Диктант с грамматическим заданием

Цели:

1. Контроль усвоения правил орфографии.

2. Контроль сформированности навыков лингвистического анализа.

                                                * * *

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.

(147 слов.)

Грамматическое задание.

                        I вариант                          II вариант

1) Проведите синтаксический разбор предложения, отмеченного  

                        * (I)                                 **(II)

2) Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне».

                проверяемая                  чередующаяся

3) Разобрать по составу

                  расстилалась                 наслаждались

 

В дороге из Петербурга в Москву

Поезд, отправлявшийся из Петербурга четвёртого июня 1880 года, носил совершенно своеобразный характер. В его вагонах сошлись очень многие представители литературы и искусства и депутаты от различных обществ и учреждений. Они ехали в Москву для участия в открытии памятника Александру Пушкину.

Общность цели скоро сблизила всех в радостном ощущении, что впоследствии А. Н. Островский назвал «праздником на нашей улице».

Хорошему настроению соответствовал прекрасный летний день, сменившийся тёплым и ясным лунным вечером.

В поезде оказался некто Мюнстер, знавший наизусть почти все стихотворения Пушкина и прекрасно их декламировавший. Когда смерклось, он согласился прочесть некоторые из них. Весть об этом облетела поезд, и вскоре в длинном вагоне первого класса на откинутых креслах и на полу разместились чуть ли не все ехавшие. Короткая летняя ночь прошла в благоговейном слушании.

Когда Мюнстер окончил чтение, на середину вагона выступил Яков Полонский и прочёл своё прелестное стихотворение, предназначенное для будущих празднеств. За ним последовал Плещеев, тоже со стихотворением для этой цели. Все мы встретили восходящее солнце растроганные и умилённые.

(По Ф. Кони.) (163 слова.)

Грамматическое задание.

1) Найдите причастие и причастный оборот, сделайте морфологический и морфемный разбор причастия; графическое обозначение знаков препинания при причастном обороте.

2) Разберите по составу:

I вариант – представители, сменившийся, облетела;

II вариант – разместились, растроганные, скоро.

3) Назовите 2–3 орфограммы, встретившиеся в тексте, приведите примеры из текста.

 

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов.) (153 слова.)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3–4 слова с аналогичным слову переступавших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным (I вариант) и деепричастным оборотом (II вариант).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: