Русов Николай Николаевич 126 21 страница

ГИРШФЕЛЬД Феликс Федорович, 1904 г. рождения, уроженец Курской губернии, экономист-статистик, образование высшее, беспартийный, по убеждениям анархо-мистик. Принимал активное участие в работе подпольного анархо-мистичес- кого кружка «Храм Искусств», «рыцарь», способствовал раскрытию деятельности и установок «Ордена Света», дав откровенные показания.

ПОКРОВСКАЯ Ирина Владимировна, 1906 г. рождения, уроженка г. Москвы, дочь инженера, пианистка, безработная, образование среднее и специальное музыкальное, беспартийная, проявляющая интерес к теософии. «Рыцарем» не являлась, но намечалась к вербовке в Орден, присутствовала на вечеринках как пианистка. Дала откровенные показания.

ШИШКО Владимир Федорович, 1886 г. рождения, уроженец Московской губернии, с. Перово, сын служащего — инженера, педагог музыки, образование незаконченное высшее, беспартийный, мистик. Принимал активное участие в деятельности анархо-мистического кружка «Храм Искусств», «рыцарь». Дал подробные показания, изобличающие ряд участников, способствовал раскрытию деятельности анар- хо-мистиков.

АСКАРОВ Герман Карлович, 1882 г. рождения, из мещан г. Риги, безработный, образование незаконченное высшее, анархист с 1904 г. До революции был приговорен к смертной казни за покушение к террору, в 1921-22 гг. арестовывался ОГПУ и был приговорен к ссылке на 3 года. Был задержан в засаде (на квартире Солонови- ча), хотя и знаком с Солоновичем, но к орденской деятельности отношения не имел.

ВОДОВОЗОВ Николай Васильевич, 1902 г. рождения, уроженец г. Москвы, сын торговца, преподаватель, образование высшее, беспартийный, по убеждениям анархо-мистик, в 1923 г. за самовольную отлучку был приговорен 2-м Стрелковым Трибуналом к 1 году лишения свободы. «Рыцарь» Ордена, принимал участие на орденских собраниях и вечеринках, выдающейся роли в организации не играл. Дал подробные показания о деятельности известных ему членов Ордена, способствуя следствию.

ЗАВАДСКИЙ Юрий-Георгий Александрович, 1894 г. рождения, уроженец г. Москвы, сын чиновника-дворянина, артист-режиссер 1-го МХАТа, образование незаконченное высшее, беспартийный, по убеждениям анархо-мистик. Рыцарь высших степеней, состоял в руководящей группе, достаточно изобличен показаниями Поля, Шишко, Гиршфельда, Водовозова, Любицкого и других. Следствие не закончено.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаю обвинение по 58/10 и 58/11 ст. ст. УК доказанным и ПОЛАГАЛ БЫ: дело на гр. гр. СОЛОНОВИЧА А.А., БОГО- МОЛОВА-НИКОЛИНА Н.К., АНОСОВА Г.И., БЕМА Д.А., ПРОФЕРАНСОВА Н.И., СНО В.И., УЙТТЕНХОВЕН И.Н., АНДРЕЕВА А.В., НИКИТИНА Л.А., ПОЛЯ А.С., ЛЮБИМОВУ В.Н., КОРОЛЬКОВА П.Е., НИКИТИНУ В.Р., БРЕНЕВА Е.К., ЛЕОНТЬЕВА К.И., СМИРНОВА Е.Н., НИКИТИНУ Н.А., АДАМОВУ Е.Г., УЙТТЕНХО- ВЕНА А.В., ЛЕОНТЬЕВУ Н.А., ПОЛЬ Е.А., СМОЛЕНЦЕВУ А.И., РЫТАВЦЕВА И.Е., ЛАДЫЖЕНСКОГО Н.А., ИЛЬИНА Г. Д., КОРНИЛОВА П.А., ВОДОВОЗОВА Н.В., ЗАВАДСКОГО Ю.-Г.А., ГИРШФЕЛЬДА Ф.Ф., ПОКРОВСКУЮ И.В., РУСОВА Н.Н., ШИШКО В.Ф., АСКАРОВА Г.К. — передать на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.

Помощник Начальника 1-го отделения СО ОГПУ                           Кирре

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 2, л. 1-17]

1 Ошибка: восьмиконечная.

2 «Никаких клятв, тем более связанных с угрозой, я никогда не давал, и это вообще не было в духе Ордена» (из показаний А.С.Поля 21.09.30 г.). «Вступающий должен был сохранять в тайне свое посвящение. Нарушивший слово подвергался мистическому отлучению, заключавшему в самом себе наказание» (из показаний В.Ф.Шишко 01.10.30 г.).

3 Носке Густав (1868—1946), став членом правительства в декабре 1918 г., в январе 1919 г. жестокими репрессиями подавил революционное движение в Германии.

4 Примечание «сознался», как правило, означает, что арестованный признал ряд своих действий, не имеющих противозаконного содержания, тогда как помета «сознался частично» означает, что подследственный категорически отверг все обвинения, признав только факт знакомства с тем или иным человеком. Следует отметить также, что далеко не все ссылки на показания подследственных соответствуют действительности.

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 3 ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ ОГПУ(судебного) от 13.01.1931 г.

Слушали: Дело № 103514 по обвинению гр.гр. СОЛОНОВИЧ Алексея Александровича и 27-ми человек по 58/10 и 58/11 ст.ст. УК.

ПОЛЬ Елены Аполлинариевны и СМОЛЕНЦЕВОЙ Александры Ивановны по 58/11 ст. УК.

КОРНИЛОВА Петра Аркадьевича, ПОКРОВСКОЙ Ирины Владимировны, РУ-

СОВА Николая Николаевича и АСКАРОВА Германа Карловича по 58/10 ст. УК.

Всего по делу проходит 33 чел[овека].

(Дело рассмотрено в порядке Постановления Президиума ЦИК СССР от 9/VI-1927 г.)

Постановили: 1) СОЛОНОВИЧА Алексея Александровича, 2) АНОСОВА Григория Ивановича, 3) БЕМ Дмитрия Александровича, 4) ПРОФЕРАНСОВА Николая Ивановича, 5) СНО Владимира Ивановича, 6) КОРОЛЬКОВА Павла Ефимовича — заключить в места лишения свободы, подведомственные ОГПУ, сроком на ПЯТЬ лет, считая срок: СОЛОНОВИЧУ, АНОСОВУ, БЕМ с 11/IX-30 г., СНО с 24/IX-30 г., КОРОЛЬКОВУ с 25/IX-30 г., ПРОФЕРАНСОВУ с 11/IX-30 г.

7) НИКИТИНА Леонида Александровича заключить в концлагерь сроком на ПЯТЬ лет, считая срок с 16/IX-30 г.

8) БОГОМОЛОВА-НИКОЛИНА Николая Константиновича выслать через ПП ОГПУ в Западную Сибирь сроком на ТРИ года, считая срок с 11/IX-30 г.

9) УЙТТЕНХОВЕН Ирину Николаевну, 10) ЛЮБИМОВУ Варвару Николаевну, 11) БРЕНЕВА Евгения Константиновича — заключить в места лишения свободы, подведомственные ОГПУ, сроком на ТРИ года, считая срок УЙТТЕНХОВЕН с 11/IX-30 г., ЛЮБИМОВОЙ с 11/IX-30 г. и БРЕНЕВУ с 14/IX-30 г.

12) АНДРЕЕВА Александра Васильевича выслать через ПП ОГПУ на Урал сроком на ТРИ года, считая срок с 11/IX-30 г.

13) ПОЛЬ Александра Сергеевича, 14) НИКИТИНУ Веру Робертовну, 15) ЛЕОНТЬЕВА Константина Ивановича, 16) СМИРНОВА Евгения Николаевича, 17) АДАМОВУ Елену Георгиевну, 18) ЛЕОНТЬЕВУ Надежду Алексеевну, 19) СМО- ЛЕНЦЕВУ Александру Ивановну — заключить в концлагерь сроком на ТРИ года, считая срок: ПОЛЬ с 15/IX-30 г., НИКИТИНОЙ с 1/XI-30 г., ЛЕОНТЬЕВУ, СМИРНОВУ с 11/IX-30 г., АДАМОВОЙ, ЛЕОНТЬЕВОЙ с 7/X-30 г., СМОЛЕНЦЕВОЙ с 11/X-30 г.

20) НИКИТИНУ Нину Александровну — выслать через ПП ОГПУ в Среднюю Азию сроком на ТРИ года. Считая срок с 11/IX-30 г.

21) УЙТТЕНХОВЕН Александра Владимировича, 22) РЫТАВЦЕВА Илью Евгеньевича — выслать через ПП ОГПУ в Северный Край сроком на ТРИ года, считая срок УЙТТЕНХОВЕНУ с 7/X-30 г., РЫТАВЦЕВУ с 14/IX-30 г.

23) ПОЛЬ Елену Аполлинариевну, 24) ЛАДЫЖЕНСКОГО Николая Алексеевича — выслать через ПП ОГПУ в Западную Сибирь сроком на ТРИ года, считая срок: ПОЛЬ с 26/IX-30 г., ЛАДЫЖЕНСКОМУ с 7/VIII-30 г.

25) ИЛЬИНА Георгия Дмитриевича выслать через ПП ОГПУ в Восточную Сибирь сроком на ТРИ года, считая срок с 11/IX-30 г.

26) КОРНИЛОВА Петра Аркадьевича заключить в места лишения свободы, подведомственные ОГПУ, сроком на ТРИ года, считая срок с 13/X-30 г.

В отношении гр.

27) ЗАВАДСКОГО Юрия-Георгия Александровича — дело ВЫДЕЛИТЬ.

В отношении гр.гр.

28) ВОДОВОЗОВА Николая Васильевича, 29) ГИРШФЕЛЬДА Феликса Федоровича, 30) ПОКРОВСКОЙ Ирины Владимировны, 31) РУСОВА Николая Николаевича, 32) ШИШКО Владимира Федоровича, 33) АСКАРОВА Германа Карловича — дело прекратить, подписки о невыезде аннулировать.

Пишущие машинки у гр.гр. СОЛОНОВИЧ А.А., АНОСОВА Г.И., ЛЮБИМОВОЙ В.Н. — КОНФИСКОВАТЬ.

 

Председатель

Члены

Секретарь

Прокурор при ОГПУ

Приложение 1 Юр. А[никс]т

ТРУБАДУР МИСТИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА (А.А. Солонович)

Преподаватель Московского Высшего Технического Училища по курсу математических упражнений; наследник покойного А.А.Карелина по «анархическим» и оккультно-политическим делам и организациям, Алексей Александрович Солонович, несомненно, талантливая и незаурядная личность. Внешнее безобразие придает энергии его внушения особую силу, особенно действующую на восторженные натуры и женщин. Громадная активность, пропагандистская и организационная, искупает его организационную бездарность, окружая его постоянно видимостью организационного кипения, вереницей эфемерных организаций. Бесконечные ордена и братства: Света, Духа, Креста и Полумесяца, Сфинкса, Взаимопомощи и т.п., целая иерархия оккультных, политических, «культурных» организаций, посвященных Иалдабаофу и его alter ego — Архангелу Михаилу, феерией болотных огней вспыхивают на темных и извилистых тропинках его жизни.

Официальной маской этой тайной деятельности Карелина и Солоновича была, как известно, Всероссийская Федерация Анархистов-Коммунистов, которую они возглавляли и которая, по существу своему, ни к чему их не обязывала, но давала им ослепительный ореол крайних революционеров. Все вышеназванные ордена, братства, а также разные «крестьянские» (в которых не было крестьян) и «рабочие» (в которых все же была как будто пара настоящих рабочих) союзы и т.п. были для них тоже лишь вспомогательной иерархией организаций: каждая из этих организаций не подозревала даже о существовании другой — «высшей», которой она подчинена. А вся эта иерархия подчинена верховной международной организации, ни имени которой, ни содержания я пока не назову. Могу сказать лишь одно: Карелин вывез ее в Россию из Парижа, а в Париже, по-видимому, имел рекомендацию от русских масонов. Должен, однако, предупредить, что в хронике этой верховной организации упоминается, что масонство тоже было маской для этой организации, и, следовательно, она с масонством не тождественна.

Личный состав этой верховной организации, конечно, не анархический. Ее задача — гегемония избранных. Презрение, с которым они говорят в своих избранных кругах о претензиях рабочих на культуру и политику, достаточно говорит о том, что им не все равно, какая гегемония. Острый антисемитизм это подчеркивает.

Россию и частично русскую эмиграцию унаследовал от Карелина по линии анархической маски Солонович. Но, если Карелин умел держать анархическое реноме, у Солоновича, как человека более бестактного, его оккультное существо бьет наружу. Экономический, политический и культурный революционный анархизм ему скучен. Люб ему только блеск оккультных аналогий, правда, улавливаемых им лишь со стороны их блестящей пестрой поверхности, блеск эффектных организационных церемоний (ритуалов), в которых он поистине «священнодействует», кипение организационных феерий и, главное, самочувствие «папы», спасителя, полубога, ибо он не считает себя человеком, а архангелом, даже выше архангела, и это говорится им совершенно серьезно. Большая часть людей, как он сам говорит, — лярвы, дьяволята, которыми командует Сатана. Солонович возмутился, когда один из его близких заметил ему лишь: «В нас тоже есть лярвы». «Нет, — сказал Солонович, — мы по меньшей мере ангелы».

Талант Солоновича своеобразен. Он пишет стихи. Но они никуда не годны по форме и их нельзя понимать: это какой-то набор звонких слов и образов. Он читает лекции и доклады, ошеломляет ими публику до одурения: столь они блестят эффектами остроумия, сравнений, неожиданных «новых» (хотя и вычитанных) взглядов и оборотов. Но как я ни пытался самое позднее на другой день после их произнесения узнать от его слушателей, о чем же говорил в лекции Солонович, ни разу ни один, несмотря на все потуги, не мог ничего, кроме внешних эффектов, припомнить, — так, по существу, они всегда бессодержательны и бессистемны. Они бьют на болезни воображения.

Он написал «труды»: «О Христе и христианстве», «Волхвы и их предтечи», «Бакунин — Иалдабаоф» и т.п. — бесконечный ряд трудов, кроме оккультных Голубых сказок, пьес (подражания Карелину), медитаций и т.п. О «Бакунине — Иалдабаофе» он ухитрился в два года написать шесть громадных томов, имея до 1925 г. равнодушно-отрицательное отношение к Бакунину, натолкнутый в 1925 г. на пригодные для него моменты у Бакунина одним анархистом и начавший собирать материалы и писать эту «работу» самое раннее во второй половине 1926 года, т.е. материалы он собирал в процессе писания. Я спрашивал читавших об их впечатлении от этой работы. Серьезные интеллекты, привыкшие к ответственности за свои мысли и утверждения, говорили в одно слово: сумбур. Остальные восхищались, как он возвеличил Бакунина, как разругал Маркса. И все?.. Все: больше никто ничего серьезного мне не мог поведать.

Я сам читал его стихи, названные труды, пьесы и т.д., слушал его лекции, доклады, но ничего обо всем этом говорить не буду: не стоит.

Физиономия его, как я уже упоминал, безобразна. Еще безобразнее его внутреннее существо. Анархиста В. Михайлова он грозил отдать под суд за то, что тот отложил печатание его статьи перед более существенным и неотложным. И при всем том Солоно- вич осмелился потребовать с анархического издания самый живодерский гонорар.

Самая наглая беззастенчивость его обнаруживается в его борьбе с теми, которые ему покажутся опасными конкурентами.

О Р[огдае]ве, Пастухове и некоторых других анархистах Солонович и его жена распустили слух, что те служили или служат агентами-провокаторами.

О современном Международном Товариществе Рабочих и о ряде других анархических организаций Солоновичи уверяли, что это «одна жидовская лавочка».

Характерно для физиономии Солоновича, что, будучи отъявленным антисемитом, он втягивает и евреев в побочные вспомогательные организации. В основные организации допускаются только крещеные.

Но самое характерное для Солоновичей — это то, что, обвиняя вас за глаза в провокации, в безнравственности, в моральной нечистоплотности, они тем не менее в глаза будут по-прежнему жать вам руки, приглашать к себе, пытаться увлечь вас своими фантазиями и вовлечь вас в свои затеи и организации. Если они искалечат вам жизнь своими сплетнями и клеветами, отпугнут от вас всех друзей — что ж, тем лучше: вы будете или морально раздавлены, как это случилось с Пастуховым и Профе- рансовым, или будете их верными клевретами, как это вышло с Бемом и С...

Откуда же такая «душевная красота»? С точки зрения проповеди самого Солоно- вича, он состоит из духа, души и тела. Красота его тела нам известна, душу его еще при старом режиме судили за порнографию. Но, в отличие от презренных масс, он имеет еще и дух. Люди — или физики, любящие тельце, или психики — мыслители, организаторы и т.п. Он же — пневматик, а потому — «мистик», прозревает глубины всех семи и двенадцати небес и сверх них. Кем был и будет в воплощениях его дух, я его не спрашивал. Но его жена хвасталась, что в прошлом воплощении она была мужчиной и в следующем тоже будет мужчиной, нынешнее же, женское, ниспослано ей в качестве испытания.

Что же представляет из себя дух Солоновича? В революцию 1905-07 гг. он напечатал какую-то брошюру об анархизме. В реакцию 1912 года он уже издает свои «Скитания духа». Там он пишет:

«Это была маленькая полутемная комната, почти совершенно пустая, если не считать мраморной статуи распятого Христа у одной из стен. Спеша и путаясь от лихорадочностремительной поспешности, она разделась и подошла к статуе (стр. 148).

...вот ее голова поднялась до уровня, где узкая повязка покрывала верхнюю часть ног и низ живота статуи. Тогда ее руки сразу сжались, голова выпрямилась, а губы впились в то место, где повязка немного выдавалась... Все тело прижалось одним сокращением к мрамору, а ноги обвились вокруг ног изваяния (стр. 149-150).

Голова Христа нагнулась к ней, и острый поцелуй, горячий, как огонь, обжег ее с ног до головы. Он как будто влил расплавленный металл и заклокотал в ней... Он и она были одно...» (стр. 150).

Словом — оккультно-порнографическая поэма в прозе. Наступает война 1914-17 гг. Солонович печатает ура-патриотические стихи, призывает в них бить немцев как исконных врагов славянства, воспевает «триединое царство» Россию, сербского короля и т.п.

1917 год. Революция. Солоновича его приятель тащит на революционную улицу, а Солонович... читает Масперо и отмахивается: «до Р.Х. были революции и после этой будут, а что в них толку». Но неугомонный приятель не отстает, вытаскивает Солоновича на улицу, и, конечно, Солонович превращается в левейшего революционного деятеля. Печатает «Квадригу мировой революции» (первое свое анархо-мис- тическое исповедание).

Побеждают большевики. Карелин — член ВЦИК, проповедует официально мирное завоевание большинства в Советах. А тайно — создает оккультные организации совокупно с Солоновичем. Объявляется священная война материалистическим движениям. Кропоткина и Бакунина Солонович третирует как недалеких «психиков». Кропоткинский музей бойкотируется истинными последователями Карелина, за исключением разве немногих старших, что объясняется «тактикой».

С 1924 г. Карелин, Солонович и Ко через Эрманда, специально по просьбе рабочих организаций Америки (доверившихся ореолу Карелина) посланного для этой цели, руководят известной газетой «Рассвет». И «Рассвет» постепенно превращается в оккультно-анархо-белогвардейскую газету.

В этой газете, в созданном ею журнале «Пробуждение» и как будто с ее помощью и отдельными изданиями они под разными псевдонимами печатают свои руководящие внешне оккультные откровения. К сожалению, не имея под руками номеров газеты и журнала, я не могу сказать, были ли напечатаны там такие оккультные произведения самого Карелина, как «Маги», «Два Калиостро», «Свет нездешний» и т.п., или другие, но что названные и другие, неназванные были посланы в Америку Эрман- ду и то многое, что среди русских последователей считается эзотерической тайной, а в Америке было опубликовано, это мне известно из уст самих московских заправил.

С 1925 г. эта компания в поисках трибуны устраивается в Музее Кропоткина, выдворив оттуда разными «красивыми» и некрасивыми способами почти всех анархистов. Но ведь неприлично же быть во главе ансекции Кропоткинского комитета таким явным врагом Бакунинско-Кропоткинского материалистического анархизма. И вот Бакунин, Кропоткин и Толстой объявляются пневматиками. Солонович заявляет, что они во главе угла его миросозерцания, начинает их изучать и фальсифицировать.

Все ж еще в 1926 г., по Солоновичу, Бакунин, Кропоткин и Толстой — только языческие волхвы с востока, явившиеся, чтобы быть преклоненными и возвестить славу какого-то еще только рожденного оккультного мессии. См. его статью «Волхвы и их предтечи».

Позднее Бакунин из волхвов превращается Солоновичем уже в бога седьмого неба — Иалдабаофа, враждующего с богом земли и евреев — Иеговой-Марксом (ср. статьи Булгакова и Бердяева за границей).

Знаменательное повышение по службе. Таковы зафиксированные самим Солоновичем на страницах печати его «Скитания Духа». Для чего же все это? Чего и какими методами хочет достичь Солонович? Со слов жены Солоновича — оккультизмом они занимались еще до революции 1905 года. Как видно из «Скитаний Духа», они находились под влиянием оккультизма западного посвящения, преимущественно каббалистического. «Скитания Духа» близки по форме и содержанию писаниям Сент-Ив д’Альвейдера.

Карелин ввел их в одну из форм строгого посвящения, привезенную им из Парижа. Многие данные говорят, однако, за то, что это — фальшивая форма строгого посвящения. Так, например, многие идеи и методы абсолютно противоречат документам хотя бы известного Братства Философов Древней Системы.

Кто же они, эта Карелино-Солоновичская компания, эта Солоновщина?

Если вы, по их мнению, неспособны проникнуться их затеями, они используют вас в периферических организациях и выдают себя за самого ярого правовера вашего вероисповедания, если только вы попали к лицам, которым, в силу разделения труда, поручены соответствующие категории вероисповеданий.

Если им кажется, что вы податливый человек, вам начинают предлагать переходную литературу: оккультные романы, йогов, каббалистов, теософов и антропософов, Карпентера, Эмерсона, церковных мистиков, Бердяева, Булгакова, литературу по сектантству, индусскую, персидскую и т.п. мистическую литературу, соответственно тому, что окажется подходящее. Вам читают лекции, направленные против материализма, или даже в первое время против наименее удобных форм материализма. Затем вводят в кружок взаимопомощи, изучения евангелия, изучения философии и т.п. Затем начинают незаметно прививать свой псевдопневматизм, антисемитизм, ненависть к науке и технике и к индустриальной культуре. Прививают любовь к средневековью, к магизму и т.д. Приучают лгать так, чтобы чувствовать себя говорящими как бы правду, но фактически — обмануть, пользуясь софистическими оборотами, двусмысленностями и неточностью языка, пустить в массу вымысел, чтобы получить нужный эффект (магия слова). Это они называют — быть в лабиринте Миноса.

Их задача, как я уж сказал, — гегемония избранных, пневматиков, как они о себе отзываются. Их средства — все, какие будут найдены удобными: обман, клевета и т.п. Их метод — мимикрия. По поводу смерти Ленина они печатают сочувствие ВКП партии и восхваляют Ленина за то, что он «дал землю крестьянам». В Кропоткинском музее они самые «неподдельные кропоткинисты». В «Рассвете» они восхваляют Николая Николаевича Романова, человека, небезызвестного в России, и т.п. В их руководящей организации представлен спектр партии религиозных организаций, на всякий случай, по-видимому. Кто же они на самом деле? Авгуры. Их вера — бессердечный словесный фокус на службе самозваного мессианизма.

Куда политически тянет эта компания? Из сказанного ясно, что даже не к буржуазно-демократической контрреволюции: маска анархизма, идея гегемонии лучших, ненависть к индустриальной культуре, черносотенная форма мистики — все это говорит, что здесь мы, по-видимому, имеем дело с деформацией дворянско-мистической контрреволюции в условиях современности.

Один из карелино-солоновичцев, член анархической секции и Кропоткинского Комитета, так буквально и пишет: «Россия ждет своего нового патриарха Гермогена, своих новых воителей Александра Невского и Дмитрия Донского. Все они могут вновь родиться скорее всего в лоне внутренней мистической церкви...»

Чего же ждать от этих новоявленных мессий? Только самых мрачных дней средневековья, когда судьбу мира решал сонм «мошенников священных», по выражению апологета церкви — Владимира Соловьева.

Нет им места среди честных революционеров и изыскателей истины.

[«Дело Труда», Париж, 1929, № 50-51, с. 15-17.]

Приложение 2

В Коллегию ОГПУ, Москва

Заключенного в Ярославском политизоляторе Николая Ивановича ПРОФЕРАНСОВА, камера 47

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошло уже свыше 14 месяцев, как я нахожусь под стражей (арестован 14 августа 1930 г., 13 января текущего года приговорен к 5 годам заключения). Между тем:

1) Следствие по моему делу не установило ни одного реального факта, когда бы я вел какую-либо агитацию или пропаганду политического характера, или давал бы кому бы то ни было, или получал от кого-либо политические директивы и указания, что является совершенно естественным, т.к. я за все последние годы стоял совершенно в стороне от политической жизни, отдавая свои силы научной и литературной работе (Институт Маркса-Энгельса, Советская энциклопедия).

2) Если бы следствие велось в сколько-нибудь нормальных условиях, оно не могло бы не признать абсолютного отсутствия с моей стороны какой бы то ни было агрессивности по отношению к существующему строю.

3) В течение двух имевших в Москве место допросах (по 15-20 минут каждый) мне было разъяснено, что самое суровое наказание ожидает меня за то, что я не оказываю следствию содействия; первый из допрашивавших меня следователей так и заявил, что меня «закатают» на том основании, что я не даю нужных следственной власти показаний. В то же самое время на мои требования предъявить мне те конкретные случаи, которые свидетельствовали бы о моей политической работе против существующего строя, я получал смехотворные ответы вроде того, что «я сам знаю» и тому подобное, чем несомненно подтверждается факт отсутствия какого бы то ни было обвинительного материала против меня, кроме разве досужих размышлений перепуганных обывателей.

4) Следует также принять во внимание, что примененная ко мне мера репрессии, не стоящая ни в каком отношении с реальными фактами, превосходящая по своей суровости те кары, которым подвергал меня за действительную работу против власти царский режим и не обоснованные политически, поражает участника революционного и рабочего движения с 1901-02 года, бывшего члена нелегальной РСДРП(б), подвергавшегося неоднократным преследованиям со стороны царского правительства и в течение десятилетий боровшегося рука об руку с большевиками.

5) Принимая в соображение все изложенное, нет никаких оснований думать, что мое пребывание в Ярославском изоляторе спасет Советскую страну от тех потрясений, которые угрожали бы ей, если бы я вместо Ярославля сидел в Институте Маркса и Энгельса и Коммунистической Академии и занимался бы своей научной специальностью — историей социализма и социальных движений, а также редакторской работой.

Поэтому я прошу Коллегию ОГПУ приговор в отношении меня пересмотреть и отпустить меня на свободу.                                                                                       Н.Проферансов

27 сентября 1931 г. Ярославль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 492-493об]

Приложение 3 В.Р. Никитина

ДОРОГА НА БЕЛОМОРКАНАЛ[49]

...В тот сентябрьский день (16.9.1930 г. — А.Н.), уходя на работу в «Арменкино», Леонид Александрович как-то особенно простился со мною, как если бы мы расставались надолго, может быть, навсегда. И я, провожая его к двери, обняла и поцеловала его. Он был в белой тенниске — жара стояла сильная. Потом я пошла на рынок. А когда вернулась, увидела возле наших ворот двух молодых людей в форме ОГПУ, причем явно взволнованных. Как выяснилось позже, Л.А. был арестован на работе, они пришли с обыском и, не застав меня, решили, что я «скрылась»... Ну, обыскивать на нашей временной квартире было нечего. Надо отдать им справедливость — вели они себя сверхкорректно, объяснили, что ничего не знают, только выполняют приказ Москвы.

За несколько дней до этого, в воскресенье, собираясь на виноградник, мы получили телеграмму от Марии Васильевны1: «Лёля выздоровела, заболела моя Нина». На языке того времени это означало, что арестованную ранее нашу свойственницу2 выпустили, а сестру Л.А., Нину3, которая жила в одном с нами доме, арестовали. Удивительно, что маленький сын нашей хозяйки, присутствовавший при чтении телеграммы, спросил: «А дядя Лёня?» Да, конечно, мы должны были этого ожидать, и все- таки на что-то надеялись...

Позже я узнала, что гэпэушники не знали, где мы. Мария Васильевна сама дала им наш адрес, решив, что его «бессмысленно скрывать — все равно узнают». Так это все тогда и шло, по цепочке: люди называли своих знакомых, выдавали адреса, сваливали друг на друга несуществующую вину — и все это от перепуга, панического страха перед «органами». На нашей московской квартире был грандиозный обыск. Искали оружие, и где? — в гипсовых копиях египетских скульптур Музея изящных искусств, оставшихся от Лопухиных4.

При обыске пропало много вещей, дорогих и красивых: прекрасное издание «Фауста» с гравюрами Дорэ, в котором лежали цветные японские гравюры, чудесное распятие из слоновой кости XV века, деревянная иконка Богоматери, очень тонко вырезанная на кипарисовой дощечке, копии эпохи Возрождения, фотографии, многие живописные работы Л.А., его любимая английская трубка и большая палитра. Только потом, вернувшись с Севера, собирая по друзьям разбросанные вещи и не обнаружив палитры, я поняла, что это о ней так настойчиво допрашивал меня следователь: «А что это за рыба висела у вас на стене?» Я никак не могла понять, о чем он говорит, потому что даже если и была «рыба», то почему бы ей не висеть?

Но до встречи со следователем мне суждено было еще многое пережить. Вечером того же дня в Ереване ко мне пришел солдат из ГПУ за вещами для Л.А.: «Давай штаны и пиджак твоему!» На следующее утро мне было разрешено принести ему первую передачу — так начались мои хождения по мукам. Я была совершенно растеряна и не знала, что мне делать в чужом городе, где я была совершенно беспомощна и одинока. Хорошо еще, что в ГПУ со мной были предупредительны и любезны, принимали для Л.А. все, что я приносила, даже книги, сообщили, когда его будут отправлять по этапу в Тбилиси, и даже дали возможность с ним проститься. Он выехал из ворот ГПУ на извозчике с двумя провожатыми, а я стояла на улице с мокрым от слез лицом и с виноградом, завязанным в платок. Пролетка остановилась, нам позволили обняться, и Л.А. уехал. Теперь в Ереване мне оставалось только получить деньги в «Арменкино». Давать их мне не хотели, пришлось добиваться. Помню, когда я стояла у кассы, ко мне подошел старый армянин, рабочий киностудии, работавший с Л.А., и очень сердечно со мной говорил, так что я даже расплакалась: «За что человека взяли? Хороший был человек...» Он плохо говорил по-русски, но предложил мне помочь перевезти вещи на вокзал: «Одна ты, кто тебе поможет здесь еще?» Но я поблагодарила и отказалась. Мне помогала одна русская знакомая и наша хозяйка — ее муж был дашнаковцем и уже отбывал где-то срок.

В Тбилиси я остановилась у своего брата Юрия5, который к тому времени успел закончить МВТУ им. Баумана и, будучи инженером связи, жил здесь с женой и маленькой дочкой. Потолкавшись в тбилисском ГПУ, я узнала, что Л.А. находится в пересыльной тюрьме в Ортачалах. Тбилисское ГПУ тех лет являло собой кошмар, который мы узнали только в конце 30-х годов. Людей расстреливали семьями, без всякого суда, оставшиеся ничего не могли узнать о своих арестованных близких, дети — о родителях. При мне пришли двое детей с передачей для родителей, но ее не приняли, потому что тех уже не было в живых... Находясь в ГПУ, до Ортачал, Л.А. пришлось спать под нарами, и там ему сломали ребро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: