Приложение 3. Успешное формирования процесса чтения

Успешное формирование процесса чтения возможно лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно. Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов.

I этап. Узнавание неречевых звуков.

II этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап. Дифференциация слогов.

V этап. Дифференциация фонем.

VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедической работе на VI этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определения наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук б в словах бык, пампа, батон, побик, папка, бритва.

2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове.
Например: определить, какой первый звук в слове сыр, последний звук в слове малыш; определить место звука р в слове марка (в начале, в середине или конце слова);

а) вычленение первого ударного гласного из слова. Например: определить первый звук в словах оспик, Аня;

б) вычленение первого согласного из слова. Например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

в) определение конечного согласного в слове. Надо начать с закрытых слогов: ам, уп и т. п., затем - сам, суп и т. д.;

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец).

3. Определение последовательности звуков в слове. Например: книга - к - 1-й звук; н - 2-й звук; и - 3-й звук; г - 4-й звук; а - 5-й звук.

Формирование функций фонематического анализа проходит в три этапа,

I этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

II этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

4. Определение количества звуков в слове. Например: луг – 3 звука, замок5 звуков и т. п.

5. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится м в слове рама! Перед каким звуком?


Приложение 4. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

При обследовании у ребенка выявляются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушиться порядок слогов, звуков.

Ниже предлагаем последовательность работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, над слоговым анализом и синтезом.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

□ O □ О дыня, сова, коза.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

□ O □ O □ O мимоза, малина.

О □ O □ О утята, ягоды.

3. Односложные слова из закрытого слога:

□ О □ лев, сом, гусь.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ совок, бидон.

О □О □ утюг.

□ О О □ паук.

5. Двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце слова.

□ □О □ О плита.

□ О □ □ О ручка.

О О □ □ аист.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

О □ □ О □ альбом.

□ О □ □ О □ фонтан.

□ □ О □ О □ глобус.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

□ О □ О □ О □ молоток.

О □ О □ О □ ученик.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

О □ □ О □ О яблоко.

□ O □ O □ □ О капуста.

□O □ □ O □ □ O перчатки,

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

О □ О □ □ O □ апельсин.

□ O □ O □ □O □ будильник.

□ О □ О □ □ O □ виноград.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями:

□ О □ □ О □ □ О петрушка.

□ □ О □ О □ □ О скамейка.

11. Односложные слова с двумя стечениями согласных в начале или конце слова:

□ □ O □ град.

□ О □ □ кекс.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных:

□ □О□ □O бритва.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

□O□O□O□О кукуруза.

Приложение 5

Рис. 1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

 

Рис. 5

Рис.6

Рис.7

Рис. 8

Рис. 9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис. 13

Рис. 14

Приложение 6.

1. Дом. 2. Аист. 3. Гусь. 4. Маяк 5. Часы. 6. Утюг. 7. Лист. 8. Лампа. 9. Сумка. 10. Пенал.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: