IV. Особенности преподавания предмета «Литература»

В 2020 – 2021 учебном году

 

В 2020-2021 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Наряду с введением ФГОС ООО продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

ФГОС

5 6 7 8 9
Литература в классах с русским языком обучения (5-дневная учебная неделя) 2 3 2 2 3
Литература в классах с русским языком обучения(6-дневная учебная неделя) 3 3 2 2 3
Литература в классах с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (5-дневная учебная неделя) 2 2 2 2 3
Литература с обучением на родном (украинском, крымскотатарском) языке (6-дневная учебная неделя) 3 3 2 2 3

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам (базовый уровень)

ФГОС ФК ГОС
  10 11
Литература 3 3

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам 

(углубленный уровень)

ФГОС ФК ГОС
10 11
Литература 5 5

Увеличение количества учебных часов по литературе находится в компетенции образовательной организации и производится при необходимости за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

При составлении рабочей программы по литературе необходимо обратить особое внимание на следующие положения:

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования и Примерная основная образовательная программа среднего общего образования содержат три списка авторов и их произведений, рекомендованных к изучению. Базовым, основным является список А, так как содержит произведения, включенные в материалы ГИА: произведения из этого списка должны обязательно присутствовать в рабочей программе составителя. Список Всодержит произведения, которые рекомендованы чаще всего составителями авторских УМК. Список С является вариативным,рекомендательным и содержит иной способ группировки материала,из данного списка возможно отбирать произведения для изучения, а также длявнеклассного чтения. Таким образом, при составлении рабочей программы разработчик должен учитывать произведения, представленные в трех списках.

2. В процессе изучения курса литературы в 5-11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для уроков по развитию речи. В общее число часов по развитию речи (10-20% от общего количества часов) входят в том числе и непосредственные аудиторные творческие работы обучающихся.

С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать такие формы работы, как сочинения-миниатюры, развернутые ответы на вопросы, ответы ограниченного объема (5-10 предложений) на проблемный вопрос, эссе, рецензии и др.

3. В процессе изучения курса литературы в 5-11 классах общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение часов для внеклассного чтения. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Учебные часы для проведения уроков внеклассного чтения необходимо выделять в начале записи темы: «Вн. чт.».

       Произведения, рекомендованные для внеклассного чтения, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по литературе, их можно отбирать из списка В и С Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Разработчик (учитель) рабочей программы также может включить произведения краеведческого характера.

 Распределение часов на внеклассное чтение и развитие речи

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

базовый углубленный базовый углубленный
Вн. чт. 4 4 4 4 5 6 8 6 8
Р.р. (творческие работы) 4 4 4 4 5 8 10 8 10

 

Освоение образовательных программ по литературе в 2019/2020 уч. г. в дистанционной форме могло привести к тому, что недостаточно изученным оказался раздел «Зарубежная литература», который в большинстве реализуемых программ традиционно приходится на вторую половину 4 четверти. В этом случае целесообразными представляются два методических подхода при проектировании и реализации образовательной деятельности:

- изучение данных произведений в начале учебного года с использованием технологии укрупненных дидактических единиц (произведения для изучения группируются по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.), изучаются на уроках-семинарах, конференциях);

- изучение данных произведений параллельно с основным курсом на основе реализации внутрипредметных связей.

Выполнение практической части программ учебных предметов

 

С целью осуществления текущего контроля целесообразно проведение следующего количества работ:

ЛИТЕРАТУРА

 

Виды письменных работ по уровням обучения

Количество письменных работ по классам

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Классное сочинение 2 2 2 2 2 3 3
Домашнее сочинение 1 2 2 2 2 2 2
Контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1
Углубленный (профильный)уровень              
Классное сочинение           4 4
Домашнее сочинение           3 3
Контрольная работа           2 2

 

При планировании текущего контроля в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всего учебного года, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

С целью успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА возможно использование формата ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) при разработке контрольно-измерительных материалов и оценивании письменных работ.

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

 

Предмет 5-9 классы 10-11 классы
Литература - 1 рабочая тетрадь, -1 тетрадь для контрольных работ. - 1 рабочая тетрадь, - 1 тетрадь для контрольных работ.

 

Методические рекомендации по ведению ученических тетрадей, нормы оценки устных и письменных ответов, особенности ведения записей в классном журнале, классификация ошибок изложены в письме «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2014-2015 учебном году».Изменения внесены в критерии проверки тетрадей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: