К теме 10. Восточное христианство: православие

Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)

Русская православная церковь (РПЦ)

Римско-католическая церковь (латинского обряда)

 

I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ)

 

а) об исхожде́нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры);

а) об исхожде́нии Святого Духа(учение о «филио́кве») положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»);

 

б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей;

б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;

 

в) –

в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.);

 

г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня);

г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви;

 

д

д) о Непорочном зачатии не толькоИисуса Христа, но и Девы Марии;

 

е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти);

е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти;

 

ж) –

ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, ког да выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали.

 

II. ОБРЯДНОСТЬ (культ)

 

1. Богослужение

 

а) называется – «литурги́я»;

б) проводится на церковно-славянском я зыке;

в) сопровождается хоровым пением;

 

г) в основном проводится стоя.

а) называется – «ме́сса»;

б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках);

в) сопровождается хоровым пением и игрой на орг а не (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах);

г) в основном проводится сидя.

 

2. Таинства

 

а ) креще́ние (обычно погружением в воду);

б) миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением);

в) и́споведь (покаяние);

г) евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо ́ ры (просви ́ рки) и вино (кагор, разбавленный водой);

д) брак;

е) свяще́нство;

ж) елеосвяще́ние (соборование).

а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением);

б) конфирма́ция (лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет;

в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле);

г) евхари́стия (причащение): до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла ́ тками (пресными лепешками из пшеничной муки);

 

 

д) брак;

е) свяще́нство;

ж) елеосвяще́ние (соборование).

 

3. объекты почитани я:

а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух;

б) святые (и их мощи);

в) почитание тела и крови Иисуса Христа;

 

г) Матерь Христа (Богородица);

д) почитание икон;

е) –

г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна);

д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись);

е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др.

 

4. Крестное знамение:

 

тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое

всей ладонью – с левого плеча на правое

 

5. ХРАМ

 

А. Типы

а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы);

б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы);

в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы).

 

Б. Интерьер

 

а) преобладают иконы как символические изображения;

б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом;

в) скульптуры крайне редки;

г) скамеек нет.

а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»);

б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим);

в) преобладают скульптуры и барельефы;

г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях.

 

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духов е́ нством)

 

ДУХОВЕНСТВО

 

Духов е ́ нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми;

обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения

 

«белое
духове́нство»
(женатые)

«чёрное
духове́нство»

(безбрачные)

священнослужители соблюдают целиба ́ т
обет безбрачия

1 чин: диакон (греч. «служитель»)
 – из таинств может совершать только крещение (могут и миряне) – помогает священнику в таинствах, приготовляет священные сосуды и пр.

 

диа ́ кон,
протодиа ́ кон (старший в белом духовенстве)

мона ́ х (от греч. «один»),
и ́ нок (слав. «иной»),
иеродиа ́ кон (греч. «диакон монах»);
архидиа́кон (греч. «старший диакон») – старший в чёрном духовенстве

диакон (может быть женат), монах

 

2. чин: иерей (греч. «священник»)
– совершает богослужения и все таинства кроме рукоположения (священства)

 

пресви ́ тер (греч. «старейшина») или свяще ́ нник (обязательно женат) – глава церковного прихода

иеромона ́ х (греч. «священник монах»;
иг у ́ мен (греч. «ведущий») – начальник монастыря, не связан с его управлением

священник

 

протопресви ́ тер, протоиере́й – старший священник в белом духовенстве

архимандри ́ т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры

 

 

3. чин: архиере́й (греч. «старший священник»)
– совершает все таинства

(архиерейские титулы)

 

в белом духовенстве отсутствует

епи ́ скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии;

       (вика́рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии);

епи́скоп (глава благочинного округа);  

архиепи ́ скоп (греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями;

архиепи́скоп (глава епархии);  

митрополи ́ т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́мной церкви;

экза ́ рх (греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха ́ та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата;

митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью);  

Патриа ́ рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе.

Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане).  

Монашество

(мужское, женское)

 

а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы;

б) –

а)

 

б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами

 

V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ:

 

1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой);

2. симфония – созвучие церкви со светской властью;

3. традиционализм.

1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем);

2. –;

3. модернизм.

 
             

Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:

1) священнослужители или духовенство (рукоположенные);

2) церковнослужители (не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алта ́ рники, певцы, чтецы, канона ́ рхи и пр.)

Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).

 

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: