Исследование словообразования названий профессий женского рода

Материал исследования: картинки и слова: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, продавец-продавщица, танцовщик-танцовщица, портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, летчик-летчица, певец-певица, скрипач-скрипачка, пианист-пианистка, фигурист-фигуристка, тракторист-трактористка, спортсмен-спортсменка.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются две картинки, например, продавец и продавщица. Дается следующая инструкция: «Покажи, где продавец. А где продавщица?». И т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

Задаются также вопросы:

§ Как назвать женщину, которая кормит птиц?

§ …которая кормит телят?

§ …которая доит коров?

§ …которая убирает мусор?

В случае затруднений повторяется пример словообразования или называется 1-2 слога слова.

Исследование словообразования существительных от глаголов

Материалом исследования служат слова: прополоть-прополка, переезжать-переезд, посадить-посадка, пересказать-пересказ, вылетать-вылет, переходить-переход, засолить-засолка, слушать-слушание.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».

§ Надо побелить стены. Родители заняты чем?

§ Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем?

§ Как называется место, где люди переходят дорогу?

§ Учительница задала детям пересказать сказку. Дети будут готовить что?

§ Самолет будет вылетать утром. На утро назначен что?

§ Надо засолить огурцы. Мы будем заниматься чем?

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.

Объяснение значения производных слов-существительных.

Материалом исследования служат слова: пуговичка, одеяльце, пальтишко, цыпленок, медвежонок, бельчонок, салатница, мыльница, солонка, дождинка, песчинка, бусинка, медведица, лосиха, львица, печник, стекольщик, писатель, портниха, певица, пианистка.

Процедура и инструкция. Детям предлагается объяснить Незнайке значение слова. Слова предлагаются последовательно, с небольшой паузой после выполнения предыдущего задания.

Верификация производных слов-существительных.

Материалом исследования служат правильные и неправильные производные слова: стулик-стульчик, шкафик-шкафчик, одеяличко-одеяльце, свиненок-поросенок, собачонок-щенок, медведята-медвежата, сольница-солонка, стекольщик-стекольник, велосипедист-велосипедчик, писатель-писательник, певица-певчиха, пловчиха-пловчица, повариха-поварница. Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные слова, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого слова задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: