НЕЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
СБОРНИК РАБОТ
ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ XXIII ОБЛАСТНОГО И ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПОВ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО»
Владимир
2018
Печатается по решению редакционного совета ГАОУ ДПО ВО ВИРО |
УДК 371
ББК 74.00
С 692
НЕЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ // СБОРНИК РАБОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ XXIII ОБЛАСТНОГО И ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПОВ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО» / Составитель-редактор – Морозова Е.А. Технический редактор – Циглова О.О. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2018.– 228 с.
В сборнике представлены исследовательские работы победителей и призеров конкурса «Отечество» 2017-2018 гг. Материалы сборника помогут повысить качество выполнения исследовательской работы при подготовке к муниципальному, областному и Всероссийскому этапам Конкурса «Отечество».
Материалы сборника могут быть интересны руководителям школьных музеев, руководителям школьных научных обществ, учителям предметникам, организующим исследовательскую деятельность обучающихся, классным руководителям, родителям обучающихся.
Исследовательские работы даны в авторской редакции (фактически без приложений). Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а так же за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов.
Сборник размещен на сайте ВИРО (электронный адрес http://viro33.ru/a%20href=%22index.php?option=com_content&view=article&id=1408%22%3E) и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ по договору №15208 от 20.11.2015 г.
© Авторы, согласно содержания, 2018 © ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2018 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Морозова Е.А. НЕЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | 4 |
I. РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ОТЕЧЕСТВО» 2018 г. | 8 |
Липкан Иван. РОД ТИХОМИРОВЫХ: ЭПОХА И ПОКОЛЕНИЯ. | 8 |
Панкратова Елена. ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ: ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В ПОСЕЛКЕ УРШЕЛЬСКИЙ В 1942-1944 гг. | 23 |
Крайнова Анна. НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ БЫТИЯ | 37 |
Шевченко Ирина. ГОРОДИЩЕ ЧИЖОВА ГОРА – ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ | 55 |
Сорокин Кирилл. КРАСНОЕ ЗНАМЯ МУРОМСКОЙ МТС В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ | 66 |
II.РАБОТЫ ДИПЛОМАНТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ОТЕЧЕСТВО 2018» | 79 |
Поликарпова Ксения. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИРАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЕ СИМА ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА XIX – СЕРЕДИНА XX ВЕКОВ | 79 |
Новожилова Екатерина. РОД ВИЛЬМС. ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА – ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ | 96 |
Гофман Дарья. ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ (КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА) | 110 |
Баранов Алексей. К ИСТОРИИ УСАДЬБЫ «ВЫПОВО» И ДРУГИХ ВЛАДИМИРСКИХ ИМЕНИЙ КНЯЗЕЙ ВЯЗЕМСКИХ | 126 |
Галкин Дмитрий. ИЗ ИСТОРИИ КЛУБА «БОЕВЫЕ МАЛЬЧИШКИ» В ШКОЛЕ № 5 СТАНЦИИ НОВКИ ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1968-1970 гг.» | 139 |
Бусыгина София. ЖАНР ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДА СОБИНКИ | 151 |
III. РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОБЛАСТНОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ОТЕЧЕСТВО» 2017 | 172 |
Назаров Артем. ПЕРВЫЙ ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИИ В 1917 ГОДУ. | 169 |
Асратян Мариам. МЫ ПАМЯТИ ЭТОЙ ВЕРНЫ | 179 |
Ручкина Дарья. СУДЬБА СЛОМАННОГО ВЕКА: БУТЫЛИЦКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ РЕПРЕССИРОВАННОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ КЛОДТ ЛЮБОВИ АЛЕКСАНДРОВНЫ (1945 – 1951 ГГ.) | 193 |
Кочеткова Светлана. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТРАНИЦ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ МОЕГО ДЕДА КАБАНОВА НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА (1913ГГ.) | 208 |
Радионова Мария. ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗДАНИЯ ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЫ В Г.ВЯЗНИКИ (КОНЕЦ XIX- НАЧАЛО XX ВВ.) | 218 |
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
НЕЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Современным школьникам приходится взрослеть в непростых условиях. Санкции, информационная война и другие проявления гуманитарного кризиса актуализируют необходимость воспитания юного патриота и гражданина России. Действенным способом воспитания патриотических чувств школьников является проведение конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско – краеведческого движения "Отечество". Этот конкурс имеет для нас особое значение. Конкурс проводится с целью совершенствования патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, дающего возможность школьникам ближе познакомиться с историей родного края, глубже понять самобытность его культуры и особенности природы во взаимосвязи с историей и культурой страны, мира. Конкурсы краеведения, активно развивающееся в образовательных организациях Владимирской области.
Ежегодно в конкурсе принимает участие около 1 млн. юных россиян. Во Владимирской области этот конкурс является хорошей традицией. Мы гордимся своей краеведческой школой и уверены, что любовь к Отечеству для юных владимирцев – это преданность своей земле. «Какая душа дерзнет расторгнуть эти крепкие узы? Какое сердце может не чувствовать сего священного пламени? Даже звери и птицы любят место рождения своего. Человек ли, одаренный разумною душою, отделит себя от страны своей, от единоземцев своих, и уступит в том преимущество пчеле и муравью? Какой изверг не любит матери своей? Но Отечество меньше ли нам, чем мать?» - писал Иоанн (Восторгов) в 1915 году.
История России демонстрирует, что патриотизм во всех своих формах и проявлениях является движущей силой, способной объединить все многочисленные народы, проживающие в Российской Федерации. Важнейшей задачей краеведения является развитие поисковой исследовательской деятельности обучающихся.
«Исследовательская работа обучающихся представляет собой самостоятельно проведенное исследование с проведением измерений, наблюдений, использованием архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий, умением логично рассуждать, используя анализ и синтез, делать выводы, давать собственные оценки»[1].
Исследовательская работа помогает школьнику открыть неизведанные страницы истории своей большой и малой Родины, приобрести обучающимися функциональные навыки исследования через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе. В основе этого процесса находится приобретение субъективно новых знаний. Кроме того, в ходе работы над исследованием у обучающегося развивается ценностное отношение к понятиям «образование», «наука», «гражданственность», «патриотизм», «творчество».
Исследовательская деятельность, безусловно, является творческим процессом «совместной деятельности двух субъектов, учителя и ученика. По поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование научного мировоззрения»[2].
Алгоритм работы над исследованием включает в себя этапы:
– выявление проблемы;
–формулировка темы (как правило, правильная формулировка включает в себя ответы на вопросы: «Что?», «Где?»,«Когда?».Является предметом исследования, определяя его границы);
– постановка цели и задач (цель отвечает на вопросы «Что я делаю и зачем?);
– определение объекта и предмета исследования;
– сбор и анализ информации по предмету исследования;
– составление плана исследования;
– подбор методов (способов) исследования;
– формулировка гипотезы (предвидение результата исследования или идеи исследования);
– проведение этапов исследования в соответствии с поставленными задачами;
– анализ и систематизация полученных данных, как результатов проводимого исследования;
– формулировку основных выводов;
– составление библиографии.
Исследовательская краеведческая работа должна содержать:
· титульный лист с указанием (сверху вниз):
– название организации и объединения (если работа представлена организацией дополнительного образования);
– тему работы; фамилию и имя автора(полностью), класс;
– фамилию, имя и отчество руководителя и консультанта (полностью);
– год выполнения работы;
· оглавление;
· введение (актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет, гипотеза, методы, обзор источников по проблеме исследования; место и сроки проведения исследования; характеристики района исследования);
· основную часть;
· заключение (результаты исследования, выводы – краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах, перспективы работы, список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка);
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. отражаются в приложениях. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
Титульный лист в объем не входит, но оценивается (образец см.: ниже).
Отечество – 2018
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Владимирской области
Образовательная организация
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация
Тема работы
Подготовил:
Фамилия, Имя, Отчество
учащийся_________________________ класса
Название образовательной организации
Адрес образовательного учреждения с индексом Домашний адрес с индексом, контактный телефон
Руководитель:
Фамилия, Имя, Отчество
Должность
Место работы
Адрес места работы с индексом
Контактный телефон: e-mail
Город (населенный пункт) - год
I. РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ОТЕЧЕСТВО»
Липкан Иван,
обучающийся 9 класса
МБОУ «Степанцевская Сош» Вязниковского района.