Пояснительная записка

Рабочая программа по адаптивной физической культуре  

  для детей с нарушением зрения – слепые

Пояснительная записка

 

Закон РФ «Об образовании»  выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

В частности, на развитие слепых детей серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).

Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения, по своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:

- слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;

- слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);

- слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающегося, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудности передвижения в пространстве.

В связи с этим возникает необходимость специальных программ обучения таких детей, в частности, специальный подход в рамках физического воспитания.

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

 

 

Цель программы:

 

С помощью специальной методики АФК формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

Создание специальных условии для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями

 

Оздоровительные задачи:

 

-охрана жизни и укрепление здоровья детей с тяжёлой патологией зрения;

 

-укреплять связочно-суставной аппарата;

 

-совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

 

-совершенствовать деятельности ЦНС.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

-формировать двигательные умения и навыки;

-развивать физические качества (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

-прививать навыки гигиены;

-формировать представление о пользе занятий АФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения, о явлениях природы, общественной жизни.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 

-воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

 

-формировать нравственные качества: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

 

-воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

 

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

-формировать необходимые умения и навыки самостоятельной пространственной ориентировки (ориентирование в спортивном зале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов);

 

-содействовать минимизации навязчивых стереотипных движений;

 

-развивать способность сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;

 

-формировать жизненно-необходимые навыки, способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Данная образовательная программа основана на положениях нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 170-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон о физической культуреи спорте в Российской Федерации»

- Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537 «Остратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской федерации от 9 марта 2004 г. №1312

 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

-Примерной программы основного общего образования;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

 - Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 

Предметные результаты:

 

Слепые обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья, в том числе охрану остаточного зрения; о необходимости рационального использования остаточного зрения в процессе выполнения физических упражнений. У них будут совершенствоваться основные физические качества, нивелироваться скованность, физическая пассивность, формироваться правильная осанка и походка. Занятия АФК будут способствовать коррекции навязчивых стереотипных движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развиваться компенсаторные возможности за счет совершенствования физического развития и двигательной сферы средствами физической культуры. Дети научатся использовать на занятиях адаптивной  физической культуры спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышая уровень физических кондиций;

Необходимо составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

 

Так же классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: