| Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности | Взаимодействие с семьей | ||
| групповая | подгрупповая | индивидуальная | |||
| Образовательные ситуации: «Представление об игрушке» Схема последовательности ознакомления с игрушкой: - осмотр и сенсорное обследование; - строение (выделение основных частей); - материал; - назначение; - целостность; - обыгрывание. «Представление об одежде» Схема последовательности ознакомления с одеждой: - осмотр, визуальное и сенсорное обследование; - строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей); - материал; - назначение (на чем носят, для чего); - целостность. «Представление об обуви» Схема последовательности ознакомления с обувью: - осмотр и сенсорное обследование; - строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей); - назначение (где и когда носят: дома, на улице, в праздник); - материал (в зависимости от назначения)- сезонные изменения «Представление о посуде» Схема последовательности ознакомления с посудой: - осмотр и сенсорное обследование; - строение (выделение основных и дополнительных частей); - назначение; - материал (в зависимости от назначения); - целостность. «Представление о мебели» Схема последовательности ознакомления с мебелью: - осмотр, визуальное обследование (предметы ближайшего окружения); - строение (выделение частей); - материал (основа, обивка) - назначение; - целостность. «Представление о продуктах» Схема последовательности ознакомления с продуктами: - осмотр и сенсорное обследование; - органолептическое обследование (вкус, запах); - определение принадлежности: · овощи-фрукты · кондитерские изделия · хлебобулочные изделия · молочные продукты · мясо (мясопродукт) · рыба (рыбопродукт) · соки «Представление о транспорте» Схема последовательности ознакомления с транспортом: - осмотр и визуальное обследование (фото, карточка) - строение (выделение частей) - определение принадлежности: · городской (пассажирский, грузовой) · железнодорожный (электровозы, паровозы) · воздушный (самолет, ракеты) · речной (морской) – лодки, корабли · механический (велосипед, самокат) · машины-помощники (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина) · техника для полевых работ (трактор) - целостность «Представление о бытовых приборах» Схема последовательности ознакомления с бытовыми приборами: - осмотр, визуальное обследование; - определение принадлежности: · механический (ручной миксер) · электрический (пылесос) · газовый (газовая плита) - приемы использования; - места применения: · на кухне – холодильник · в комнате – телевизор · в ванной – стиральная машина · машины-помощники - техника безопасности «Представление о материалах» Схема последовательности ознакомления с материалами: - осмотр и сенсорное обследование; - определение принадлежности: бумага (писчая), металл (железо), дерево, стекло, глина, песок, пластик, резина; - свойства (опытническая работа); - места применения материала. «Представление об инструментах» Схема последовательности ознакомления с инструментами: - осмотр, сенсорное и визуальное обследование; - определение принадлежности (зависимость от профессии); · термометр, шприц, фонендоскоп – врач, медсестра; · метла, совок, тележка – дворник; · таз (корыто, ванна), стиральный порошок, мыло – прачка. · расческа, ножницы, зеркало – парикмахер · весы, прилавок – продавец · касса, монеты, купюры – кассир · удочка, сеть, лодка – рыбак · насос, гаечные ключи, канистра с бензином - шофер
| Беседы Наблюдения Проблемные игровые ситуации Рассматривание и обследование предмета Рассматривание предметных картинок Создание проблемных игровых ситуаций («Мячик не скачет – сдулся, продырявился» (как поможем?) «Потерял мишка рукавичку (подобрать материал, целостность) «Пришьем пуговицу к штанишкам» (предметы шитья). Чтение художественной литературы. Использование потешек, поговорок, пословиц, загадок. Игры: - игры по теме «Игрушки»; «Перевезем на грузовой машине кубики» (закрепление строения машины, назначение) «Искупаем куклу Катю» (строение куклы, знакомство с предметами личной гигиены) «Мой веселый звонкий мяч» (свойства в зависимости от материала) - игры по теме «Одежда»: «Помоги Катюше одеться (время года, погода), «Я хозяюшка на кухне» (домашняя одежда), «Мишкин шкаф» (разложить по полочкам), «Шапочка – Кате, колпачок – клоуну Биму» (строение, материал, назначение) - игры по теме «Обувь» «Выпал первый снег, Обуваем Катю», «К нам пришли гости» (домашняя обувь), «Обуваем Катюшу в сырую погоду на прогулку» - игры по теме «Посуда»: «Поможем Кате разложить посуду в буфете» (по назначению), «Напоим кукол чаем», «Подарок для Мишки – новая чашка» (строение, материал, целостность) - игры по теме «Мебель»: «У нас гости» (видовые понятия: стол, стул, диван, шкаф), «Наша раздевалка» (шкафчики, стулья, банкетки), «Нам купили шкафы» (книжный, платяной) - игры по теме «Продукты» «Ворота отворяй, сдай с июля урожай» (овощи), «Подарок к празднику» (конфеты, печенье, зефир…) «В магазин за хлебом» (видовые понятия) - игры по теме «Транспорт»: «Мы в автобус сели прокатиться», «Самолет летит и мотор гудит», «Вот как много снега на дороге (снегоуборочные и снегоочистительные машины) - игры по теме «Бытовые приборы» «Развеселим гостей» (телевизор, магнитофон…), «Постираем, погладим Мишуткину одежду» (стиральная машина, утюг), «Приготовим компот для мамочки (газо-, электроплиты) - игры по теме «Материалы» «Тесто для пирожков» (глина), «Какой кораблик поплывет» (свойства: бумага (салфетка, плотная), дерево, металл) «Открытка для мамы» (свойства бумаги) Игры-путешествия в прошлое предметов (кн. «Что было до … О.В.Дыбина) | «Уголок ряженья» (одежда, обувь, головные уборы). Магазин «Овощи-фрукты». Разнообразные игрушки. Игрушки- заместители. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Детская посуда (столовая, чайная). Мебель (кухонная, спальня) Предметные, сюжетные картинки (карточки) по всем разделам. Опорные схемы. Цветные карандаши. Бумага. Фотографии. Модели. «Игровизор» с комплектом игровых заданий. Игрушечная бытовая техника. Игрушки «Транспорт» всех видов. | - индивидуальные консультации; - групповые беседы; - рекомендации по содержанию детской деятельности; - просмотр и обсуждение вместе с воспитателем видеоматериалов; - участие родителей в викторинах, развлечениях, праздниках; - труд детей совместно с родителями; - участие родителей в диагностике по выявлению успешности овладения детьми знаний о предметном мире. | ||
Источник: "Приобщение дошкольников к труду" Т.М.Бондаренко






