Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI—XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056—1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122—1269 гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII — первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250—1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370—1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

Мечеть Ибн-Тулуна. 876—879 гг. Каир. Египет.

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

Мавританское искусство — это ус­ловное название художественного стиля, который сложился и расцвёл в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявил­ся в архитектуре.

Жемчужина мавританского зод­чества — Альгамбра (на окраине города Гранада в Испании), укреп­лённая резиденция гранадских эми­ров (правителей). Построена она в XIII—XIV вв. Это уникальный памят­ник искусства и вместе с тем типич­ный образец мусульманской «скры­той архитектуры». Массивные стены крепости, её башни и ворота с бас­тионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «со­кровище» — дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ан­самбля лежит система дворов, рас­положенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обса­женным апельсиновыми деревьями и миртами, с грациозными портика­ми на торцах был центром Дворца приёмов. Под прямым утлом к нему примыкает Дворец львов с залами,

утончённое убранство которых со­здаёт атмосферу роскоши и покоя. В центре дворца — покоряющий со­размерностью и красотой форм Дворик львов с фонтаном, окружён­ным двенадцатью фигурами камен­ных львов. Эти грубоватые, схема­тичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут ни­кого испугать, «ибо им не хватает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: