Проблемы и свойства современной науки

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

 

 

МОРОЗОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

для специальности 6В03201 «ЖУРНАЛИСТИКА»

 

г. Петропавловск

2020 г.

 

Курс лекций «Создание и редактирование научного текста» утвержден на заседании


Тема 1: Развитие науки в различных странах мира.

1. Необходимость изучения науки.

2. Наука и общество.

3. Наука и журналистика.

4. Научная публицистика.

5. Исторические предпосылки появления науки в Казахстане.

Наука рассматривается как:

- институт;

-метод;

- накопление традиционного знания;

- важный фактор поддержки и развития производства;

- фактор формирования отношения к миру и человеку;

- фактор развития общества.

Английский термин "ученый" и "наука" ввел Уильям Уэвелл в книге "Философия индуктивных наук".

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является создание и систематизация объективных знаний о действительности, одна из форма общественного сознания, включающая:

1. деятельность по получению нового знания;

2. результат этой деятельности - сумма знаний, лежащих в основе картины мира;

3. обозначение отраслей научного знания.

Система наук. С этой точки зрения все науки, во-первых, можно разделить на структурные и опытные. Структурные науки (логика, математика) практически не используют уровень эмпирической реализации структур и исследуют структуры и их логические теории в чистом виде. Таким образом, в этих науках научный логос ограничен только своими двумя верхними уровнями. В опытных науках научный логос представлен во всей своей полноте, в том числе включая в себя и уровень эмпирической (опытной) реализации структур. Эти науки заинтересованы не просто в исследовании чистых структур, но еще и в приложимости их к материальному миру. Далее, среди опытных наук можно выделить науки естественные (физика, химия, биология), гуманитарные (история, этика, эстетика) и синтетические (кибернетика, синергетика, экология, теория систем).

В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:

Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.

Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.

Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.

Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента).

Тенденции развития науки новейшего времени.

1. Чередование эволюционного и революционного путей развития. 20-е гг. 20 в. – взрыв в науке: Резерфорд, Ландау, Эйнштейн, братья Кюри.

2. Общественное разделение труда в науке по используемым методам: теоретики и экспериментаторы.

3. По выполняемым функциям: собственно исследователи, информационные работники и организаторы.

4. Усиление роли государства в развитии науки.

5. Быстрый рост числа профессиональных ученых.

6. Коллективный характер научного творчества.

7. Быстрый рост материальных затрат на научные исследования, применение сложного дорогостоящего оборудования из-за сложности исследований. США: 25 млрд. $, 120 университетов и лабораторий, 20 т. компаний, 400 тыс. ученых, 8 лет – подготовка к полету на луну.

8. Быстрое сокращение сроков внедрения достижений науки в практику.

Проблемы и свойства современной науки.

1. Объем и качество информации. Рост информации – проблема.

Прайс: объем информации не увеличивается, объем увеличивается пропорционально всему остальному.

2. Соотношение фундаментальных и прикладных наук; их место и роль в обществе. Недостаточное финансирование. Фундамент-я наука – дело госуд-ва.

3. Внедрение результатов научных работ в практику. «третье звено» - организация, которая берет научное изобретение и внедряет его в практику.

4. Эффективность науки. Стоимость научных исследований растет пропорционально числу исследователей.

В науке увеличивается число ученых - снижается производительность.

Индекс и глубина цитирования.

5. Наука в условиях рыночной экономики:

- финансирование науки

- «перекачка» мозгов.

6. Человек в науке. Художники и мыслители. Романтики и скептики. Лжеученые. Присваивание степени д. б. государственным делом.

7. Восприятие научной информации. Норберт Винер (основатель кибернетики): «Для людей ценна лишь та часть информации, которую они могут воспринять».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: