План
1. Творческая история «Грозы». «Гроза» как итоговое произведение дореформенного периода в творчестве А. Н. Островского.
2. Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с «темным царством». Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта.
3.Протест Бориса и Тихона — жертв «темного царства».
4. Формы выражения протеста Кудряша и Варвары против «темного царства».
5.Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая. героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.
6. «Жестокие нравы» Калинова. Кризисность состояния «темного царства», Дикой и Кабаниха как реалистические типы самодуров-деспотов. Речевая характеристика персонажей.
|
|
7. Роль внесюжетных персонажей (Кулигина, Феклушн и др.). Их связь с основным конфликтом в драме.
8. Реалистическая символика пьесы. Образ грозы. Объективно-революционный смысл драмы.
9. Жанровое своеобразие «Грозы». Трагедийное начало в драме.
10. Суть и причины расхождений Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева в оценке Катерины.
Литература
Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.
Григорьев А.А.«После «Грозы» Островского».
Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.
Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
Журавлева А. И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 2001.
Журавлева А. И. Драматургия А. Н. Островского. М., 1974.
Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.:Л., 1961.
Ревякин А. И, «Гроза» А. Н. Островского. Изд. 3-е, М.,1962.
Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПБ., 2002.
Свердлов М.И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. М., 2005.
Штейн А. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.