реабилитации в Российской Федерации, всестороннему анализу собранных данных, оперативному и стратегическому управлению системой комплексной реабилитации на региональном и федеральном уровнях;

б) разработка общих методических и программно-технических рекомендаций по созданию и развитию региональных информационных систем в сфере комплексной реабилитации, предназначенных для разработки, реализации, своевременной коррекции индивидуальных реабилитационных (абилитационных) маршрутов лиц с инвалидностью, оценки полноты и эффективности предоставления комплексных реабилиационных и абилитационных услуг;

в) внедрение и развитие федеральных и региональных онлайн-сервисов поддержки, сопровождения и дистанционного консультирования инвалидов и членов их семей, в том числе в форме мобильных приложений и веб-порталов;

г) формирование информационной открытости системы комплексной реабилитации, в том числе посредством размещения в открытом доступе банка данных реабилитационных организаций различной ведомственной принадлежности и формы собственности, банков данных лучших практик по основным направлениям комплексной реабилитации и других сведений, необходимых для удовлетворения потребности инвалидов и членов их семей в актуальной и достоверной информации.

 

V. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью

При реализации Концепции необходимо учитывать следующие специфические особенности реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, независимо от заболевания, ставшего ее причиной, и степени нарушения их здоровья:

необходимость реализации комплексных мер по предотвращению формирования детской инвалидности в рамках предоставления услуг по ранней помощи;

равная важность реабилитации и абилитации для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов в целях их социальной адаптации;

приоритет инклюзивных подходов при организации комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Приоритетными направлениями в решении проблем детской инвалидности в системе комплексной реабилитации, в дополнение к приоритетным направлениям, предусмотренным разделом IV настоящей Концепции, являются:

а) совершенствование системы комплексной профилактики детской инвалидности;

б) развитие служб ранней помощи детям и их семьям;

в) развитие технологий интерактивного сопровождения детей с инвалидностью при организации их обучения, воспитания, социализации;

г) развитие технологий сопровождения семей детей с инвалидностью, направленных на сохранение детей в семьях (дневное пребывание в организациях социального обслуживания, развитие служб поддерживающей помощи);

д) создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность детей с инвалидностью, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций;

е) активное включение семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в реабилитационный и/или абилитационный процесс;

ж) проведение широкой информационно-просветительской кампании, направленной на всестороннюю инклюзию детей с инвалидностью в общество.

Реализация положений настоящего раздела на федеральном и региональном уровнях должна осуществляться в тесном взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[32], с использованием многолетнего опыта, инструментов и программ Фонда[33]).

 

VΙ. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства лиц с инвалидностью с психическими расстройствами и расстройствами поведения

Основой комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства лиц с инвалидностью с психическими расстройствами и расстройствами поведения (далее – инвалиды с психическими расстройствами) является биопсихосоциальная модель. Вопросы их комплексной реабилитации и жизнеустройства неотделимы друг от друга.

Основными подходами к комплексной реабилитации таких инвалидов являются:

деинституализация и перенос реабилитационного (абилитационного) процесса в сообщество;

широкое внедрение механизмов и социальных технологий сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность и дневная занятость и др.) при организации их жизнеустройства.

Положения настоящего раздела одинаково важны как на инвалидов с психическими расстройствами в возрасте 18 лет и старше, так и на детей с инвалидностью с такими расстройствами – с учетом положений раздела V настоящей Концепции.

Сопровождение при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами должно обеспечивать право инвалидов выбирать место проживания без дискриминации, включая право проживать домашних условиях при наличии такой возможности.

В услуги по сопровождению при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами предлагается включить:

а) содействие инвалидам в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых,услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и других услуг) и координацию их предоставления, в том числе мониторинг жизненной ситуации инвалида и межведомственное взаимодействие, а также сопровождение инвалидов к месту получения услуг и в процессе их получения;

б) содействие инвалидам в удовлетворении их основных жизненных потребностей в бытовой и социальной жизни путем поддержания самостоятельных действий и помощи в их совершении и замещения действий, которые они совершить не могут.

Сопровождение при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами предлагается предоставлять независимо от места проживания инвалидов: дома, в малой группе инвалидов в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (сопровождаемое проживание малыми группами инвалидов), в стационарной организации социального обслуживания.

Для внедрения эффективных механизмов и технологий сопровождения при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами предлагается решить следующие задачи.

1. Законодательное обеспечение условий для сопровождения при организации жизнеустройства инвалидов:

а) закрепление гарантий государства по сопровождению при организации жизнеустройства инвалидов независимо от места их проживания, в том числе дома и в малой группе инвалидов;

б) внедрение услуг по содействию инвалидам в получении различных услуг и координации их предоставления, а также по сопровождению инвалидов к месту получения услуг и в процессе их получения;

в) закрепление и внедрение социальных услуг по сопровождению проживания инвалидов дома и в малой группе инвалидов в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (индивидуальное сопровождаемое проживание и сопровождаемое проживание малыми группами инвалидов);

г) закрепление и внедрение технологий социально-трудовой занятости инвалидов, трудоустройство которых затруднено на открытом рынке труда в силу имеющихся нарушений, в целях реализации их прав на удовлетворение потребностей в производительном и творческом труде;

д) закрепление и внедрение сопровождения труда инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи для осуществления ими трудовой деятельности, на свободном рынке труда и в специально создаваемых местах для труда инвалидов;

е) определение и закрепление в нормативных правовых актах технологий определения перечня и объема услуг по сопровождению инвалидов в соответствии с их нуждаемостью в них (периодическая, регулярная, постоянная).

2. Законодательное закрепление процедуры выбора инвалидами с психическими расстройствами их жизнеустройства, в том числе, процедуру установления мнения недееспособных инвалидов об их жизнеустройстве, а также изменить правила выписки из стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, исключив возможность недобровольного пребывания в этих организациях.

3. Разработка и законодательное закрепление правовых механизмов осуществления опеки или попечительства над инвалидами, признанными недееспособными или ограниченными в дееспособности, проживающими дома и в сопровождаемом проживании малыми группами инвалидов, если отсутствуют граждане, желающие стать их опекунами или попечителями.

4. Создание условий для получения инвалидами с психическими расстройствами, в том числе проживающими в стационарных организациях социального обслуживания, наравне с другими гражданами: медицинской помощи в медицинских организациях, образования в образовательных организациях общего, дополнительного и профессионального образования, в том числе для получения общего образования после достижения ими возраста 18 лет, а также реабилитационных и абилитационных услуг в реабилитационных организациях.

5. Создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций.

6. Организация и поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания инвалидов с психическими расстройствами в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, широкое вовлечение СО НКО в предоставление услуг по сопровождению при организации жизнеустройства инвалидов.

7. Разработка и внедрение программ подготовки инвалидов с психическими расстройствами к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию.

8. Обеспечение квалифицированными кадрами в социальной сфере, в том числе включение трудовых функций по сопровождению инвалидов и соответствующих требований к знаниям и умениям в профессиональные стандарты работников социального обслуживания или разработка отдельных профессиональных стандартов.

Отдельным направлением сопровождения при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами является поддержка государством родственного ухода (семьей, родственниками, другими близкими) за инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом.

Для поддержки родственного ухода необходимо:

а) законодательное закрепление возможности родственников и близких исполнять обязанности опекуна или попечителя недееспособного или ограниченного в дееспособности инвалида, проживающего в стационарной организации социального обслуживания;

б) внедрение мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними инвалидами с психическими расстройствами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких инвалидов;

в) внедрение услуг по дневному пребыванию инвалидов с психическими расстройствами в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода, в том числе круглосуточных.

Технологии и подходы к сопровождению при организации жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами применимы также для сопровождения инвалидов с другими нарушениями, затрудняющими ведение самостоятельного образа жизни: функций слуха, зрения, речи, двигательных функций и другими, а также сочетанными и тяжелыми множественными нарушениями.

 

VII. Участники реализации Концепции

Участниками реализации настоящей Концепции являются федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды; ведущие научные организации, определенные федеральными органами исполнительной власти в качестве научно-методических центров по вопросам комплексной реабилитации лиц с инвалидностью; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; общественные объединения инвалидов; НКО; благотворительные фонды; добровольческие (волонтерские) движения.

 

VIII. Источники ресурсного обеспечения, механизмы и этапы реализации Концепции.

Положения Концепции реализуются во взаимосвязи с федеральными документами стратегического планирования на период до 2025 года[34], основным из которых является госпрограмма «Доступная среда».

Для достижения поставленной в Концепции цели и задач необходимо дополнение указанных документов мероприятиями, направленными на реализацию приоритетных направлений Концепции, а также соответствующими целевыми показателями.

Учитывая сложность и масштабность проблем, связанных с реализацией задач по развитию современной системы комплексной реабилитации инвалидов, реализация необходимых мероприятий будет осуществляться поэтапно.

В рамках I этапа (2021-2023 годы) будет сформирована необходимая законодательная, нормативная правовая, научно-методическая базы для развития системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации, внесены соответствующие изменения и дополнения в государственные программы и национальные проекты.

В рамках II этапа (2024-2025 годы) будут созданы необходимые организационные условия для предоставления инвалидам современных доступных и качественных реабилитационных и абилитационных услуг.

 

IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции.

Итогом реализации Концепции станет повышение в Российской Федерации доступности качественных, безопасных и эффективных реабилитационных и абилитационных услуг и товаров для лиц с инвалидностью, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности, достижение самостоятельности, независимости, в том числе материальной, и интеграцию в общество.

В соответствии с поставленными задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:

создана современная законодательная и нормативная правовая основы для обеспечения лиц с инвалидностью комплексными реабилитационными и абилитационными услугами;

сформирована реабилитационная инфраструктура, основой которой станет система специализированных реабилитационных центров, позволяющая обеспечить доступность услуг для всех целевых реабилитационных групп лиц с инвалидностью;

комплексные реабилитационные и абилитационные услуги во всех сферах будут оказываться высококвалифицированными специалистами с применением научно-обоснованных методов и технологий, гарантирующих их эффективность и безопасность;

лица с инвалидностью будут обеспечиваться современными и качественными техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием, исходя из их индивидуальных потребностей;

доступность комплексных реабилитационных и абилитационных услуг будет обеспечена широким внедрением технологий сопровождения и информационной поддержки лиц с инвалидностью и членов их семей.

 

 


[1] Всемирная организация здравоохранения, 2011 г.

[2] Всемирная организация здравоохранения, 2010 г.

[3] Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов», принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.

[4] подпункт «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 января 2018 г. № Пр-50 по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, 5 декабря 2017 г.

[5] пункт 2 раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов № 19 от 28 ноября 2018 г.

[6] по данным федеральной государственной информационной системы Федеральный реестр инвалидов (ФГИС ФРИ), по состоянию на 1 июля 2020 г.

[7] по данным федеральной государственной информационной системы Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система для проведения медико-социальной экспертизы (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ)

[8] по данным ФГИС ФРИ

[9] по данным форм федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных организаций медико-социальной экспертизы за соответствующие годы.

[10] детский церебральный паралич.

[11] по данным форм федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных организаций медико-социальной экспертизы за соответствующие годы.

[12] статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ.

[13] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и принятые в его развитие соответствующие подзаконные акты.

[14] по состоянию на 1 июля 2020 г.

[15] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) и принятые в его развитие соответствующие подзаконные акты.

[16] распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года».

[17] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принятые в его развитие соответствующие подзаконные акты.

[18] Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 и соответствующие подзаконные акты.

[19] приказ Минкультуры России от 30 декабря 2016 г. № 3019 «Об утверждении Модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».

[20] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятые в его развитие соответствующие подзаконные акты..

[21] распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

[22] Приказ Минтруда России от 26 декабря 2017 г. №875 «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)»

[23] приказ Минтруда России от 23.04.2018 г. № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов»

[24] по данным мониторинга формирования и развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, в Российской Федерации, проводимого Минтрудом России 1 раз в 6 месяцев.

[25] подпункт «з» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 января 2018 г. № Пр-50 по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, 5 декабря 2017 г.;

приказ Минтруда России от 5 июля 2018 г. № 450 «О Федеральном центре научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов»

[26] распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».

[27] Республика Татарстан, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Свердловская, Самарская, Тюменская области и другие субъекты Российской Федерации.

[28] «Адаптивная физическая культура» - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

[29] «Адаптивный спорт» - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и, вообще, социализации. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

[30] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

[31] Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.

[32] указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

[33]  программы «Ценю жизнь», «Право быть равным», «Ранняя помощь», «Ты не один», «Путь к успеху», «Смогу жить самостоятельно», «В кругу друзей» и др.

[34] в том числе:

государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640;

государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 346;

государственной программой Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 348;

государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 391;

стратегией развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 № 2599-р;

национальным проектом «Культура»;

национальным проектом «Образование»;

федеральным проектом «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография» и другими.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: