Аймешева Жаннат Салаватовна,
Доцент, к.э.н.
Кафедра экономики, информатики и математики – каб. 216
E-mail: Zhannat-84@mail.ru
Краткое Описание курса
Задачей дисциплины является формирование у студентов умений и навыков работы с нормативными документами, экономической литературой, информационными ресурсами Internet, усвоение студентами специальной экономической терминологии в области бизнес-планирования, развития экономического мышления.
Цель учебной дисциплины овладение студентами теоретическими основами планирования коммерческой деятельности предприятий и организаций социально - культурной сферы, практическими навыками финансового и бизнес планирования коммерческих и некоммерческих организаций СКС.
Ожидания
В результате изучения дисциплины Вы должны:
Знать:
— структуру и принципы формирования социально-культурной сферы и ее отдельных секторов, характер услуги как продукта, специфику ее производства и реализации;
—структуру финансовых ресурсов социально-культурной сферы и источники их формирования, механизмы финансового планирования и ценообразования;
—основы бизнес-планирования.
Уметь:
— собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий и организаций СКС;
— разрабатывать смету или калькуляцию затрат по предоставлению отдельных услуг; планировать доходы и расходы, величину ожидаемой прибыли и рентабельность зрелищных видов социокультурнойдеятельности.
Владеть:
— специальной экономической терминологией; навыками отдельных экономических расчетов в области продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности.
Требования
Вы должны самостоятельно изучить материал учебника по курсу и выполнить задания для СРС, которые будут оцениваться (см. Задания для СРС).
Система Оценки
Задания для СРС: min - 0 баллов
max - 5 баллов
РК min - 0 баллов
max - 20 баллов
Задание для СРС - 5 х 6 = 30 балл
РК 1 х 20 = 20 баллов
Максимальный балл (МБ) семестра = 30 + 20 = 50 (100 %)
Формы контроля
Рубежный контроль (РК). Форма – тест. Для подготовки надо изучить: Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5. [Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. Е. Шкурко, Н. Ю. Никитина; Екатеринбург: Изд‑во «Урал. ун-та», 2016. — 172 с.].
Итоговая форма контроля – экзамен. Форма – тест.
Рейтинг допуска - 50% от максимального балла семестра
Задания для СРС
Самостоятельная работа студента при изучении курса заключается в решении заданий. Условия заданий копировать не надо. Необходимо проставить номер и выполнить задание.
СРС должна иметь титульный лист. Образец титульного листа доступен на главной странице модуля.
Сроки отправки согласно расписанию.
Задания, высланные после указанного срока, не рассматриваются и не оцениваются.
Задания
Задание № 1.
Представьте, что Вы были менеджером по продажам в фирме, которая хочет интегрировать личные продажи более тесно с другими направлениями маркетинговой коммуникационной деятельности. Предприятие продает солнцезащитные очки, не требующие рецепта, в которых используется вновь запатентованное защитное покрытие, которое не может предложить никакой другой производитель очков. Вы собирались работать вместе с директором по маркетингу и менеджерами по рекламе, связям с общественностью, по стимулированию сбыта и с отделом прямого маркетинга.
- Опишите шаги, которые должна предпринять фирма, чтобы объединить личные продажи с другими инструментами маркетинговых коммуникаций.
- Обсудите, как бы Вы могли сформулировать задачи продаж в связке с маркетинговыми коммуникационными целями.
- Определите, как следует мотивировать торговый персонал для поддержки этих интеграционных усилий.
Задание № 2
Некоторые специалисты предсказывали, что Интернет заменит традиционный торговый персонал. Другие заявители, что Всемирная паутина может улучшить сервис, который предлагают торговые агенты, поскольку она дает дополнительную поддержку, общую информацию и средства для дешевого достижения клиентов в любое время дня и ночи.
- Посмотрите на сайт хотя бы одного продавца из тех, кто использует прямой маркетинг, чтобы узнать, предназначен ли сайт для помощи торговым агентам и если да, то каким образом.
Задание № 3.
Провести анализ рекламных объявлений (табл. 7.1), касающихся услуг сферы культуры и искусства, в СМИ. (Желательно, чтобы однотипные услуги предлагались различными организациями.)
Т а б л и ц а 7.1. Анализ рекламных объявлений
Критерии | Объявление 1 | Объявление 2 | Объявление 3 |
Простота и ясность | |||
Способность заинтересовать | |||
Краткость | |||
Здравый смысл | |||
Искренность | |||
Оригинальность | |||
Повторение наиболее значимых аргументов | |||
Привлекательность | |||
Конкретные рекомендации | |||
Надежность | |||
Отсутствие прямой критики Конкурентов |
Задание № 4.
Заполнить таблицу, указав наиболее целесообразные средства стимулирования сбыта, направленные на конечных покупателей, торговый персонал, оптовых посредников (табл. 7.5).
Т а б л и ц а 7.5. Методы стимулирования сбыта
Методы стимулирования | Субъекты стимулирования | ||
Потребители | Посредники | Персонал | |
Предоставление скидок с цены за определен- ный объем и регулярность покупок | |||
Гарантия возврата денег | |||
Бесплатное распространение опытных образцов | |||
Предоставление купонов | |||
Предоставление кредита | |||
Проведение конкурсов | |||
Выдача премий | |||
Бесплатные сувениры | |||
Презентация новых услуг | |||
Предоставление дополнительных дней отдыха | |||
Конференции продавцов | |||
Выдача бесплатных путевок для развлека- тельных поездок |
Задание №5.
1. Контрольные вопросы для закрепления:
1. В чем заключается суть планирования деятельности предприятия?
2. Чем отличаются «стратегическое планирование» от «оперативного»?
3. Какие виды планирования используются при планировании деятельности предприятия?
4. Каковы цели и задачи бизнес-планирования?
5. От чего зависят разновидности бизнес-планов?
6. Понятие «доходы» и «расходы» предприятия?
7. Понятие прибыли, и ее виды?
8. Какие факторы влияют на величину прибыли?
9. Как определяется маржинальная прибыль?
10.В чем состоит основное различие валовой и чистой прибыли?
2. Подготовить презентацию по созданию формата продвижения услуги СКД на рынок, с учетом конкурентной среды, не более 12 слайдов, согласно структуре бизнес-плана:
1) титульный лист;
2) резюме;
3) описание услуг;
4) описание дел в отрасли;
5) оценка и выбор конкурентной стратегии;
6) производственный план;
7) план маркетинга;
8) организационный план;
9) финансовый план и оценка риска;
10) план исследований и разработок.
Задание № 6.
Выполнение контрольной работы. Объем работы от 15 до 20 стр. формата А4. Требования к оформлению контрольной работы – см. Образовательный портал – Образцы оформления студенческих работ. Работа без титульного листа (согласно образцу) не принимается.
Цель выполнения контрольной работы – систематизация и углубление знаний, самостоятельного изучения учебной и специальной литературы, а также приобретение практических навыков.
В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к реферированию научной литературы и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой.
Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли от 3-его лица.
Тематика контрольных работ представлена ниже.
Внимание! Дублирование тем работ (написание работы на одну тему более чем одним студентом группы) – не допускается!
Тематика контрольных работ
1. Выявление факторов, влияющих на формирование и динамику социально- культурных потребностей населения.
2. Социально-культурная услуга как специфический продукт, ее особенности и характеристики.
3. Проблемы и перспективы функционирования государственного сектора социально- культурной сферы в условиях рынка.
4. Сравнительная характеристика экономического функционирования неприбыльного сектора социально-культурной сферы в России и зарубежом.
5. Предпосылки и основные тенденции развития коммерческого сектора социально- культурной сферы.
6. Значение и динамика развития малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере.
7. Современные тенденции формирования финансовых ресурсов социально- культурной сферы.
8. Федеральные целевые программы и их роль в укреплении материально-технической базы организаций социокультурной сферы.
9. Факторы развития благотворительности и коммерческого инвестирования в социально-культурную сферу.
10. Продукт сферы культуры и платеже способный спрос.
11. Современная структура рынка культурных услуг (на примере региона, города).
12. Современная структура рынка услуг шоу-бизнеса (на примере региона, города).
13. Основные тенденции экономического развития индустрии развлечений в России.
14. Экономические аспекты развития кино и видео бизнеса в России.
15. Функции и экономическое значение развития вторичных продуктов и вторичных рынков в культуре и шоу-бизнесе.
16. Методы ценообразования, ценовая дифференциация и ценовая дискриминация в социально-культурной сфере.
17. Анализ ценовой политики коммерческой организации социально-культурной сферы
18. Роль и место планирования в управлении предприятием (организации)
19. Бизнес-план, его назначение и содержание.
20. Особенности финансового планирования в учреждениях СКС
21. Материальный продукт и материальная услуга: сходство и различие.
22. Структура производственных и информационных средств социально-культурной деятельности.
23. Бесплатная услуга и социально-экономические факторы ее сохранения в«рыночном»обществе.
24. Социально-экономические факторы спроса на услуги организаций социально-культурной сферы в России.
25. Бюджет Российской Федерации и планирование расходов на социально-культурные мероприятия.
26. Влияние нестабильности российской экономики на объемы государственного финансирования некоммерческих организаций социально-культурной сферы.
27. Федеральные целевые программы и их эффективность.
28. Эндаумент – фонды и тенденции их возникновения в России.
29. Платные услуги и тенденции их расширения в социокультурной сфере.
30. Опыт благотворительности в России и за рубежом (сравнительная характеристика).
31. Благотворительность и спонсорство: сходство и различие.
32. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.