Исследование вербальных ассоциацийй.
Материал исследования:
Свободный ассоциативный эксперимент на слова: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, узкий, хороший, громко, два, летящий.
Инструкция: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь».
Классификация предметов (по картинкам).
Материалом исследования служат предметные картинки.
а) Классификация далеких предметов.
Мебель – насекомые: стол, диван, шкаф; паук, бабочка, жук.
Дикие животные – посуда: тигр, волк, заяц; чашка, тарелка, кастрюля.
б) Классификация близких по значению предметов.
Дикие и домашние животные: лиса, заяц, медведь; кошка, собака, корова.
Птицы – насекомые: синица, снегирь, воробей; стрекоза, бабочка, пчела.
Процедура и инструкция. Детям дается набор из 6 картинок (вперемешку) и предлагается разложить картинки на 2 группы. Критерий классификации не называется.
|
|
Группировка слов.
Материал исследования – семантически далекие и семантически близкие слова.
Существительные:
а) семантически далекие (стол, бабочка, диван; тигр, тарелка, кошка; ворона, шкаф, соловей; береза, облако, дерево);
б)семантически близкие (волк, собака, лиса; лимон, свекла, яблоко; сорока, бабочка, скворец; тарелка, стол, стакан).
Прилагательные:
а) семантически далекие (большой, желтый, маленький; хороший, деревянный, плохой; высокий, красный, низкий);
б) семантически близкие (высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; высокий, маленький, низкий; большой, низкий, маленький; желтый, длинный, зеленый; тяжелый, длинный, легкий; круглый, большой, овальный).Обращается внимание на то, что преобладает: аналогия или противопоставление.
Глаголы:
а) семантически далекие (стоит, растет, сидит; идет, цветет, бежит);
б) семантически близкие (выбежал, вышел, вылетел; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел).
Процедура и инструкция. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи, какое слово из них лишнее».Далее экспериментатор дает следующую инструкцию: «Объясни, почему это слово лишнее».
Подбор синонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.
В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»
|
|
В случае затруднений предлагаются глаголы и прилагательные в сочетании с существительными: глядеть в окно, шагать по улице, торопиться домой, огромный дом, праздничное платье, радостное настроение, верный ответ.
Уровни выполнения заданий на подбор синонимов
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
Подбор антонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.
Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово-«неприятель».
Подбор антонимов к слову в контексте.
Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.
Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».
Уровни выполнения заданий на подбор антонимов
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
Объяснение значения слова
Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщаюшими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?»(о глаголах).
Добавление одного общего слова к двум словам.
Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).
Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».
Уровни выполнения заданий
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.
Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола).
Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.
|
|
Задача Л.С. Выготского на переименование предметов.
Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:
а) Почему собаку назвали собакой?
б) Можно ли корову назвать собакой?
в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?
§ Есть ли у собаки рога?
§ Дает ли корова молоко?
§ Кто больше: корова или собака?
§ Что делает корова, когда голодна?
Дополнение предложения словом.
Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:
Дверь открывают …. Из чайника идет …. Солнце светит …. У мальчика воздушный …. Лимон желтый, а помидор …. Фрукты моют, а белье …. Пилой пилят, а топором …. Яйцо овальное, а шар …. Кофта шелковая, а шуба …. Лимон кислый, а мед …. Горчица горькая, а соль …. Молоко жидкое, а сметана ….
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.
Уровни выполнения заданий
4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.