Качество речи оценивают абоненты, ведущие служебные или личные переговоры и давшие согласие на участие в испытаниях. Для испытаний используют телефон, включенный в местную ТФОП, которым пользуется большое число лиц – сотрудников данного учреждения и его посетителей. Испытания проводят по схеме, приведенной на рис. 2 или 3. Схему на рис. 2 применяют только в том случае, если вносимая кодеком задержка речевого сигнала не превышает 20 мс. Схема на рис. 3 пригодна для любого типа кодека.
Рис. 2. Схема испытаний по абонентской оценке качества речи:
МКФ – микрофон микротелефонной трубки телефонного аппарата; ТЛФ – телефон микротелефонной трубки телефонного аппарата; П – переключатель; ТА – телефонный аппарат; АТС – автоматическая телефонная станция; Пд К – передающая часть оцениваемого кодека; Пм К – приемная часть оцениваемого кодека. Входные и выходные сопротивления оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом. Уровни речевого сигнала на входах и выходах оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом
|
|
Во время испытаний при помощи переключателя П телефон абонента 1 подключают к абонентской линии либо непосредственно, либо через оцениваемый кодек, и абонент 1 оценивает качество речи обычного телефонного тракта для данного соединения, используемого в качестве эталонного тракта, и качество речи составного тракта «обычный тракт плюс низкоскоростной кодек». В качестве абонента 2 выступают все корреспонденты абонента 1 — абоненты местной ГТС или выходящие на нее по каналам междугородней связи, вызывающие абонента 1 или отвечающие на его вызов. Оценки производят по обменам, вызванным текущей потребностью абонентов (служебной или частной). Нежелательно производить оценку по переговорам, специально организованным для этой цели.
Рис. 3. Схема испытаний по абонентской оценке качества речи:
П – переключатель; ТА – телефонный аппарат; АТС – автоматическая телефонная станция; К 1(2) – оцениваемый кодек 1(2). Входные и выходные сопротивления оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом. Уровни речевого сигнала на входах и выходах оцениваемого и эталонного трактов должны быть одинаковы и согласованы с измерительным трактом
Число контрольных связей должно быть не менее 50. После каждого разговора абонент 1 выставляет оценки по интегральному качеству речи, по узнаваемости и по смысловой разборчивости для тракта с использованием низкоскоростного кодека и без него. Оценку в баллах ставят только абоненты 1. Оценку производят только в случае разговора с корреспондентом, голос которого знаком. Оценку производят по пятибалльной шкале в соответствии с градациями качества разговора, приведенными в табл. 3-5.
|
|
Среднюю оценку качества речи для каждого критерия и вида тракта вычисляют по формуле
,
где х, – единичная оценка разговора, балл;
N – число единичных оценок (разговоров).
Если любая из этих трех средних оценок для тракта с кодеком отличается от средней оценки обычного телефонного тракта не более чем на 0,2 балла, считают, что кодек не ухудшает качества телефонной связи по сравнению с обычным телефонным трактом.
Разница средних оценок более 0,6 является недопустимой для работы кодека в сети ТФОП.
Таблица 3
Градации интегрального качества речи, прошедшей через тракт
Балл | Оценка качества | Характеристика оцениваемого тракта |
5 | Отлично | В речи, прошедшей через оцениваемый тракт, незаметны какие-либо дополнительные искажения или помехи по сравнению с речью, прошедшей через эталонный тракт |
4 | Хорошо | Отличие речи на выходе оцениваемого тракта от речи на выходе эталонного тракта не воспринимается как ухудшение, а наличие незначительных искажений и помех не создает затруднении при разговоре |
3 | Удовлетворительно | В речи на выходе оцениваемого тракта, по сравнению с эталонным, имеются заметные искажения или помехи, несколько затрудняющие ведение разговора и требующие некоторого напряжения внимания |
2 | Неудовлетворительно | Искажения и помехи сильные. Ощущается чувство утомления и раздражения. Разговор возможен лишь при сильном напряжении внимания и при условии привыкания к звучанию передаваемой оцениваемым трактом речи |
1 | Плохо | Разговор практически невозможен из-за сильных искажений или помех |
Таблица 4
. Градации качества речи по узнаваемости
Балл | Оценка качества | Характеристика оцениваемого тракта |
5 | Отлично | Голос говорящего узнается без затруднения сразу после начала разговора |
4 | Хорошо | Голос говорящего узнается без затруднений через некоторое время после начала разговора и при повторных разговорах с данным лицом по оцениваемому тракту. После привыкания к звучанию голоса этого лица по оцениваемому тракту узнавание голоса говорящего не вызывает затруднений |
3 | Удовлетворительно | Голос говорящего узнается с трудом, больше по манере говорить, чем по звучанию. Голоса разных лиц различаются с трудом |
2 | Неудовлетворительно | Узнаются только голоса лиц с особо характерной манерой говорить. Тембр звучания речи усредненный, не несущий индивидуальных особенностей |
1 | Плохо | Узнаваемость отсутствует |
Таблица 5
Градации качества речи по смысловой разборчивости
(наличию переспросов, неверно понятых фраз)
Балл | Оценка качества | Характеристика оцениваемого тракта |
5 | Отлично | Понимание содержания речи корреспондента; полное, без переспросов (за исключением случаев всплеска шумов в телефонной сети) для любого голоса, в т. ч. для голосов с некоторыми дефектами произношения |
4 | Хорошо | Понимание речи полное, по возможны переспросы необычных слов, фамилии и терминов |
3 | Удовлетворительно | При разговоре необходимы переспросы отдельных слов и фраз, но в целом ошибочного восприятия принимаемой речевой информации не происходит |
2 | Неудовлетворительно | Отдельные слова в фразах не понимаются даже после их повторения при переспросе, и их значение приходится объяснять целыми фразами. Разговор приходится вести в замедленном темпе |
1 | Плохо | Смысл передаваемой информации понимается с трудом, выпадают целые фразы |
В случае, когда кодек является узлом выходящей на ТФОП системы связи и по конструктивным, электрическим или программным особенностям не может быть включен по схеме, приведенной на рис. 3 или 4, абонентскую оценку производят без сравнения с обычным телефонным трактом. Для этого с телефонного терминала (телефонного аппарата, абонентской радиостанции и др.), входящего в систему низкоскоростной цифровой передачи речи, устанавливают соединения (посылая вызов или принимая его) с возможно большим числом (не менее 50) абонентов сети ТФОП, и разговаривающие с этого терминала лица оценивают качество принимаемой ими речи по показателям общего качества, узнаваемости и смысловой разборчивости в соответствии с табл. 3-5. Для работы с выходом в сеть ТФОП допускаются кодеки, у которых вычисленные по формуле (1) средние оценки по каждому показателю получились не менее 3, 4 балла.
|
|