Тема 3.Методические основы определения уровня развития науки в различных странах мира

1. Научно – познавательный элементы, присутствующие в устном народном творчестве: былях, сказках, легендах.

2. Основная направленность данных произведений.

3. Первые публикации о казахской сказке (20-е годы: работы профессора Фалеева П. А. и М. Ауэзова).

Устная поэзия казахского народа — один из важных разделов курса казахской литературы 9-10 классов русской школы, Здесь учитель найдет большой художественной силы материал для идейного воспитания учащихся, для развития самостоятельности их суждений, мышления, оценок.

Вводное занятие по народному поэтическому творчеству имеет целью определить значение изучения самого предмета, богатство его содержания, многообразие жанрового состава, показать своеобразие истории Казахстана, национального быта, развитие фольклорных жанров в советское время.

Учащиеся уже знают, что народное искусство слова — песни, пословицы, загадки, сказки, эпос, легенды — обычно называют фольклором. В переводе с английского это значит «народная мудрость, знание». Возникшие в глубокой древности произведения казахского устного народного творчества и в настоящее время бытуют в повседневной жизни. В их появлении исключительное значение имел труд, который двигал вперед человеческую мысль. Именно труд вызвал к жизни первые песни. Они облегчали тяжелую работу людей, внося в нее четкий ритм.

Эпос

      Из всех видов народных произведений в учебнике подробнее представлен эпос. Учащиеся уже знают по теории литературы и русскому фольклору, что эпос — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственно специфическом смысле эпосом называются преимущественно древние сказания. Многие народы имеют эпос, наиболее известны, например, гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада». Из германского эпоса наиболее известна «Песнь о Нибелунгах», французского — «Песнь о Роланде», скандинавского — «Эдда», финского

      — «Калевала». К категории эпоса относятся такие произведения русской литературы, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», былины, казахской — «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и целый цикл народных произведений, есть киргизский монументальный эпос «Манас», калмыцкий «Джангар» и другие. Ряд учащихся, возможно, и читали некоторые из этих эпических произведений, большинство их них опубликовано в 200-томной «Библиотеке всемирной литературы».

      Из рассказа о содержании казахского эпоса, его возникновении и развитии учащиеся найдут немало нового, интересного и поучительного, узнают о связи казахского эпоса с историческими событиями, об их корнях, об образах, об отражении многочисленных сторон жизни казахского народа в прошлом, о необычайной выразительности художественных средств. Героический эпос

      — это сюжетное стихотворное повествование о жизни и ратных подвигах богатырей, батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена, отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий.

      Появление героического эпоса обусловлено ходом исторических событий жизни казахского народа, обитавшего на огромной территории, ведущего кочевой образ жизни, постоянно боровшегося с иноземными захватчиками и внутренними насильниками, угнетателями. Героический эпос — это явление искусства, поднимающееся до больших исторических обобщений. В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса фантастикой и героизацией отражены исторические события. Трудно установить связи эпических памятников с определенными историческими событиями, конкретными историческим лицами, но тем не менее содержание некоторых из них позволяет говорить о приблизительном времени их происхождения и бытования, об отражении в них определенного периода истории казахского народа.

      Самый древний пласт казахского героического эпоса относится к VIII-Х вв., к эпохе разложения патриархально-родовых отношений. Нарушение межплеменной замкнутости, этническая консолидация племен, возникновение преданий о межплеменных войнах, переселениях, о вождях и влиятельных людях положены в основу эпоса. В процессе формирования и развития эпического стиля повествований сказания циклизовались, отшлифовывались вокруг имен крупных богатырей. Не случайно в ряде эпических сказаний сообщается происхождение богатырей: Кобланды — родом кара-кипчак, Алпамыс — из рода конрат, Камбар — из ногайлы и др.

 

Эпос об Алпамысе, отражая раздробленность патриархальнофеодального общества, выражает идею о необходимости единства народа. Когда в ХV-ХVI вв. ослабленная междоусобицами Золотая Орда распалась и началось сложение казахской народности, государственности, на казахскую землю напали джунгарские феодалы. Особенно сильно они притесняли казахов с середины XVII века, а в 1723 году последовало нападение джунгарско-калмыцких войск. К этой эпохе героической борьбы с джунгарами и калмыками и относится окончательное сложение героического эпоса. Именно в это беспокойное историческое время создано большинство эпических произведений.

Борьба между казахскими ханствами и противоречия между ханами и трудовым народом отражены в эпических поэмах «Ер-Таргын» и «Ер-Кокше».

В более поздних- эпических произведениях «Карабек», «Утеген-батыр», «Аркалык-батыр» героическая тема глубже связывается с классовой, социально-политической борьбой, с общественными конфликтами в казахской степи. В эпосе «Аркалык-батыр» выражено настроение казахского народа накануне и во время присоединения Казахстана к России, дан образ Батыра, думающего о судьбе своего народа и ищущего поддержки у русского государства.

      Не все эпические произведения носят народный, прогрессивный характер. Некоторые из эпических песен сложены в угоду классовым интересам феодальной знати, ханов, султанов. Например, эпическая песня «Урак-Мамай» выражает в основном интересы феодалов, восхваляет ханов как защитников земли. Реакционные сказители или акыны иногда перерабатывали народные произведения в нужном для них направлении, создавали новые варианты. Одним из произведений, претерпевших существенные идейные изменения, является эпос «Шора-батыр».

      В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. В образах батыров выражены патриотические идеи. Они борются против завоевателей, отражают их нападения. Камбар-батыр, например, воюет с калмыками, освобождает из-под ига девяносто дворов бедняков и весь ногайлин-ский край. Кобланды-батыр сражается с иноземными врагами, поработившими его родителей, семью, весь кипчакский род, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим родину в его отсутствие. Есть эпические песни, отражающие совместное выступление батыров казахских племен против калмыков. Сюжеты некоторых эпических произведений являются общими для народов Средней Азии и Казахстана. Так, эпос «Алпамыш» широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; «Кер-Оглы» — у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков; в киргизском эпосе «Манас» есть казахский батыр Ер-Кокше. При анализе произведений «Кобланды-батыр» и «Козы-Корпеш и Баян-слу» важно, чтобы учащиеся запомнили не только сюжетную канву произведений, но и систему художественных образов, их функцию, описания реалий казахской жизни и быта в прошлом, работали над текстом. Разнообразную текстологическую работу могут провести учащиеся вне класса, дома. Интересно и полезно после или во время изучения эпоса посмотреть постановку в Казахском драматическом театре им. М.О.Ауэзова пьесы «Козы-Корпеш-Баян-сулу» и организовать коллективный просмотр двухсерийного кинофильма «Кыз-Жибек». Перед этим учитель укажет ученикам, на что следует обратить внимание. Народные эпические произведения, если они хорошо прочитаны и изучены, не могут оставить учащихся равнодушными, они смогут понять их ценность, которая заключается в отражении картин народной жизни, борьбы, быта, мыслей и стремлений, в раскрытии веры в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Учащиеся приходят к выводу о том, что многие идеи эпоса общие для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в своих национальных формах, складывающихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: