Основными задачами изучения учебного предмета «История» в старшей школе являются:
· формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
· овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
· формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
· овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
· формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
· идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
|
|
· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
· ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
· общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
· познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
· формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
· принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
· многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
· многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
· исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
|
|
· историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
Предмет «История» в соответствии с требованиями ФГОС СОО изучается в 10–11-х классах в качестве обязательного учебного предмета на базовом или углублённом уровне.
В соответствии с ПООП СОО структурно предмет «История» на базовом уровне в 10 классе включает учебные курсы всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914—2012 гг. («История России»), логически завершая учебный предмет «История» основной школы в соответствии с линейным принципом изучения.Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
На изучение истории в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): история России-50 часов, Всеобщая история 18 часов. Предметы «История России» и Всеобщая история изучаются последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история.
Программа позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
· знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· представлять культурное наследие России и других стран;
· работать с историческими документами;
· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
· критически анализировать информацию из различных источников;
· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
· читать легенду исторической карты;
· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
· оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
· демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
· устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
· определять место и время создания исторических документов;
|
|
· проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
· характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
· использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
· анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
· обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
· приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
· применять полученные знания при анализе современной политики России;
· владеть элементами проектной деятельности.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
· осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;
· освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;
|
|
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
· развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
· понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в.;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
· становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
· складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
· формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
· формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;
· организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
· работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
· формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
· учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
· установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
· умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;
· владение основами коммуникативной рефлексии;
· реализация проектно-исследовательской деятельности;
· выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под руководством учителя);
· формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
· определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
· построение логического рассуждения и установление причинноследственных связей;
· сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
· объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
· структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
· самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
· сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· определять несколько путей достижения поставленной цели;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
· распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· искать и находить обобщённые способы решения задач;
· приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
· анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
· развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения курса включают:
· целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
· исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
· знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;
· знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
· понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в.;
· представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
· уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
· установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;
· владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в.;
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей позиции.
· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· представлять культурное наследие России и других стран;
· работать с историческими документами;
· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
· критически анализировать информацию из различных источников;
· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;
· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
· оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках
· выполнять индивидуальный(ые) проект(ы).