Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

Основными задачами изучения учебного предмета «История» в старшей школе являются:

· формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

· овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

· формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

· овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

· формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

 

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

· идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

· ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

· общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

· познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

· формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

 

  Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

· принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

· многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

· многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

· исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

· историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

 

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

Предмет «История» в соответствии с требованиями ФГОС СОО изучается в 10–11-х классах в качестве обязательного учебного предмета на базовом или углублённом уровне.

В соответствии с ПООП СОО структурно предмет «История» на базовом уровне в 10 классе включает учебные курсы всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914—2012 гг. («История России»), логически завершая учебный предмет «История» основной школы в соответствии с линейным принципом изучения.Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

На изучение истории в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю): история России-50 часов, Всеобщая история 18 часов. Предметы «История России» и Всеобщая история изучаются последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история.

Программа позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.   

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

 

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

· знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· представлять культурное наследие России и других стран;

· работать с историческими документами;

· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

· критически анализировать информацию из различных источников;

· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

· читать легенду исторической карты;

· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

· оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

 

Выпускник получит возможность научиться:

· демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

· устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;

· определять место и время создания исторических документов;

· проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;

· характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

· использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

· представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

· соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

· анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;

· обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;

· приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

· применять полученные знания при анализе современной политики России;

· владеть элементами проектной деятельности.

 

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

 

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

· осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории;

 

· освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма,  национализма),   особенностями демократического и тоталитарного политических режимов;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;

 

· развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;

 

· понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в.;

 

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;

 

· становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

 

· складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;

 

· формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);

 

· формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

· воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. 

 

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

· формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;

· организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;

· работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;

· формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

· учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

· установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;

· умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;

· владение основами коммуникативной рефлексии;

· реализация проектно-исследовательской деятельности;

· выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под руководством учителя);

· формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;

· определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

· построение логического рассуждения и установление причинно­следственных связей;

· сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;

· объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;

· структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.

· самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

· сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

· определять несколько путей достижения поставленной цели;

· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

· распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

· осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

· искать и находить обобщённые способы решения задач;

· приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

· анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

· развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

· представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

Предметные результаты изучения курса включают:

· целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;

· исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;

· знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;

· знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;

· понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в.;

· представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;

· уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;

· установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;

· владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в.;

· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей позиции.

· рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

· определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· представлять культурное наследие России и других стран;

· работать с историческими документами;

· сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

· критически анализировать информацию из различных источников;

· соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

· использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

· использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

· составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

· работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;

· владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

· демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

· оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;

· ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках

· выполнять индивидуальный(ые) проект(ы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: