Учащиеся должны знать:
· Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе.
· Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ.
· Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность, характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности.
· Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности.
· Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности.
· Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения.
· Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы.
· Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения.
· Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения.
· Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и современности.
· Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса социализации, основные проблемы подросткового периода.
Учащиеся должны уметь:
· Аргументировано доказывать значимость права в обществе;
· Отличать правовые нормы от других социальных норм;
· Характеризовать Конституцию РФ;
· Писать исковое заявление в суд;
· Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;
· Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному социальному классу;
· Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;
· Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;
· Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном взаимодействии людей;
· Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;
· Выделять особенности деликвентного поведения, объяснять причины отклоняющегося поведения;
· Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;
· Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
· Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода.
Предусмотрено три вида контроля знаний учащихся: текущий (фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами, устные и письменные ответы, таблицы, решение задач, решение кроссвордов, написание реферата, доклада, эссе), промежуточный (самостоятельные работы, тестовые задания), итоговый (тестирования, контрольная работа). Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС
Всего: 68 часов.
| Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них контрольные |
| Тема 1. Научное познание общества | 6 | (1) |
| Тема 2. Общество как сложная динамическая система | 6 | (1) |
| Тема 3. Развитие общества | 12 | (1) |
| Тема 4. Рыночная экономика | 11 | 1 |
| Тема 5. Сфера производства | 19 | 1 |
| Тема 6. Политическая система общества | 14 | 1 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС
Всего: 66 часов.
| Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них контрольные |
| Тема 1. Закон и право | 14 | (1) |
| Тема 2. Гражданские правоотношения | 13 | (1) |
| Тема 3. Социальная система общества | 10 | (1) |
| Тема 4. Взаимодействие людей в обществе | 11 | 1 |
| Тема 5. Культура и духовная жизнь | 10 | 1 |
| Тема 6. Внутренний мир и социализация человека | 8 | 1 |






