Экспертная оценка качества речи

Измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляционных испытаний

 Слоговую разборчивость измеряют по методике и таблицам слогов, приведенным в ГОСТ Р 50840.

Классы качества и нормы разборчивости речи в соответствии с ГОСТ Р 50840 приведены в табл. 1.

Таблица 1

Классы качества и нормы разборчивости речи

Класс качества по разборчивости Характеристика класса качества Норма слоговой разборчивости речи для трактов с параметрическим кодированием, % Норма слоговой разборчивости речи для трактов с кодированием волны речевого сигнала, %
Высший Понимание передаваемой речи без малейшего напряжения внимания >93 >80
I Понимание передаваемой речи без затруднений 86-93 56-80
II Понимание передаваемой речи с некоторым напряжением внимания, без переспросов и повторений 76-85 41-55
III Понимание передаваемой речи с некоторым напряжением внимания, редкими переспросами и повторениями 61-75 25-40
IV Понимание передаваемой речи с большим напряжением внимания, частыми переспросами и повторениями 45-60 <25

 

В случае если в оцениваемом кодеке сочетаются методы парамет­рического кодирования и кодирования волны речевого сигнала, решение об отнесении оцениваемого кодека к определенным классам качества по разборчивости принимается на основе анализа приме­ненного в оцениваемом кодеке метода обработки речи.

Для работы в телефонной сети общего пользования допускается использовать кодеки, обеспечивающие класс качества по разборчи­вости не ниже первого.

Измерение фразовой разборчивости при

нормальном темпе про­изнесения

Фразовую разборчивость при нормальном темпе произнесе­ния измеряют по таблицам, приведенным в ГОСТ Р 50840, состоящим из коротких (3–4 слова) фраз. При этом бригада операторов состоит из дикторов (не менее 3 человек – мужчин и женщин) и аудиторов (4–5 человек). Тренировка бригады операторов не производится.

Диктор читает одну таблицу фраз в нормальном темпе произнесения (одна фраза за 2,4 с) и вторую таблицу в ускоренном темпе (одна фраза за 1,5–1,6 с). Пауза между фразами должна быть 5–6с.

Аудитор прослушивает сначала таблицу, прочитанную дик­тором в нормальном темпе, затем таблицу, прочитанную тем же диктором в ускоренном темпе.

Правильность приема фраз определяется по квитанции, переданной по каналу телефонной связи. (В лабораторной работе на приемном конце студент записывает прослушиваемую таблицу фраз и сравнивает ее с оригиналом).

Цикл измерений состоит из передачи всеми дикторами по 10 таблиц каждым и приема всеми аудиторами всех переданных таблиц.

Фразу считают неправильно принятой, если хотя бы одно слово принято неправильно, пропущено или добавлено.

Фразовую разборчивость определяют путем вычисления процента правильно принятых фраз для нормального и ускоренного темпов произнесения по формуле

,                                (1)

где ji, – результат единичного измерения, %;

N – число единичных измерений;

Jн – фразовая разборчивость при нормальном темпе произне­сения, %;

JУ – фразовая разборчивость при ускоренном темпе произне­сения, %.

Показатель снижения фразовой разборчивости вычисляют по формуле

                                                    Δ=JУ/Jн.                               (2)

Этот показатель для кодеков, предназначенных для работы в телефонной сети общего пользования, должен быть не менее 0,98.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: