Рабочая программа по адаптивной физической культуре
Для детей с расстройствами аутистического спектра
Пояснительная записка
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности. Для развития двигательной сферы разбалансированных детей важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с нарушением сенсорной интеграции сложно регулировать произвольные движения в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять телом согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения своего тела собственным речевым командам. коллективе. В развитии основных движений у таких детей следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемещениями, застыванием, с широким размахом рук, на цыпочках. Движения детей могут быть вялы или, напротив, напряжённо скованны, механистичны, с отсутствием пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений присутствует и в прыжках, что проявляется в невозможности одновременного отталкивания двумя ногами. Для детей также трудными являются упражнения, связанные с сохранением равновесия и с пространственной ориентировкой. Выводы были первыми из числа тех, что показывают прямую связь между двигательными навыками и тяжестью аутизма, и, соответственно, подтверждают, что развитие мелкой и крупной моторики должно быть включено в планы лечения и реабилитации детей с аутизмом.
Выше перечисленные отклонения в состоянии здоровья у детей рассматриваемой категории обуславливают различного рода трудности при овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребенка трудно выполнимыми из-за нарушения аналитико- синтетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличия спастики, нарушения согласованности движений.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического характера. Дыхательная система нарушена по чистоте, глубине, ритму, а также нарушена согласованность дыхательного акта с дыхательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показаний возрастных норм.
Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной.
Разнонаправленные физические упражнения, способствуют физическому, умственному и морально—волевому развитию личности школьника. Развития каждого школьника в течение всего времени обучения в школе, и, исходя из возрастно-половых особенностей развития учащихся, степени освоенности ими физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря можно определить его "зону ближайшего развития" и составить индивидуальное коррекционно-развивающее перспективное планирование.
Цели:
1. Обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников средствами адаптивной физической культуры.
2.Повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
Развивающие задачи:
1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Стимулирование способностей ребёнка к самооценке.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений, гиподинамии и пр.).
7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Принципы и подходы к реализации
Занятия АФК должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2-3 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Развитие скоростных способностей.
Для детей с расстройством аутического спектра скоростные способности необходимы в бытовой, учебной, спортивной, трудовой деятельности. Ребенок должен быстро реагировать на внешние сигналы, предвидеть и упреждать опасность (например, транспортную), быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями. Скоростные качества и реагирующая способность зависят от состояния центральной и периферической нервной системы, от психических функций (ощущений, восприятия, внимания), от уровня координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.), от особенностей характера и поведения.
Быстрота простой двигательной реакции развивается в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время ходьбы, бега, по хлопку - остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Быстрота сложной двигательной реакции развивается преимущественно в подвижных и спортивных играх. Быстрота одиночных движений и темп движений развиваются следующими методическими приемами:− создание облегченных условий выполнения упражнений;− выполнение простых движений с максимальной частотой (бег на месте, движение только рук);− повторение циклических упражнений в течение 5–6секунд с максимальной частотой;− эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований. Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта развиваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный характер, а сенситивный период– 10–12лет. Развитие выносливости. Лимитирующим фактором развития выносливости у данной категории детей является не только сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но, главное,– сниженная способность к волевым усилиям. Об их функциональных возможностях можно судить по программе соревнований. Например, международная «Программа развития спортивных умений и навыков» (1993) для умственно отсталых детей включает соревнования по лыжному спорту на дистанциях 10м, 50м, 100м, 500м, 1км, 3км, 5км, 7,5км и 10км. Для большинства детей задача развития выносливости ограничена рамками упражнений в зоне умеренной интенсивности и состоит в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факторы выносливости, а создавать условия для повышения общего уровня работоспособности. Для развития выносливости используются равномерный метод, реже - переменный и повторный.
Ученики должны пробегать дистанцию 300–500м, на лыжах– 1км и плавать на расстояние 25м. При подготовке используется повторный метод в беге на дистанции 20м в младших классах и 40–60м– в старших. Девушки повторяют упражнение 5–6раз, юноши 8–10раз (Черник Е.С., 1997).Средствами развития выносливости являются упражнения ритмической и основной гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания, спортивных и подвижных игр на уроках физкультуры, рекреационных и спортивных занятиях. Для поддержания аэробной выносливости рекомендуется нагрузка с частотой сердечных сокращений 120–140уд./мин, для повышения аэробной выносливости– 140–165уд./мин.
Развитие гибкости.
Дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым учащимся в развитии гибкости на 10–20% (Дмитриев Л.А., 2002), с более тяжелыми формами - еще больше. Причинами являются нарушения нервной регуляции тонуса мышц, межмышечной координации, функциональное состояние суставов– суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, врожденная или приобретенная тугоподвижность. Педагогическими задачами развития гибкости являются:− развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата;− минимизация регресса подвижности в суставах. Наиболее продуктивным для развития пассивной гибкости является возраст 9–10 лет, активной– 10–14лет. К 20годам амплитуда движений заметно падает. Следовательно, младший и средний школьный возраст - самый плодотворный для развития гибкости. Используются следующие виды упражнений:− динамические активные упражнения: маховые, пружинистые, прыжковые, с резиновыми амортизаторами;− динамические пассивные упражнения: с дополнительной опорой, с помощью партнера, с отягощением, на тренажерах;− статические упражнения, включающие удержание растянутых мышц самостоятельно и с помощью партнера.






