Большой алтарь Богоматери

(Изенгеймский алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

Матис Нитхардт.

Воскресение. Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

разъясняет смысл происходящего. Рядом с его фигурой надпись: «Его делу суждено расти, моему же уменьшаться». Иоанн, твёрдо стоя­щий на земле, и Иисус, пребываю­щий между землёй и небесами,—две жертвы во имя спасения людей. По воскресным и праздничным дням алтарь открывали, и траурное Распятие сменялось ликующе-звон­кой, многокрасочной живописью внутренних створок. Центральную картину праздничного цикла обыч­но называют «Прославлением Бого­матери» или «Ангельским концер­том». Сюжет её не имеет аналогов в религиозной живописи. Компози­ция как бы поделена на две части — левая укрыта тенью стены храма; правая озарена весенним солнцем, фоном ей служит пейзаж. Справа находится Мария с Младенцем на руках — художник изобразил Её простой женщиной, заботливой молодой матерью. В левой части картины из высокого готического собора навстречу Богоматери выхо­дит красочная процессия. Ангелы играют на виолах и лютнях; яркие краски их одежд и ликов словно до­носят до зрителя отзвуки небесной музыки. Шествие возглавляет де­вочка в короне с кротко сложенны­ми руками, от лица которой исхо­дит ослепительное сияние. Это тоже Мария, но теперь Она в облике Ца­рицы Небесной, а не Богоматери. Художник воплотил две стороны Её величия.

На левой створке праздничного цикла алтаря изображено Благове­щение, на правой — Воскресение Христа. Последняя картина — звуч­ный и радостный гимн победе добра над злом. Гробовая плита откинута; из гробницы воспаряет Христос — живой и прекрасный. Огромный радужный нимб Христа сияет на фоне звёзд, зажигает алым пламенем Его плащ и бросает лёг­кие блики на окрестные скалы.

Живописные боковые створки последней, сокровенной части Изенгеймского алтаря посвящены житию Святого Антония. Правая створка прославляет стойкость от­шельника в противостоянии страш­ным чудовищам-демонам; левая изображает встречу Антония со Святым Павлом Пустынником. Мирная беседа двух старцев проте­кает на опушке фантастического за­брошенного леса. Сквозь мрачные силуэты деревьев просвечивает чу­десная белая гора. Её громада ка­жется невесомой — так неуловима граница, разделяющая ясные небе­са и голубоватые льды, укрывающие её вершину.

Чуткость к красоте природы, жи­вость многокрасочной палитры, волнующее сказочное настроение,

характерные для произведений Матиса Нитхардта, нашли отражение в творчестве других немецких масте­ров, работавших в начале XVI в.

АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР

(около 1480—15.38)

А'льбрехт А'льтдорфер — один из ос­нователей жанра новоевропейско­го пейзажа, родился в Регенсбурге (Бавария).

В «Лесном пейзаже с битвой Свя­того Георгия» (1510 г.) мастер использовал выразительные воз­можности техники рисунка на тони­рованной бумаге. Сначала художник широкой кистью размашисто на­бросал тёмно-зелёную листву, а по­том тонкой кисточкой каллиграфи­чески прочертил блики солнца на ветках и листьях. В нижней части картины деревья образовали не­большой просвет — эта деталь воз­вращает зрителя к теме картины, привлекая внимание к сцене по­единка рыцаря с драконом.

В том же, 1510 г. была написана картина «Святое Семейство». Как следует из сделанной на ней надпи­си, Альтдорфер пожертвовал своё произведение какому-то храму. Сцена мирного отдыха Иосифа и Марии с Младенцем у фонтана на пути в Египет представлена худож­ником несколько сентиментально, а пейзаж — гористый морской бе­рег, на котором в ярких лучах захо­дящего солнца стоят словно иг­рушечные дома и башенки, напоминает уютную сказку.

В 20-х гг. XVI в. мастер обратил­ся к собственно пейзажу — без сю­жетных мотивов. Этот жанр в его творениях представляют десятки рисунков и гравюр и две картины «Дунайский пейзаж» и «Пейзаж с мостиком». Альтдорфер писал эти картины по памяти в мастерской, объединяя в одном произведении пейзажи, увиденные в разных мес­тах. Замечательно, что Альтдорфер не только сам отдавал предпочтение изображению природы, но и полу-

чал заказы от поклонников «чисто­го» пейзажа.

В 1529 г. А. Альтдорфер создал картину «Битва Александра Ма­кедонского с Дарием», которая хранится в Старой пинакотеке в

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ

Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, — это уникаль­ная коллекция живописных полотен, собранных правителями этой земли. Начало почти пятивековой истории пинакотеки {греч. «хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг.) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиден­ции. Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г.

Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекциони­рования живописных произведений. Большинство картин благода­ря заботам владельцев и хранителей пинакотеки дошли до нашего времени. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг.) собирал немец­кую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, кар­тина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г.), ставшая са­мым известным экспонатом пинакотеки. Свою картину Дюрер преподнёс в дар родному Нюрнбергу, но Максимилиан I букваль­но выманил шедевр у жителей этого города. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг.) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Страсть Максимилиана Эммануила к коллекци­онированию привела к тому, что долги правителя достигли громад­ной суммы, которую его наследники выплатили лишь через пять­десят лет после его кончины. Однако именно он во время своего наместничества в Южных Нидерландах приобрёл там у одного ан­тиквара уникальное собрание фламандской живописи XVII в., в том числе полотна Рубенса и ван Дейка. В начале XIX столетия в кол­лекцию вошло множество картин знаменитых живописцев Север­ной Европы — Гольбейна Младшего, Нитхардта, Рембрандта, ма­стеров итальянского Возрождения — Рафаэля, Тициана и др.

Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг.), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. При Людовике I было возве­дено специальное здание для пинакотеки, в котором она разме­шается до сих пор. Строительство, завершённое в 1836 г., осу­ществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения. Восхищённый этой ра­ботой, русский император Николай I обратился к фон Кленце с предложением построить в Петербурге новый Эрмитаж. А здание в Мюнхене объединило под своей крышей все разделы коллекции баварских правителей и было названо Старой пинакотекой в от­личие от Новой, находящейся неподалёку в том же городе.

Альбрехт Альтдорфер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: