Метод абонентской оценки качества речи

  Качество речи оценивают абоненты, ведущие служебные или личные переговоры и давшие согласие на участие в испытаниях. Для испытаний используют телефон, включенный в местную ТФОП, которым пользуется большое число лиц – сотрудников данного уч­реждения и его посетителей. Испытания проводят по схеме, приве­денной на рис. 2 или 3. Схему на рис. 2 применяют только в том случае, если вносимая кодеком задержка речевого сигнала не превышает 20 мс. Схема на рис. 3 пригодна для любого типа кодека.

 

Рис. 2. Схема испытаний по абонентской оценке качества речи:

МКФ – микрофон микротелефонной трубки телефонного аппарата; ТЛФ – телефон микротелефонной трубки телефонного аппарата; П – пере­ключатель; ТА – телефонный аппарат; АТС – автоматическая телефонная станция; Пд К – передающая часть оцениваемого кодека; Пм К – приемная часть оцениваемого кодека. Входные и выходные сопротивления оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом. Уровни речевого сигнала на входах и выходах оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом

 

Во время испытаний при помощи переключателя П телефон абонента 1 подключают к абонентской линии либо непосредственно, либо через оцениваемый кодек, и абонент 1 оценивает качество речи обычного телефонного тракта для данного соединения, используемого в качестве эталонного тракта, и качество речи составного тракта «обычный тракт плюс низкоскоростной кодек». В качестве абонента 2 выступают все корреспонденты абонента 1 — абоненты местной ГТС или выходящие на нее по каналам междугородней связи, вызы­вающие абонента 1 или отвечающие на его вызов. Оценки производят по обменам, вызванным текущей потребностью абонентов (служеб­ной или частной). Нежелательно производить оценку по перегово­рам, специально организованным для этой цели.

Рис. 3. Схема испытаний по абонентской оценке качества речи:

П – переключатель; ТА – телефонный аппарат; АТС – автоматическая телефонная станция; К 1(2) – оцениваемый кодек 1(2). Входные и выходные сопротивления оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом. Уровни речевого сигнала на входах и выходах оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом

 

Число контрольных связей должно быть не менее 50. После каждого разговора абонент 1 выставляет оценки по интег­ральному качеству речи, по узнаваемости и по смысловой разборчи­вости для тракта с использованием низкоскоростного кодека и без него. Оценку в баллах ставят только абоненты 1. Оценку произ­водят только в случае разговора с корреспондентом, голос которого знаком. Оценку производят по пятибалльной шкале в соответствии с градациями качества разговора, приведенными в табл. 3-5.

Среднюю оценку качества речи для каждого критерия и вида тракта вычисляют по формуле

,

где х, – единичная оценка разговора, балл;

N – число единичных оценок (разговоров).

Если любая из этих трех средних оценок для тракта с кодеком отличается от средней оценки обычного телефонного тракта не более чем на 0,2 балла, считают, что кодек не ухудшает качества телефонной связи по сравнению с обычным телефонным трактом.

Разница средних оценок более 0,6 является недопустимой для работы кодека в сети ТФОП.

Таблица 3

Градации интегрального качества речи, прошедшей через тракт

Балл Оценка качества Характеристика оцениваемого тракта
5 Отлично В речи, прошедшей через оцениваемый тракт, незаметны какие-либо дополнительные искажения или помехи по сравнению с речью, прошедшей через эталонный тракт
4 Хорошо Отличие речи на выходе оцениваемого тракта от речи на выходе эталонного тракта не воспри­нимается как ухудшение, а наличие незначи­тельных искажений и помех не создает затруднении при разговоре
3 Удовлетворительно В речи на выходе оцениваемого тракта, по сравнению с эталонным, имеются заметные ис­кажения или помехи, несколько затрудняющие ведение разговора и требующие некоторого напряжения внимания
2 Неудовлетворительно Искажения и помехи сильные. Ощущается чувство утомления и раздражения. Разговор возможен лишь при сильном напряжении внимания и при условии привыкания к звучанию передаваемой оцениваемым трактом речи
1 Плохо Разговор практически невозможен из-за сильных искажений или помех

 


Таблица 4

. Градации качества речи по узнаваемости

Балл Оценка качества Характеристика оцениваемого тракта
5 Отлично Голос говорящего узнается без затруднения сразу после начала разговора
4 Хорошо Голос говорящего узнается без затруднений через некоторое время после начала разговора и при повторных разговорах с данным лицом по оцениваемому тракту. После привыкания к звучанию голоса этого лица по оцениваемому тракту узнавание голоса говорящего не вызывает затруднений
3 Удовлетворительно Голос говорящего узнается с трудом, больше по манере говорить, чем по звучанию. Голоса разных лиц различаются с трудом
2 Неудовлетворительно Узнаются только голоса лиц с особо характерной манерой говорить. Тембр звучания речи усредненный, не несущий индивидуальных особенностей
1 Плохо Узнаваемость отсутствует

 

Таблица 5

Градации качества речи по смысловой разборчивости
(наличию переспросов, неверно понятых фраз)

Балл Оценка качества Характеристика оцениваемого тракта
5 Отлично Понимание содержания речи корреспондента; полное, без переспросов (за исключением случаев всплеска шумов в телефонной сети) для любого голоса, в т. ч. для голосов с некоторыми дефектами произношения
4 Хорошо Понимание речи полное, по возможны переспросы необычных слов, фамилии и терминов
3 Удовлетворительно При разговоре необходимы переспросы отдельных слов и фраз, но в целом ошибочного восприятия принимаемой речевой информации не происходит
2 Неудовлетворительно Отдельные слова в фразах не понимаются даже после их повторения при переспросе, и их значение приходится объяснять целыми фразами. Разговор приходится вести в замедленном темпе
1 Плохо Смысл передаваемой информации понимается с трудом, выпадают целые фразы

 

 

В случае, когда кодек является узлом выходящей на ТФОП системы связи и по конструктивным, электрическим или программ­ным особенностям не может быть включен по схеме, приведенной на рис. 3 или 4, абонентскую оценку производят без сравнения с обычным телефонным трактом. Для этого с телефонного терминала (телефонного аппарата, абонентской радиостанции и др.), входящего в систему низкоскоростной цифровой передачи речи, устанавливают соединения (посылая вызов или принимая его) с возможно большим числом (не менее 50) абонентов сети ТФОП, и разговаривающие с этого терминала лица оценивают качество принимаемой ими речи по показателям общего качества, узнаваемости и смысловой разборчи­вости в соответствии с табл. 3-5. Для работы с выходом в сеть ТФОП допускаются кодеки, у которых вычисленные по формуле (1) средние оценки по каждому показателю получились не менее 3, 4 балла.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: