Содержание учебной программы

Основные сведения о языке и речи   Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности  

Язык как средство общения

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации

 

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. **Русский язык как один из европейских языков. **Русский язык в кругу других славян­ских языков. **3начение старо­славянского языка в истории русского литературного языка. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.    
Основные формы существо­вания национального языка: литератур­ный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единст­во его различных форм (разно­видностей).     *Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.  
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престижв среде носителей данного национального языка.   Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтакси­ческих, стилистических и пра­вописных (орфографических и пунктуационных). Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюде­ния норм современного русско­го литературного языка. Использование словарей грам­матических трудностей рус­ского языка для получения информации о языковой норме.  

Речевое общение как социальное явление

  Социальная роль языка в обще­стве.    **Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.  Обще­ние как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.   
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). * Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание,регулирующие речевое общение,усиливающие содержание речи и др.).   Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления. **Наблюдение за способами описания мимики и жестов персонажей литературных произведений.     
**Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении (графических символов, логотипов и т.п.).   **Наблюдение за использованием разнообразных видов графических знаков в речевом общении: графических символов – в письменной научной речи, логотипов - в повседневном общении и официально-деловом общении т.п.). **Самостоятельное составление словарика логотипов и научных символов.  
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. *Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).   *Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.  
*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая. *Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.    
**Искусственные языки и их роль в речевом общении. **Эсперанто.   **Подготовка информации об эсперанто в виде мультимедийной презентации.  

Устная и письменная речь как формы речевого общения

 

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность,прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию;  передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.  *Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз,  лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.   Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, со­общение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дру­жеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.       *Анализ устного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для устной речи.    
Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическаянерасчлененность, бедность.  Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматическойнерасчлененности, бедности).   
** Различные формы фиксации устной речи (фонетическаятранскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).   ** Наблюдение за различными формами фиксации устной речи (фонетическаятранскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).  
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.    
Основные особенности письменной речи:    подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.    *Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи.  
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).    Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.    
Основные жанры: псьма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.    
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).    Анализ письменного текста с точки зрения соответствия его основным требованиям, предъявляющимся к письменному высказыванию.   **Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочинений-миниатюр, письменных ответов на поставленный вопрос, изложений и т.п.) для развития устной речи и речи внутренней, обращённой к самому себе и связанной с процессами мышления, самооценивания, регуляции своего поведения.  
**Основные отличия устного научного высказывания от письменного научного текста. **Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающего черты устной и письменной речи.    

Основные условия эффективного общения

 

Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению(обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.     Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.
*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.п.). *Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.    *Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника. 
**Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.       **Элементарный анализнакопленного речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения. **Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать коммуникативные барьеры в речевом общении.  
Умение задавать вопросы как условие эффективности   общения, в том числе и интернет-общения.  
**Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный.   **Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения.    
Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др. Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года).

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста 

Виды речевой деятельности

 

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (ауди­рование, чтение); 2) связанные с созданием собственного рече­вого высказывания (говорение, письмо).   Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.  
**Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля.    **Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности. 
*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута).*Несобственно-прямая речь как один из способов передачивнутренней речи персонажа литературного произведения.   *Наблюдение за способами передачивнутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).  

Чтение как вид речевой деятельности

 

Чтение как процесс восприятия, ос­мысления и понимания письменного высказывания.       
Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее (обобщение). Основ­ные этапы работы с текстом.   Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
*Маркировкафрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).   *Использование различных способов маркировкифрагментов текста при изучающем чтении.  
**Гипертекст и его особеннос­ти.  **Работа с гипертекстом в усло­виях использования мульти­медийных средств для получе­ния информации.  
*Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2)  непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5)  низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.    **Элементарный анализнакопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков чтения. **Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет преодолеть недостатки чтения. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта чтения учебно-научного и художественного текста.    

Аудирование как вид речевой деятельности

 

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.         
**Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель активно вмешивается в речь собеседни­ка). ** Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.     
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении оценок, со­ветов.   Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.   
*Типичные недостатки аудирования:  1) отсутствие гибкой стратегии аудирования,  2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику. *Элементарный анализнакопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования. *Составление рекомендаций (правил), которыми должен пользоваться каждый, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования. Использование разных видов аудирования и чтения в зави­симости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого выска­зывания. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта аудирования.      

 Основные способы информационной переработки прочитанного

или прослушанного текста

 

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста какпроцесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.  
Основные способы   сжатия исходного текста:  1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2)  языковое сжатие текста(использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).   Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.    
  Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.     
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.
  Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). *Основные рекомендации ксокращению слов при конспектировании. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.     * Составление конспекта прослушанного аудиотекста.  
Реферат какписьменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.   Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения. Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. *Мультимедийная презентация каквидео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).   Написание реферата по выбранной теме.  
Рецензия каканализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.      Написание рецензии на прочитанный или *прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.   Использование определённых стандартных языковых средст­в (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. *Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста. *Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания. Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Говорение как вид речевой деятельности

 

 Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.   
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. *Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. **Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.   *Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.  * Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов. ** Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.   
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения). Анализ и оценка устных выска­зываний в разных ситуаци­ях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и раз­вернутый) на уроке; дружес­кая беседа, диспут, дискуссия и т. п.     Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».   Создание собственного речевого устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.  Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка. Применение в практике уст­ного речевого общения произ­носительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм совре­менного русского литератур­ного языка.      Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке «Как подготовить устное выступление для презентации и защиты реферата, проектной работы». *Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.   **Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях. Соблюдение этики речевого взаимодействия в процессе устного общения. *  Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (теле­фон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.
Публичное выступление (обобщение изученного).   *Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать своё согласие или несогласие с предложенным тезисом.  *Построение публичного выступления по заданной структуре.  *Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.  
**Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно- пропагандистская и др.     **Определение разновидности публичной речи и её композиционно-содержательных особенностей.

Письмо как вид речевой деятельности

 

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника. Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).    Анализ письменных высказы­ваний с точки зрения содер­жания, структуры, стилевых особенностей, эффективнос­ти достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка. Создание письменного выска­зывания, отбор языковых средств, обеспечивающих пра­вильность, точность и вырази­тельность речи.   Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста. Дальнейшее совершенствование указных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»). Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.  *Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т.п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета. * Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.
**Из истории эпистолярного жанра.  * Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).     * Овладение культурой исполь­зования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.  
Роль орфографии и пунк­туации в письменном общении. Орфографическое и пунктуа­ционное правило как разно­видность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. Орфография как система пра­вил правописания слов и их форм. Разделы русской орфо­графии и основные принципы написания (обобщение на осно­ве изученного). Пунктуация как система пра­вил правописания предло­жений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изучен­ного).   Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препи­нания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. **Вариативность постановки знаков препинания. **Авторское употребление знаков препина­ния.   Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. * Анализ трудных случаев при­менения орфографических и пунктуационных норм.    ** Проведение диспута «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернет-общении».  

Повторение в конце учебного года 

 

Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ  

 

Резервные часы 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: