Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия. 1510 г. Старая пинакотека, Мюнхен

Альбрехт Альтдорфер.

Святое семейство. 1510 г.

Государственные музеи, Берлин.

Мюнхене. В сражении между вой­сками Александра Македонского и персидского царя Дария III, произо­шедшем в 333 г. до н. э. в Сирии, персы потерпели поражение. Зрите­ля прежде всего поражает контраст между небольшим размером карти­ны и грандиозностью изображён­ного зрелища. С высоты птичьего полёта открываются морской берег и тесная котловина, в которой отча­янно сражаются множество кро­шечных фигурок. Ход битвы доста­точно ясен — побеждает войско, расположенное справа. Это македо­няне: на их знамёнах изображён грифон — легендарный герб Маке­донского царства. Кавалерия маке­донян в сверкающих доспехах дву­мя клиньями врезается в строй врагов; из лагеря на берегу моря спешат свежие отряды. Персы дрог­нули, сейчас они обратятся в бегст­во. Ещё миг — и решится спор двух многотысячных армий, двух миро­вых империй.

Однако это содержание лишь нижней половины картины. Бурная сцена сражения напоминает разо­рённый муравейник на фоне мор­ского залива, дальних гор и необъ­ятного вечернего неба. Солнце заходит, и всё ярче становится серп луны. Солнце и луна, появившиеся на небосводе одновременно,— древний символ события всемирно­го значения. День и ночь ведут борь­бу не менее драматичную, чем битва греков и персов. Солнце склонилось к горизонту, из последних сил отра­жая натиск полной тьмы, ползущей оттуда, куда бегут побеждённые пер­сы. Победа на небе противопостав­лена победе на земле. Что это? Иро­ническая насмешка над величием Александра или образ вселенского равновесия? Картина Альбрехта Альтдорфера является своеобраз­ным зеркалом реального простран­ства: восток расположен слева, запад, куда заходит солнце и откуда яви­лась армия Александра Македон­ского, — справа. Судьбы людей и стран, свет и тьма, пространство и время причудливо перемешаны в этой загадочной картине.

*Грифон — ми­фическое крылатое существо с головой орла и телом льна.

Альбрехт Альтдорфер.

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529 г.

Старая пинакотека, Мюнхен.

Альтдорфер и сам не способен понять до конца смысл происходя­щего. Ему незнакома отрадная уве­ренность людей Средневековья в безусловной правоте одной из сра­жающихся сторон (той, с кем Бог). Миром его картины управляет не благой Творец, а слепая Судьба — в этом родство творчества Альтдорфера с искусством Нового времени.

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ

(1472—1553)

Лукас Кранах Старший, а точнее Лу­кас Моллер из Кранаха в Верхней Франконии, с ранней юности стран­ствовал по Германии в поисках при­знания. В 1493 г. он отправился в Святую землю — Палестину — со свитой герцога Саксонии Фридри­ха Мудрого, затем поступил к нему на службу и поселился в Виттенберге. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году по поручению герцога побывал в Ни­дерландах. Он возглавлял худо­жественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти заня­тия с винной и аптечной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, не­однократно избирался бургомист­ром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты (обли­чительные сочинения), неоднократ­но рисовал и писал портреты ос­новоположника и видного деятеля Реформации Мартина Лютера. Пе­реезд герцога Саксонского, попав­шего в опалу императора, из Виттенберга в Веймар в 1550 г. вынудил художника покинуть гостеприим­ный город. Однако в Виттенберге продолжали работать его сыновья; династия художников, основанная

Лукас Кранах Старший

Портрет Мартина

Лютера.

Уффици, Флоренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: