Проблемы реализации модуля ОДНКР в образовательных организациях

(Махова Т.П. учитель истории Уренская СОШ №2)

С юридической точки зрения, в России изучение основ религиозной культуры и религии в муниципальных и государственных образовательных учреждениях не может быть обязательным. Согласно положениям ФГОС, школа обязана предложить родительской общественности перечень предметов и курсов по духовно-нравственному воспитанию, среди которых те смогут выбрать подходящий для изучения.

Чтобы работать с родительскими возражениями, школьная администрация должна познакомить родителей учащихся с основами курса, предлагаемыми учебниками и педагогами, которые будут этот курс вести. Если родители отказываются от изучения детьми определенного курса, в школе не могут настаивать, а обязаны предложить альтернативный предмет или курс.                         

В Министерстве образования пояснили, что новая дисциплина должна: стимулировать пробуждение у учащихся интереса к изучению других культур и религий, светской этики; стать источником нравственности и моральных ценностей; помочь в осознании исторической роли традиционных религий для становления государственности; способствовать равноправию, толерантности и консолидации общества; воспитывать способность подрастающего поколения к нравственному совершенствованию и духовному развитию, веротерпимость и уважение к религиозным чувствам.          

Перед предметной областью стоят следующие задачи: формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд), развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры). развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).

В процессе реализации поставленных задач дети не только узнают, что это за предмет ОДНКНР, но и начинают проявлять интерес к истории многонационального российского народа, более толерантно и уважительно относиться к окружающим, проявлять чувство гражданской идентичности и патриотизма. Не зря методисты и педагоги сходятся во мнении, что ОДНКНР — это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.

На сегодняшний день для эффективного духовно-нравственного образования, мало разъяснения, что это ОДНКНР, важны следующие структурно-содержательные компоненты:

Целевой компонент. Управление духовно-нравственным образованием школьников включает постановку цели и поэтапное целеполагание в образовательном процессе школы: отбор базовых ценностей (человек, Родина, труд, искусство, наука, религия, природа), развитие у детей нравственности на нормах духовной культуры и базовых ценностях, развитие духовности школьников.

Субъектно-деятельностный компонент. Управление духовно-нравственным образованием рассматривается как систему открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса для создания оптимальных условий духовно-нравственного образования школьников: администрации школы, учителей, классных руководителей и воспитателей, прошедших специальную подготовку для решения этой социально-педагогической задачи, родителей с высоким уровнем духовной культуры и положительным опытом духовного семейного воспитания, органов детского самоуправления и представителей благотворительных духовных организаций.

 Содержательный компонент. Данный компонент предусматривает формирование у учащихся 1–4-х классов следующих качеств и ценностей: доброта, совесть, скромность, любовь к Родине, доверие и уважение к людям любой национальности, любовь к близким, забота о старших и младших, семейное благополучие, здоровье родных, трудолюбие, понимание красоты искусства, знания и учение в школе, понимание красоты природы, бережное отношение к животным и природе. У учащихся 5–11-х классов формировалось нравственное отношение к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам, самопознанию, самоанализу и самосовершенствованию.

Процессуальный компонент. Данный компонент предусматривает комплексное использование всех доступных методов, форм и средств управления духовно-нравственным образованием на уроках ОДНКНР, что это допустимо ФГОС. Для реализации содержания духовно-нравственного компонента образования наиболее эффективными, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, являются методы: беседа, дискуссия, убеждение, пример, организация и анализ воспитательных ситуаций; формы: посещение выставок художников, занимающихся иконописью, экскурсии к православным святыням, проведение православных праздников. Основными средствами формирования у детей духовной этики выступают: духовно-познавательная деятельность, оказание посильной помощи пожилым людям, участие детей старшего возраста в общественной благотворительной работе, организация посильной трудовой деятельности и досуга школьников.

 

Результативный компонент. Результатом духовно-нравственной образованности школьников являются сформированные у них духовно-нравственные ценности и качества, проявляющиеся в нравственных поступках и ценностных отношениях: к людям, живой природе, духовным и материальным ценностям.

Больше узнать о планировании и организации духовно-нравственного воспитания школьников помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (новый документ)

- Появились новые рекомендации по обучению основам религиозных культур и светской этики (события и факты)

В то время как модульный курс ОРКСЭ реализуется посредством четырех модулей, посвященных конкретной религиозной культуре (православной, исламской, буддийской, иудейской) и двух модулей, посвященных, соответственно, основам светской этики и основам мировых религиозных культур, новая предметная область ОДНКНР соответствующими или подобными модулями не располагает, а значит, пока не может служить ни преемником, ни логическим продолжением.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, в каком формате будет реализована предметная область ОДНКНР, какое учебно-методическое обеспечение будет для этого использоваться, какие учебные модули войдут в курс. Родители (законные представители) учеников выбирают учебные предметы или альтернативные дисциплины, которые будут включены в ООП.

Следовательно, предметная область дисциплины реализуется через: занятия, включенные в учебный план, сформированный участниками образовательных отношений с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей; внеурочную деятельность, направленную на социализацию и воспитание школьников; рабочие курсы, программы учебных дисциплин, модули ОДНКНР и других предметных областей, которые включают аспекты духовно-нравственного воспитания.

Практика изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» демонстрирует, что формируют ее содержание и преподают ее в основном учителя истории и обществознания. Однако они вынуждены в своей повседневной работе этно-конфессиональное разнообразие России, региона, собственного класса. Потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяются и, соответственно, прогнозируются этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, что варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения.

Чтобы учителя могли выставить школьникам итоговые отметки в аттестат, по программе учебного курса должен быть соблюден минимальный объем часов (64 часа за два учебных года). Ввиду того, что за предмет ОДНКНР в школе, оценивание результатов освоения дисциплины относится к наиболее сложным аспектам обучения. В нем личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. При этом личные установки, опыт и мировоззренческие позиции школьников не подлежат оцениванию, в отличие от результатов познавательной деятельности. Именно поэтому педагоги используют различные виды деятельности, с помощью которых они оценивают динамику личностных результатов: активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы; степень усвоения практического и теоретического материала; выполнение работ в ходе обучения и на дому (чтение, заучивание дат и имен, написание конспектов, творческие работы любого плана); заинтересованность во внеурочной деятельности.

Учебно-методический комплекс ОДНКНР включает: учебники, пособия для учителя, электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы школьного музея, произведения художественной литературы).       

 

Учебно-методические пособия, необходимые для реализации предметной области ОДНКНР, образовательные учреждения выбирают: из федерального перечня учебников, рекомендованных для изучения в организациях с государственной аккредитацией; среди продукции перечня организаций, которая может использоваться для реализации государственных образовательных программ (перечень допускаемых к выпуску учебных пособий организаций утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699). Эффектное и яркое мультимедийное наполнение послужит эмоциональным и предагогически оправданным дополнением реализации предметной области.

 Культурологическая дисциплина, коей является ОДНКНР, выражается в литературе, музыке, скульптуре, живописи и архитектуре, а потому требует адекватной демонстрации материала с применением мультимедийного содержания. Мультимедийные средства должны быть использованы для наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала.    

 

Методисты отмечают, что такая дисциплина, как ОДНКНР, не требует внедрения кардинально новых методов и приемов преподавания. Напротив, на занятиях обязателен системный подход к изложению информации, целесообразно использование общепринятых приемов с дополнением инновационных технологий и ИКТ.

Актуальность используемого на уроках материала актуальным социокультурным процессам, экономической и политической ситуации в государстве, эмоциональному состоянию и личностному развитию учащихся. Акцент на самостоятельности мышления школьников, которые должны осознанно выбирать виды деятельности, осваивая все области ОДНКНР в ходе исследовательской и образовательной деятельности.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: