Авиньонские девицы. 1907 г

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

форм: кубов, конусов, полусфер, ци­линдров.

Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезан­новским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. А этот ранний этап его развития позднее назвали сезан­новским)Вслед за Пикассо Брак хотел вернуть в современную живо­пись то, что она утратила после им­прессионизма, — ощущение плотно­сти тел, наполненности объёма. Художники решили заново утвер­дить на полотне прочность и ста­бильность материи.

Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми, Грани же представали не в положен­ных по законам перспективы ракур­сах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г.) и «Аккордеонисте» (1911 г.) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г.) Жоржа Брака. Зрителю давали воз-

ФЕРНАН ЛЕЖЕ

(1881—1955)

Фернан Леже, сын нормандского крестьянина, приехал в Париж в 1900 г. Его первые живописные ра­боты носили отпечаток импрессио­низма и отчасти фовизма; в 1904 г. Леже посетил выставку Поля Сезан­на, которая настолько его потрясла, что он уничтожил большую часть ранних полотен. Затем художник сблизился с кубистами, однако не разделял полностью принципов их искусства — картины Леже всег­да отличались грубоватой пласти­ческой цельностью («Ступени», 1914 г.). В 1913—1914 гг. мастер, читая публичные лекции в Берлине, определил основную черту своего творчества — «интенсивные конт­расты формы и цвета».

После Первой мировой войны (с первых её дней Леже находился в действующей армии) главной те-

мой живописца стала техника, кото­рую он воспевал как разумный мир надёжных и слаженных форм («Ме­ханические элементы», 1924 г.); даже человеческая фигура уподоб­лялась механизму («Аккордеонист», 1926 г.). Но с 1927 г. Леже возвра­тился к образам живой натуры («Ба­бочки и цветы», 1937 г.). Панно «Передача энергии» для «Дворца открытий» на Всемирной выставке 1937 г. выражает идею гармонии мира, где современная техника вы­ступает прямым продолжением природы.

В 1940—1945 гг. Леже жил в эмиграции в США. Одна из луч­ших работ художника той поры — эскиз гобелена «Небо Франции» (1942 г.) с его сдержанной, но сильной палитрой.

После возвращения на родину Леже много работал как декоратор, выполнял мозаики (фасад универси­тета в Каракасе, 1954 г.), витражи

(церковь в Оденкуре близ Бельфора, 1951 г.), керамическую скульп­туру («Шагающий цветок», 1952— 1953 гг.) и гобелены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: