Особенности преподавания предмета «Русский язык» в 10 классе в соответствии с ФГОС (базовый и углубленный уровень) в 2020 – 2021 учебном году

Курс русского языка в 10 – 11 классах является самостоятельным, ориентированным на совершенствование языковой и речевой подготовки обучающихся на основе овладение языком на более высоком уровне ‒ текстоведения, речеведения, стилистики. Систематизация, углубление материала по теории и практике языка и речи осуществляются в процессе освоения программного содержания курса в течение всего учебного года. В связи с этим в рабочих программах и соответствующих им УМК уроки целенаправленного повторения в начале года не предусмотрены.

Однако в 10 классе, учитывая ситуацию завершения курса синтаксиса в условиях, ограничивающих полноценное усвоение, рекомендуем в сентябре и рассредоточенно в течение первого полугодия актуализировать знания по теме «Сложные предложения с разными видами связи» и закрепить умение проводить синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений разных по значению и структуре.

Традиционно в 10 – 11 классах совмещалось повторение изученного и овладение новым содержанием на основе обобщения и систематизации программного материала. В 2020 – 2021 учебном году проектирование курса русского языка в 10 классе должно соотноситься с требованиями ФГОС СОО к уровню подготовки выпускников на этапе получения среднего общего образования.

Специфика изучения русского языка на базовом уровне.

Базовый курс должен обеспечить формирование общекультурного уровня, который бы позволил выпускнику продолжить обучение в средних специальных образовательных учреждениях и в высшей школе. В связи с этим курс нацелен на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности, а также на развитие умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм). Это достигается прежде всего усвоением элементов современной теории речевого общения, а также ориентацией системы обучения на многоаспектный языковой анализ речевого высказывания и отработку всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и этических).

Основное внимание уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами успешного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Центральным разделом практически ориентированного курса становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, стратегий и тактик успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

Для решения практических задач курса необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Курс предусматривает повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики; совершенствование речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей речи. Языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, то есть навыкам, которыми необходимо владеть каждому выпускнику школы. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придается развитию навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Выпускники должны научиться пользоваться словарями правильности русской речи, применять орфографические и пунктуационные нормы при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей; использовать лексическую и грамматическую синонимию с целью совершенствования собственного речевого высказывания; применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения.

Специфика изучения русского языка на углубленном (профильном) уровне.

Углубленный уровень усвоения русского языка в средней школе предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, в то же время он должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования. Этим определяется специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

В связи с этим предусматривается углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных формах существования русского национального языка; функционально-стилистической системе русского языка. В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, потому особое внимание уделяется русистике, рассмотрению ведущих методов изучения языка, знакомству с основными направлениями развития русистики в наши дни, а также с информацией о видных лингвистах и их научной деятельности. Заложен и исторический аспект в изучении родного языка, предполагается осознание старшеклассниками роли старославянского языка в развитии русского языка; рассмотрение современных тенденций в развитии норм русского литературного языка. Кроме того, усиливается направленность обучения на установление связей с курсами русской литературы и иностранного языка, и на этой основе предусматривается формирование способности проводить филологический анализ текста.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. И наконец, профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Анализ УМК по русскому языку и литературе

I. Русский язык. 10-11 классы / под ред. Т.М. Воителевой. (базовый уровень) – М.: ООО «Образовательно-издательский центр «Академия»»

Основное внимание в учебниках уделяется усвоению единиц русского литературного языка и норм их употребления на всех уровнях языковой системы, что обеспечивает коммуникативную направленность обучения. Реализуется компетентный подход, способствующий совершенствованию всех видов компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

В учебниках представлен теоретический материал по всем основным разделам русского языка: фонетике, орфоэпии, лексике и фразеологии, графике и орфографии, морфемике и словообразованию, морфологии (10 класс), синтаксису и пунктуации (11 класс). Учебный материал разбит по классам на несколько глав в соответствии с содержанием курса. 10 класс: «Наука о русском языке», «Язык и речь», «Фонетика, графика, орфография, орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология и правила правописания частей речи». 11 класс: «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение», «Сложное предложение», «Культура речи и стилистика», «Функционирование языковых единиц в речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», «Общие сведения о языке», «Готовимся к экзаменам». Каждая глава учебников включает в себя:

• сведения о существенных признаках языкового понятия;

• алгоритм действий, посредством которого автор приглашает читателей (учащихся) к совместному наблюдению и анализу новых языковых понятий, данный в виде комментария и отмеченный на полях чертой;

• основные правила правописания;

• сведения по культуре речи, стилистические особенности названных в разделе понятий;

• употребление единиц языка в речи.

Теоретический материал закрепляется тренировочными упражнениями, что позволяет осознанно усваивать основные языковые понятия. Тренировочные упражнения направлены на формирование правописных и речемыслительных умений и навыков, в том числе навыков языкового разбора. Разнообразные упражнения, полностью соответствующие изложенному теоретическому материалу, расположены по принципу возрастающей трудности, от простого к сложному. В каждой главе предложены тексты, обеспечивающие формирование культуроведческой компетенции учащихся (тексты о традициях, укладе жизни, обрядах, народных праздниках, русские пословицы и поговорки и пр.).

 

II. Русский язык. 10-11 классы / под ред. Н.Г. Гольцовой. (базовый уровень) – М.: ООО «Русское слово-учебник»

Учебник ставит целью повторение, обобщение, систематизацию и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Акцент делается на формировании навыков грамотного письма. Подача материала крупными блоками позволяет представить русский язык как систему, а разделы науки о языке – как взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этой системы.

Изложение материала в учебнике строится в соответствии с принципами научности и системности и на основе последних достижений науки о языке и методики обучения русскому языку. Учебник обеспечивает совершенствование умений и навыков практическим путём.

Книга рассчитана на организацию дифференцированной работы учащихся: коллективной, групповой, индивидуальной, бинарной. Поэтому каждый ученик в зависимости от уровня подготовленности будет выполнять лишь часть заданий, данных в учебнике. Упражнения учебника можно условно можно было бы распределить по трём группам:

1) тренировочные, направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов;

2) обобщающие, требующие от школьников целого комплекса навыков и умений;

3) контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий.

Разработанная авторами система упражнений предполагает «пошаговый» характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое владение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу.

Тематика текстов, использованных в качестве дидактического материала, самая разнообразная. Более половины из них – отрывки из художественных произведений. Через тексты и отдельные предложения по всему учебнику проходит тема любви к родному краю, к Родине, исторической памяти, искусства в жизни человека, экологическая проблема и т.д., которые становятся основой для решения воспитательных задач – для социализации личности. Межпредметные связи обеспечиваются наиболее близко стоящих друг к другу предметов – русского языка и литературы, что свидетельствует об общечеловеческой ценности языкового дидактического материала.

Методический аппарат нацелен на компетентностную направленность. Система работы с материалами построена таким образом, что учитель имеет возможность отбирать задания для формирования конкретных видов компетенций: лингвистической, языковой и речевой.

Коммуникативно-деятельностный подход прослеживается в системе заданий, их формулировании, в последовательной работе с текстами. Кроме того, содержание любого упражнения и текста учебника может быть использовано учителем в целях речевого развития учащихся.

Учебник предусматривает систематическую работу учащихся, связанную со словарями, что позволит им в дальнейшем ориентироваться в современном информационном пространстве. Кроме того, большинство упражнений предполагает систематическое обращение учащихся к словарям: толковому, орфографическому, фразеологизмов и т.д.

 

III. Русский язык. 10-11 классы (базовый и углубленный уровни) / под ред. С.И. Львовой. – М.: ООО «ИОЦ Мнемозина»

Учебник полностью соответствует требованиям ФГОС СОО и реализует основные его идеи: утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом, ориентация на планируемые результаты обучения, усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в образовании, формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализация компетентностного подхода в обучении.

Авторы представляют учебный материал в соответствии с обозначенными ими целями обучения в старших классах:

1) углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; роли русского языка в развитии ключевых компетенций для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;

2) сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения; развить умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

3) усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при чтении и аудировании, а также механизмами создания коммуникативно успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма.

Обучение в рамках компетентностного подхода понимается авторами как процесс приобретения опыта применения усвоенных знаний, умений и навыков и опыта самоанализа и самооценки собственных коммуникативных действий. Все это обеспечивается содержанием учебника и особенностями предъявления материала. Теоретический и практический материал предъявляется таким образом, чтобы вспоминать, думать, размышлять, сравнивать, оценивать, высказывать свою точку зрения. Специальные типы упражнений целенаправленно и поэтапно развивают метапредметные умения («Слушаем и анализируем звучащую речь», «Систематизируем изученное ранее и совершенствуем умения», «Проводим самостоятельное исследование», «Обращаемся к Интернету», «Обращаемся к справочной литературе» и др.). Система памяток-инструкций, словарей и справочников позволяет правильно и рационально организовывать учебную деятельность и самостоятельно оценить её результаты. Разнообразные наглядные средства печатной и электронной форм учебника (рисунки, коллажи, схемы, таблицы, плакаты, анимационные ролики, аудио- и видеоинформация и т.п.) направлены не только на формирование учебных умений, но и на отработку универсальных учебных действий.

Обучающиеся последовательно овладевают разными видами чтения. Навыки формируются в процессе выполнения системы предтекстовых и послетекстовых заданий. Целенаправленное повторение и систематизация изученного ранее материала обеспечивает подготовку к ЕГЭ по предмету.

 

IV. Русский язык. 10-11 классы / под ред. Л.М. Рыбченковой. (базовый уровень)– М.: «Просвещение»

Учебник по русскому языку создан в соответствии с ФГОС СОО. Его особенностью является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Учебник представляет собой переработанный и дополненный в соответствии с Примерной программой учебник «Русский язык» Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Последовательно и планомерно в содержании и способах подачи учебного материала реализуется преемственность с УМК для основной школы (авторы:Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.). Учебник создан в рамках проекта «Академический школьный учебник», особенностями которого являются: фиксированный формат, содержание учебника по принципу «минимакс», использование вспомогательных и дополнительных ресурсов к учебнику.

Учебник по-современному внешне и внутренне оформлен. Разработаны новые обложки, оригинал-макет, введены новые рубрики: «Лингвистические заметки», «Это интересно», «Культура речи», «Лингвистические задачки», «Словарь» и др. Их использование позволяет осуществлять преподавание русского языка с учетом современных методических требований: знакомство с дополнительным теоретическим материалом, совершенствование культуры речи при деятельном освоении норм современного русского литературного языка, эффективное повторение материала, решение нестандартных задачек, освоение языка к контексте истории и культуры страны.

Авторы предусматривают речевую направленность курса. Фундаментом предметной области «Русский язык и литература» выступает культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными приёмами использования языковых средств в различных ситуациях речевого общения. В книге содержатся дифференцированные задания и упражнения разной направленности, ориентированные на качественную подготовку учащихся к сдаче экзаменов. Учебник можно использовать и как самоучитель (рубрики «Советы помощника», «Памятка», «Энциклопедия советов»).

 

V. Бабайцева В. В. Русский язык и литература. Русский язык. (углубленный уровень) 10-11. – М.: Дрофа

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.
Учебник, состоящий из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Учебник состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, в ней представлены правила, таблицы и схемы, обобщающие теоретический материал 5-9 классов. Пройденный материал систематизирован и дан  более углубленно. Во второй части помещены упражнения, которые позволят закрепить полученные знания. 

Особенностью данного учебника является то, что в нём много внимания уделяется развитию речи, умению формулировать и ясно излагать свои мысли. Также пособие предлагает задания к комплексному  анализу текста, материалы для создания сочинений разных стилей. Возможна организация самостоятельного изучения теоретических тем и отработки практических навыков.

Данный учебник комплектуется с учебниками А. Н. Архангельского и др. «Литература. 10 класс» и В. В. Агеносова и др.«Литература. 11 класс» (углублённый уровень).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: