Дети младшего школьного возраста. Особенности развития

Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.

Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция

Учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО

Воронеж: Творческий центр "Учитель"

2000

Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000. - 64 с.

Оглавление

Введение

Дети младшего школьного возраста. Особенности развития

Методика и правила оценки выполнения заданий

Направления коррекционной работы

Анализ сформированности навыков чтения

Влияние вторичных психических расстройств на динамику дислексии и психотерапевтическая помощь ребенку

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

Приложение 2. Обследование состояния речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни

Приложение 3. Успешное формирования процесса чтения

Приложение 4. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Приложение 5

Приложение 6.

Приложение 7. Развития изобразительных способностей, графических навыков образной памяти, зрительно-моторной координации

ЛИТЕРАТУРА

В пособии рассказывается о целесообразности раннего диагностирования нарушения чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике А. Н. Корнева. Для достижения положительных результатов в обучении авторы предлагают некоторые приемы коррекционно-развивающего обучения по формированию навыка чтения.

Для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО.

Рецензент: Г. И. Веденеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ВОИПКРО.

Введение

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор - овладение навыком чтения.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых Марин, Саш и Сереж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок, подросток - это катастрофа школы, общества. Что же представляют собой эти первоклассники? И как им помочь? Надеемся, что материал, изложенный в данном пособии, поможет ответить на эти вопросы.

Дети младшего школьного возраста. Особенности развития

Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы.

Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности - учебной, которая требует от ребенка не только большого умственного напряжения, активности, но и физической выносливости.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде. К таким предпосылкам относятся:

§ общее физическое развитие ребенка, состояние слуха, моторики мелких движений рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности). Нарушение нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности ребенка, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и на общение со сверстниками;

§ овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире; представлениями о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;

§ владение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;

§ развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умение слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, рассуждать, делать со ответствующие выводы,

§ познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

§ коммуникативная деятельность, т. е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности; способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; овладение навыками самоконтроля.

В течение первых лет школьной жизни происходят изменения и в эмоционально-волевой сфере ребенка. Постепенно формируются адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся эмоции, вырабатываются волевые качества. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению.

Важное новообразование в развитии памяти - переход к опосредованному запоминанию, овладение приемами запоминания и воспроизведения. Особое место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Если в первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, то ко второму-третьему году обучения ребенок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Идет развитие словесно-логической формы мышления.

Анализ проблемы нарушений чтения основывается на понимании их причин. В чем же они заключаются?

В логопедии существует на этот счет такая точка зрения: данное нарушение возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка - фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В нашей стране работ, посвященных специально дислексии, почти нет, а в имеющихся раскрывается лишь педагогический аспект этого расстройства.

А. Н. Корнев впервые для понимания механизмов дислексии и дисграфий использовал всесторонний подход, т. е. клиническое, клинико-динамическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования (СНОСКА: См.: Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997). Достижением на современном этапе является создание общих принципов лечебной педагогики, психотерапии и медикаментозного лечения. В итоге выработан методический прием, позволяющий дать раннюю диагностику дислексии.

Ежегодно всесторонне обследуя развитие детей первых классов (см. приложения 1, 2), мы отмечаем у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:

1. несформированность звуковой стороны речи;

2. незаконченность формирования фонематического восприятия;

3. бедность словарного запаса;

4. нарушения в грамматическом оформлении речи;

5. ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

6. неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;

7. низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

8. слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Ясно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Ведь дети проходят стадию первоначального, обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время, именно здесь и нужна психолого-логопедическая помощь ребенку.

С целью массового профилактического осмотра учащихся первых классов в сентябре в школе № 93 г. Воронежа была использована методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная А. Н. Корневым. Пользование этой методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в преддошкольной диспансеризации детей 6-8 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: