Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Русской православной церкви и Римско-католической церкви (латинского обряда)
Русская православная церковь (РПЦ) | Римско-католическая церковь (латинского обряда) | |||||||
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ) | ||||||||
а) об исхожде́нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры); | а) об исхожде́нии Святого Духа(учение о «филио́кве») положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»); | |||||||
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей; | б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;
| |||||||
в) – | в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.); | |||||||
г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня); | г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви; | |||||||
д – | д) о Непорочном зачатии не толькоИисуса Христа, но и Девы Марии; | |||||||
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти); | е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти; | |||||||
ж) – | ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, ког да выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали. | |||||||
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ) | ||||||||
1. Богослужение | ||||||||
а) называется – «литурги́я»; б) проводится на церковно-славянском я зыке; в) сопровождается хоровым пением;
г) в основном проводится стоя. | а) называется – «ме́сса»; б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках); в) сопровождается хоровым пением и игрой на орг а не (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах);
г) в основном проводится сидя. | |||||||
2. Таинства | ||||||||
а ) креще́ние (обычно погружением в воду); б) миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением); в) и́споведь (покаяние); г) евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо ́ ры (просви ́ рки) и вино (кагор, разбавленный водой); д) брак; е) свяще́нство; ж) елеосвяще́ние (соборование). | а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением); б) конфирма́ция (лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет; в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле); г) евхари́стия (причащение): до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла ́ тками (пресными лепешками из пшеничной муки);
д) брак; е) свяще́нство; ж) елеосвяще́ние (соборование). | |||||||
3. объекты почитани я: а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; б) святые (и их мощи); в) почитание тела и крови Иисуса Христа; | ||||||||
г) Матерь Христа (Богородица); д) почитание икон; е) – | г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна); д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись); е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др. | |||||||
4. Крестное знамение: | ||||||||
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое | всей ладонью – с левого плеча на правое | |||||||
5. ХРАМ | ||||||||
А. Типы а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы); б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы); в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы). | ||||||||
Б. Интерьер | ||||||||
а) преобладают иконы как символические изображения; б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом; в) скульптуры крайне редки; г) скамеек нет. | а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»); б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим); в) преобладают скульптуры и барельефы; г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях. | |||||||
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духов е́ нством) | ||||||||
ДУХОВЕНСТВО | ||||||||
Духов е ́ нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми; обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения | ||||||||
«белое | «чёрное | священнослужители соблюдают целиба ́ т – | ||||||
1 чин: диакон (греч. «служитель») | ||||||||
диа ́ кон, | мона ́ х (от греч. «один»), | диакон (может быть женат), монах | ||||||
2. чин: иерей (греч. «священник») | ||||||||
пресви ́ тер (греч. «старейшина») или свяще ́ нник (обязательно женат) – глава церковного прихода | иеромона ́ х (греч. «священник монах»; | священник | ||||||
протопресви ́ тер, протоиере́й – старший священник в белом духовенстве | архимандри ́ т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры |
| ||||||
3. чин: архиере́й (греч. «старший священник») (архиерейские титулы) | ||||||||
– в белом духовенстве отсутствует | епи ́ скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии; (вика́рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии); | епи́скоп (глава благочинного округа); | ||||||
архиепи ́ скоп (греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями; | архиепи́скоп (глава епархии); | |||||||
митрополи ́ т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́мной церкви; экза ́ рх (греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха ́ та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата; | митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью); | |||||||
Патриа ́ рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе. | Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане). | |||||||
Монашество (мужское, женское) | ||||||||
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы; б) – | а)
б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами | |||||||
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ: | ||||||||
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой); 2. симфония – созвучие церкви со светской властью; 3. традиционализм. | 1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем); 2. –; 3. модернизм. | |||||||
Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:
1) священнослужители или духовенство (рукоположенные);
|
|
2) церковнослужители (не рукоположенные посвящённые из мирян, вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алта ́ рники, певцы, чтецы, канона ́ рхи и пр.)
Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).