Тема 3. Онтологические основы социально-правовой реальности

Понятие бытия как объективной реальности. Три главные формы бытия: хаос (энтропия), порядок и гармония. Аномия (беззаконие) как возможность социального хаоса. Социальные формы проявления аномии. Этапы проявления кризиса государства или цивилизации: социальный кризис, социальный взрыв, социальный хаос. Французский социолог Е. Дюркгейм о главной причине появления аномии. Американский социолог Р. Мертон о дисфункциональном состоянии общественных систем. Цивилизация как форма социального порядка. Принципы противоречия как аналитический инструмент философско-правовой мысли.

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЦИВИЛИЗАЦИИ

 Социальный антогонизм как антипод социальной гармонии. Социально-философская природа правового государства и гражданського общества. Цивилизационные функции гражданського общества: ауторегулятивная (саморегуляция), гомеостатическая (динамического равновесия), правозащитная, интегративная, культуротворческая, сублимативная. Противоречия между гражданським обществом и государством. Принцип разграничения природной моральности и позитивной морали.

ТЕМА 5. РЕЛИГИОЗНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Религиозные нормы как специфические ценности человеческого существования. Табу и их воспитательное значение. Ранние формы религии о нормативной базе взаимодействия человека (общества) с природой. Ветхий Завет образец религиозно-правовой реальности. Морально-правовая философия Нового Завета. Концепция гностицизма как первая форма христианской философии. Средневековая мысль и христианская модель морально-правовой реальности. Коран как памятник религиозно-правовой мысли. Шариат как свод мусульманских и правовых нормативов.

ТЕМА 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В ПЕРИОД ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ.

Даосизм Лао-цзы и его «Книга о пути к благодати». Морально-правовая концепция Конфуция. Шан Ян – основатель легизма (школа законников). Понимание Логоса в философии Гераклита как образца космического порядка и гармонии. Греческие софисты: философия интеллектуального имморализма (Протагор, Горгий). Философы – циники: позиция нигилизма (Антисфен, Диоген). Сократ: философия поиска объективных и субъективных оснований морали и права. Платон: идея справедливого правопорядка. Аристотель: философия полисной государственности. Эпоха эллинизма: кризис античного морально-правового сознания (Эпикур). Философия римского стоицизма в воззрениях Цицерона на сущность естественного права («О государстве»). Римский стоик Сенека о правовой классификации людей и противоречии между страстями и разумом. Морально-правовая философия римского стоицизма: император М. Аврелий («Наедине с собой»).

ТЕМА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ, В РАМКАХ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Философско-правовая теория «отца церкви» Тертуллиана. Средневековая философская и морально-правовая позиция А. Августина. Философия Ф. Аквинского как высшее достижение правового и религиозного мышления средневековья. Деятельность и воззрение основателя ислама – пророка Мухаммеда. Мировоззрение флорентийского гуманиста Леонардо Бруни. Имморализм Макиавелли, макиавеллизм. «Город солнца» Т. Кампанеллы как вариант социально-правовой утопии. «Утопия» Т. Мора – образец идеального государственного устройства и совершенного правопорядка. Государство инков как фантастический прожект правовой практики государственной уравниловки и системы наказаний. Ф. Бекон – основоположник английской философско-правовой традиции. Взгляды Т. Гоббса как вариант реализации естественных оснований морально правовой регуляции («Левиафан»). Правовая концепция Д. Локка («Трактаты о правлении»). Философия французского Просвещения в трактовке Вольтера. Вклад в развитие европейской философии права Шарля – Луи Монтескье. Философско-правовые воззрения Ж.Ж. Руссо (трактат «Об общественном договоре»). Философско-правовые положения теории Г. Лейбница. Франсуа де Сад о свободе проявления человеком своих витальных сил («Философия в будуаре», «120 дней Содома»). Правовая философия И. Канта. Мировая (абсолютная) идея в философии Г. Гегеля. Антропологическая «философия любви» Л. Фейербаха, её атеистические основания. Понимание сущности мирового порядка в творчестве А. Шопенгауэра. Феноменология Э. Гуссерля о логических принципах чистого сознания. Ф. Ницше как образец оригинального мыслителя моралистического склада. Марксистская философия и её социоморальный характер. Философско-правовая позиция В.И. Ленина. Большевизм и сталинизм: философская вариация тоталитаризма. З. Фрейд о бессознательных основаниях криминального поведения («Достоевский и отцеубийство»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: