Артикуляционная гимнастика

«Уколем пальчик». Выполнять 5—6 раз (см. занятие 9). «Болтушка». Выполнять 6—7 раз и после перерыва еще 6 раз (см. занятие 9).

«Поем песенки». Сочетания «аои», «уио», «ыуа» — по 5 раз.

Игра«Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает называть неживые предметы, которые начинаются с любого мягкого согласного звука — маленького братца.

В игре принимают участие все дети.

Игра«Найди товарища»

Воспитатель раздает детям предметные картинки (примерный их перечень: дом — трактор, зонт — сумка, бусы — попугай, волк — флаг, газета — кровать, жаба — шуба).

По сигналу «Найди товарища» дети находят свою пару, называют слова и первый звук в них.

Отмечаются те пары-победители, которые быстрее выполнили задание.

Занятие15

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч, доска, мел.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Почистим зубы» (см. занятие 8).

«Послушный язычок». Широкий язык опустить за нижнюю губу, поднять кончик вверх и убрать за зубы (5—6 раз).

Игра«Назови последний звук слова» (в кругу с мячом)

Воспитатель произносит слово и бросает мяч ребенку, тот называет последний звук этого слова и перебрасывает мяч воспитателю.

Слова могут кончаться как на согласные, так и на гласные звуки, но нельзя предлагать слова, в которых звонкий согласный оглушается (мороз, паровоз, нож, дуб).

Игра «Что растет на лугу, в лесу?»

Воспитатель делит доску на две части — лес и луг.

Предлагает детям называть, что растет в лесу и на лугу (в словах должен быть звук «к»).

Дети называют предметы, а воспитатель схематично рисует их на доске.

Занятие 16

Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Маятник». Повторить 7 раз (см. занятие 11).

Воспитатель. Теперь у нас маятник будет работать по-другому: опустите язык за зубы вниз и крепко его прижмите к нижнему небу, теперь поднимите его вверх; и прижмите к верхнему небу. Выполняйте движения по моей команде. Когда яговорю «тик» язык внизу, говорю «так» язык вверху.

Упражнения выполнить в медленном темпе 5 раз, после перерыва еще 5раз.

Игра«Цепочки слов»

Воспитатель. Мы будем составлять цепочку из слов: я назову первое слово (например, лук), тот, кому я брошу мяч, должен назвать слово, которое начинается с последнего звука моего слова со звука «к», например, «кран», и передать мяч по кругу следующему. Тот называет слово, в котором первый звук «н». Начинаем игру: «Кит»...

В игре может понадобиться помощь воспитателя: он называет отчетливо последний звук слова.

Дети не должны повторять слова, уже произнесенные другими детьми.

Упражнение «Дополни стихотворение»

Воспитатель читает стихотворение, а дети отгадывают и называют последнее слово.

Грибок, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай ко мне в... (лукошко).

Слоны берут билеты,

И гусь берет, и кот,

А заяц едет зайцем —

Билета не... (берет).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много детям радости

После всех... (трудов).

Занятие 17

Программное содержание. Отрабатывать дикцию детей и развивать речевой аппарат.

Материал. Игрушка-мишка.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Погладь язычок зубами». Ребенок высовывает язык, слегка смыкает зубы, убирает язык, касаясь зубов (5—6 раз).

«Погладь язычок губами». Те же действия, но со слегка закрытым ртом, чтобы язык проходил между губами, дотрагиваясь до них (5—6 раз).

«Болтушка» Выполняется 6-7 раз (см. занятие 9).

Игра«Выполни задание»

Воспитатель дает одному из детей мишку.

Коля, выполни задание, которое я дам мишке: «Мишка, порычи». (Ребенок рычит)

Что делал мишка? (Мишка рычал.) Коля, ты будешь словом «мишка». Позови любого ребенка, он будет словом «рычал». Встаньте рядом. Что получилось? (Ответы детей.)

Получился короткий рассказ-предложение. В нем два слова. Какое первое слово? Какое второе? (Ответы детей.)

Как рычал мишка? (Громко, сильно, грубо...) Пусть подойдет тот, кто сказал слово «громко». Встаньте так, чтобы получилось предложение «Мишка громко рычал». Сколько теперь слов в предложении? (Ответы детей.)

Как рычал мишка, очень громко? (Очень.) Подойди, Сережа, ты сказал слово «очень». Составьте предложение «Мишка рычал очень громко». Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей.)

Чей это мишка? (Наш.) Составьте предложение «Наш мишка очень громко рычал». Подойди, Лена, ты будешь словом «наш». Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей.)

У нас получился рассказ. Послушайте, как по-другому я скажу предложение. Я спрошу: «Наш мишка очень громко рычал?»

Теперь спрошу так: «Наш мишка очень громко рычал?»

Спрошу так: «Наш мишка очень громко рычал?»

Вы заметили, что одно слово я говорила громче. Так мы говорим, если спрашиваем о чем-то конкретном, что хотим узнать.

Занятие 18

Программное содержание. Развивать речевой аппарат и отрабатывать дикцию детей.

Материал. Сюжетные картинки (по одной на двоих детей).

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Индюк дразнится». 7—8 раз и после перерыва еще 5—6 раз. «Послушный язычок». Выполнить 6—7 раз. «Выпустим изо рта воздух». Выполнить 4—5 раз.

Чтение скороговорки

Дети разучивают скороговорку и читают ее на одном выдохе:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Дети делятся на тройки. Чтение проводится как соревнование между тремя детьми. В выполнении задания участвуют 9—12 детей.

Игра «Назови—спроси»

Воспитатель делит детей на пары. Одному ребенку дает сюжетную картинку. Тот говорит, что нарисовано на ней. Другой строит вопросительное предложение, не меняя слов. Например: «Девочка ловит сачком бабочку». — «Девочка ловит сачком бабочку? Девочка ловит сачком бабочку?» В зависимости от того, какое слово выделяет тот, кто спрашивает, дается ответ.

Примерные картинки: обезьяна ест банан; лягушка сидит на листочке; мальчик сидит в кресле; девочка поливает цветы; дети играют в мяч и т.д.

Занятие 19

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; по одной предметной картинке на ребенка (первые звуки двух картинок составляют пару: твердый-мягкий согласный звук).

Ход занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow