Какой бизнес необходим государству ? 22 страница

           Таким образом, в мобилизационном проекте важнее не теории, а организационные структуры, создающие элиты, которые способны управлять процессами с помощью решения реальных проблем.

2. и здесь самым главным препятствием при создании таких организационных структур и таких элит является бюрократия, поскольку бюрократия – это организационная структура полностью лишённая механизма решения проблем. Отсутствует наука, с помощью которой можно было бы создавать организационные структуры, начисто лишённые бюрократизма.

           Итак, существуют два подхода к созданию мобилизационного проекта: теоретический и проблемный.

Теоретический подход опирается на гениальную теорию, проблемный подход создаёт организационную структуру и элиту, призванную решать реальные проблемы.

           Критерием истины для первого подхода является «единственно верная теория», критерием истины для второго подхода является практика.

           Субъектами реализации первого подхода являются пламенные революционеры, клянущиеся в верности теории, и её идеалам, субъектами во втором подходе являются решатели реальных проблем.

           Со временем, когда неадекватность передовой теории делается сначала вопиющей, а затем и очевидной, пламенность революционеров падает с ускорением, вплоть до полного предательства. При втором подходе эта проблема полностью отсутствует, так как неадекватно мыслящий человек не может быть решателем проблем, а следовательно и принадлежать правящей элите. Гниение головы здесь исключается, а в первом случае оно неизбежно.

3. Ещё более тяжёлым препятствием чем бюрократия для созидания элиты является неразвитость народа. Неразвитость народа означает, что любые общественные проблемы он может решать только военным, революционным или шоковым способом, при котором людей, способных решать эти проблемы не кровавым, не судорожным, не силовым образом, никто не ищет, и не ценит их, если они сами нашлись. Элитарные люди рождаются в любом народе, но неразвитый народ ими совершенно не интересуется, и оставляет их наедине с бюрократией, с грязными политиканами, с олигархами, с криминалом, которые относятся к таким людям не просто безразлично, а откровенно враждебно. Задача превращения неразвитого народа в развитый народ гораздо более сложная и статегичная, чем создание антибюрократических организационных структур, так как для этого недостаточны ни науки, ни теории, ни технологии, здесь центральную роль должно сыграть воспитание, созидание новой культуры. Элита, даже самая выдающаяся, не сможет решить проблемы народа без народа.

4. Реализация мобилизационного проекта это не разовое мероприятие, пусть даже растянутое на десятки или сотни лет. Цель проблемного мобилизационного проекта бесконечна, и никогда не может быть завершена. Здесь необходим процесс воспроизводства в поколениях всех качеств, обеспечивающих неувядающую, мобилизующую актуальность этого проекта, и центральную, и самую стратегическую роль в этом должно сыграть воспитание в младшем и подростковом возрасте. Вся живая материя обеспечивает своё собственное цветение, и богатство своих форм не из-за постоянно присутствующей в ней негэнтропии, а потому что она воспроизводит источники негэнтропии. Умирающее растение или животное оставляет после себя семя, из которого вырастает новое растение или животное, в которых воспроизводятся все видовые качества их родителей. Но человек обладает такими качествами, которые биологически не воспроизводятся, и для воспроизводства и совершенствования этих качеств необходимы особые источники негэнтропии, которые в природе полностью отсутствуют. Такие источники негэнтропии может создать только человек и человеческие сообщества, то есть это искусственные источники негэнтропии. Если живая природа перестанет создавать семена, то она погибнет. Если человек перестанет создавать духовные, интеллектуальные, творческие, организационные источники негэнтропии, то он погибнет сначала духовно, интеллектуально, и опуститься до уровня животного, а затем и физически, поскольку это будет не просто обезьяна с гранатой, а обезьяна с атомной бомбой, с технологиями генной модификации, и создающая антиприродную техносферу, которая убивает и природу и человека.

           Итак, там где требуется развитие, это развитие может обеспечить только источник негэнтропии. Народ не может развиваться без высококлассной правящей элиты, обладающей свойствами источника негэнтропии. Но этого недостаточно, так как требуется развитие экономики, образования, армии, медицины и т,д., всех их страт, и во всех регионах, и без соответствующих элит, развитие их будет невозможно.

           Что сегодня сделано в этом направлении?

1. Написана работа, которую можно было бы назвать «Введение в науку Конструирование Организаций», с помощью которой можно создавать организационные структуры, начисто лишённые бюрократизма.

2. Описание свойств элитарных проблем, которые мы пытаемся решать неадекватным образом. Слесаря 3-го разряда никогда не примут на должность слесаря 8-го разряда, потому что существует точно описанные работы, соответствующие 8-му разряду, и которые слесарь 3-го разряда выполнить не сможет. Сегодня управляют и государством, и всеми его сферами во всех регионах, образно говоря, слесаря ниже 3-го разряда.

3. Описание этапов выращивания элит, элитарных клубов.

4. Созидание общественных организаций для конструктивного диалога с властью.

5. Создан «Словарь для элиты» с целью очищения от искажения самых важных, и часто употребляемых слов. От информационного шума надо освободить сначала элиту, а затем, через СМИ и образование, и всё общество.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ. Если представить проблему в виде системы, а только такой подход и может быть конструктивным, то из всего длинного перечня элементов нельзя выбросить или недооценить ни одного элемента. Разбив всю совокупность элементов на отдельные группы так, чтобы стали заметными более обобщённые свойства, надо заметить, что каждая из этих групп влияет на все другие группы и сама зависит от всех других групп, как это свойственно всякой сверхсложной системе. Если бы такой зависимости не существовало, то системный подход был бы совершенно не нужен. Итак, перечень самых очевидных групп и подгрупп элементов всей системы модернизации.

           Креативная. Открытие. Опытный образец.

           Технологическая. Технология. Массовое производство. Товарные качества. Низкая себестоимость.

           Рыночная. Маркетинг. Создание массового спроса. Сбытовые технологии. Реклама. Доля рынка.

           Культурная. Образование. Воспитание. Габитусы. Престижность. Ценности.

           Политическая. Социальная стабильность. Большие проекты. Заказы. Субсидии на науку, культуру, инфраструктуру и т.п.

           Надстроечная. Стратегия органического развития. Национальная элита. Надстроечные, надгосударственные структуры.

           Хотя креативная группа и расположена в самом начале списка, на самом деле она является результатом деятельности почти всех последующих групп и особенно культурной, политической, надстроечной и даже рыночной и технологической групп. Но самое большое влияние на эту группу оказывают культурная и политическая группы. Здесь приоритеты располагаются в следующем порядке: ценности, большие проекты, образование, престижность, субсидии на науку, культуру, габитусы. В Китае все эти приоритеты выдержаны, кроме одного – габитусы, поскольку они выращиваются очень долго и очень сложно. Если не научиться это понимать, и правильно оценивать, то при всех других самых благоприятных обстоятельствах можно растерять те габитусы, которые мы получили по наследству. Здесь, как и во всех других случаях, паразитическое и хищническое отношение к унаследованному богатству является самым опасным. Креативность это не только высочайшая ценность личности, но и народа в целом, а это реализовано в габитусах.

           Гораздо более катастрофическим образом у нас обстоит дело с технологической группой. В России начисто отсутствует технологическая культура. У нас нет понимания того, что всякий изобретатель, учёный-новатор должен быть окружён целой армией инженеров-технологов, способных довести любое изобретение до массового производства, до доступного массовому потребителю товара. Вот почему русские открытия, попадая на Запад, возвращаются в Россию в виде товара, пользующегося массовым спросом. Россия на 50 лет раньше Запада создала мобильный телефон, но в виде товара нам его продают западные фирмы. Российское ноу-хау непрерывная разливка стали в виде аппарата нам готова продать Австрия, за миллиард долларов, естественно. Без технологической культуры все российские открытия могут модернизировать только западную промышленность.

           Рыночная группа определяется типом экономики. Монетаристская экономика, апофеозом которой являются отношения «деньги – деньги» и ничего кроме денег, не нуждается ни в науке, ни в культуре, ни в промышленности, ни в социальной стабильности, ни в сильном государстве, ни в народе. Хотя экономика и зависит от всех этих факторов, но субъекты этой экономики всех этих зависимостей не сознают, и ведут себя соответствующим образом. Строго паразитическая экономика. Физическая экономика напрямую зависит от технологической группы, но в креативной группе она ценит «знание – товар» выше чем «знание – истина» и поэтому её отношение к фундаментальной науке не прямое, а опосредованное, условное, как и к культурной и политической группам. «Знание – товар» - это часть истины, имеющая рыночную цену.

           Культурная группа, приобретая монопольное положение, может уничтожить свои связи с другими группами, перестанет быть открытой системой и начнёт деградировать. В результате она приобретает авангардистские черты и может стать и антинаучной, брезгливо относящейся к технике и технологии, антирыночной, антисоциальной, антигосударственной и даже антиприродной силой. И, в конце концов, антикультурной силой. Интенсивность, наполненость, содержательность связей культурной группы с другими группами обогатит и эти группы и саму себя, и спасёт себя от гибели, деградации.

           Политическая  группа, напрямую отвечающая за социальный прогресс, обладает огромными ресурсами и возможностями влиять на все группы и на всё общество в целом. Но нарушение открытости этой группы также содействует её деградации. Политические элиты в самой высокой степени стремятся к замкнутости и эта проблема имеет самый опасный характер именно в политике. Именно замкнутость порождает как вторичные черты бюрократизм, коррупцию, стагнацию, невозможность никакой модернизации ни в чём. Уничтожение замкнутости, не по отношению к Западу, а к своему народу может дать гигантский стимул к развитию всех перечисленных групп и только в этом случае можно ставить вопрос о модернизации. И ещё одна проблема: люди с государственным менталитетом в политике такая же редкость, как и в других группах. Человек, убеждённо рассуждающий о государственных интересах, среди нашей бюрократии такая же белая ворона как и везде, то есть государственные интересы по-настоящему некому защищать даже среди политической элиты.

           Итак, ни одна из групп не сможет взять на себя реальную ответственность за всю модернизацию в силу ограниченности не только своих средств, но и своих менталитетов. Если, даже самым успешным образом, задействованы все перечисленные группы, кроме креативной, то это догоняющая модернизация. Если общество неразвито, то есть эволюционное развитие событий в нём невозможно, то политическая структура разрабатывает мобилизующие цели исходя только из тактической целесообразности и тогда происходит с огромными издержками революционная модернизация.

           Когда же общество развито, развиты гражданские институты, обеспечены эффективные связи между всеми группами и каждая группа не может быть только чистым объектом, то есть её целями нельзя пренебречь, то делается возможной и эволюционная модернизация, которая может развивать общество на любую стратегическую перспективу. Реализовать эту возможность могут только высококлассные прогрессоры. Если прогрессором назначить Чубайса, то надо прекращать все разговоры о любой модернизации.

           Группа, отвечающая за всю модернизацию в целом, должна иметь надстроечный характер. Она должна оценивать, предъявлять требования к менталитетам всех групп, к их прогрессорам, формулировать общесистемные проблемы, не видимые ни одной из групп и сама пользоваться большим авторитетом в обществе. Она должна предъявить самые жёсткие требования и к политике, и к культуре, и к рынку, и к промышленности, и к науке, и к креативной части общества. Необходима ещё и модернизация и в каждой из этих групп и эта модернизация должна пройти ступени креативные, технологические, соревновательные, культурные, стратегические, для чего её только внутренних резервов будет недостаточно. Таким образом, системная, эволюционная модернизация должна представлять из себя целенаправленную сумму модернизаций.

           Теперь посмотрим какой опыт необходимо усвоить из всемирной истории более или менее успешных модернизаций

1. Без государства никакая модернизация невозможна. Сегодня это утверждают даже самые отмороженные либералы, слепо верующие во всевозможные слепые законы. Отсюда вывод, что успешную модернизацию может провести только умная бюрократия. Чтобы сделать её умной необходимо преодолеть два её порока: стремление к замкнутости и её деградацию. Контролировать необходимо и её качества и каналы ротации всеми доступными средствами, в том числе и примитивными, например диктаторскими, как в США Ф. Рузвельт, или южнокорейские диктаторы, или диктатор в Сингапуре. К полному решению проблемы бюрократизма можно приступить только после грамотной и точной формулировки этой проблемы и созданию соответствующей науки.

2. Очень слабо до сих пор осознаётся значение прогрессоров, без которых любые программы, проекты, пожелания будут мертвы. Кадры решают всё. Над этим можно смеяться, но на подсознательном уровне с этим согласны все. Какие кадры и как находил Сталин, Хрущёв, Брежнев, наши либералы? Короля создаёт свита. Когда Хрущёв попытался подвергнуть свою свиту ротации, свита свергла Хрущёва. Другой важной характеристикой правящей элиты служит её широта, не в смысле её размеров, элита всегда бывает малочисленной, а в смысле разнообразия слоёв общества, которые в ней представлены. Высококлассная, с высокими моральными качествами, японская элита была военной, самурайской, то есть очень узкой, и поэтому агрессивно-милитаристской. Расширение элиты произошло за счёт расширения социальной базы правящей партии ЛДП, опиравшейся на сельское население. И отбор в элиту по сегодняшний день очень строгий. Многие японцы мечтают попасть на государственную службу и если они не попали туда до 30 летнего возраста, то они не попадут туда никогда. Это обеспечивает соревновательность, открытость и ротацию элиты. В начале реформ в Тайване правящая элита сплошь состояла из пришедших китайцев, а через 10 – 15 лет значительную часть элиты и бизнеса составили местные жители, не китайцы.

3. Сельское хозяйство. По оценкам глубоких аналитиков из всех средств помощи США по плану Маршалла самыми эффективными оказались не демократизация, не субсидии, а земельные реформы в Японии, Южной Корее, Тайване. Там земля была почти за бесценок роздана тем кто её обрабатывает и сняты все жгучие проблемы на селе. Здесь большую роль сыграл горький опыт США. Во всех государствах Америки прошли гражданские войны между, условно говоря, рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Во всех странах, кроме США, победил Юг и он затормозил развитие этих стран больше чем на 100 лет. Смысл гражданской войны в США был не в том, чтобы освободить негров, негров не любил ни Север ни Юг, а в том чтобы не унизить средний класс. Юг превращал в рабов не только негров. Сельское хозяйство не может быть причиной огромных богатств, развитости народа, но оно создаёт проблемы, которые не позволят народу быть богатым и развитым.

4. Капитализм народный и олигархический. Главная проблема здесь – разделить экономику и политику. Любое вмешательство государства не должно подменять экономические законы в экономике, а олигархам не дать возможность подменять политические законы и цели в политике. Народный капитализм не имеет ни возможности ни желания изменять политические законы в государстве. Этим качеством будут обладать и те олигархи, которые выросли из народного капитализма по экономическим, а не по политическим законам. Олигархи, выросшие из политики, экономических законов не знают, не умеют ими пользоваться и относятся к ним враждебно, поскольку настоящую экономическую конкуренцию они не выдержат. Поэтому, на самом деле, это самые большие враги любых видов модернизации, настоящих экономических законов и настоящего рынка. По своей психологии наши российские олигархи это феодалы, латифундисты, которые на сегодня выиграли гражданскую войну и как плантаторам американского Юга им ближе всего рабовладельческая психология. Их процветание обеспечивает и экономический, и политический, и культурный регресс общества, обеспечивая ему старое латиноамериканское качество.

5. Культурная составляющая. Ещё Фридрих Лист говорил, что рынок приносит пользу только высококультурным, высокоразвитым нациям, нациям не развитым он может принести только вред. Ирландия в период стагнации тратила большие средства на образование, а впоследствии это стало главной причиной её будущего экономического триумфа. Призыв Медведева сделать политику, экономику умными находится в вопиющем противоречии с реальными действиями, когда определять такую политику, экономику будут Фурсенко, Чубайс, Кудрин. Новое, умное качество экономики, политики потребует нового качества человека, а это невозможно без нового качества культуры. И культура эта должна пониматься в самом широком смысле слова и особенно в тех смыслах, которые ускользают от нашего внимания. Во-первых, образовательная культура, которую мы стремительно теряем, пытаясь перенять низкие образцы для подражания. Во-вторых, технологическая культура, которая у нас всегда отсутствовала даже в самом узком смысле, а тем более трудно понимаемая технологическая культура в широком смысле. В-третьих, культура общения на любых форумах до сих пор носит базарный характер, при котором постижение истины невозможно в принципе. В-четвёртых, если мы не научимся уважать умных людей, то нам никогда нельзя будет внедрить общественные нормы, определяющие уровень развитости народа в целом. На сегодня азбучные экономические истины оказались недоступны даже в самых лучших университетах мира, то есть цель самого высшего экономического образования состоит не в том, чтобы научиться распознавать, формулировать и решать реальные экономические проблемы, а в том, чтобы сделать поведение выпускников этих ВУЗОВ предсказуемым. Обыкновенное зомбирование, невозможное без методов манипуляции сознанием. Это антикультурная политика, размножающая проблемы, умышленно насаждающая хаос для того, чтобы вызвать необходимость шоковых реформ с последующим ограблением. Политика мировых и национальных экономических мародёров. Низкий уровень образования, всех видов культур создаёт низкоинтеллектуальную среду, где порядочный, умный человек будет выброшен из политики, экономики, управления. Что заставит правителей грамотно управлять государством: обстоятельства или интеллект? Шкура или мозги? На сегодняшний день низкая аналитическая, стратегическая культура заставляет нас ставить и реализовывать нереальные и неважные цели.

Правильно понять и оценить эту статью сможет только человек с системным мышлением. Польза системы здесь состоит не только в том, что она ни один элемент или изолированную группу элементов не считает достаточной для анализа проблемы и не только в том, что здесь изучаются связи, от которых зависят все качества системы, но и в том, что только в системе можно провести сравнение и обнаружить влияние всех элементов и групп элементов друг на друга. А это позволяет выяснять на большую глубину все сущности и дать новые, более глубокие определения всем понятиям и сущностям.

 

МОЛОДЁЖЬ. МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА, У всех проблем, целей, таких как младенческие детские, дошкольные, школьные, юношеские и, наконец, молодёжные должна быть одна большая проблема и одна цель, достигнув которой все остальные перечисленные цели будут полностью оправданны с любой точки зрения. Эта суперцель – миссия человека, которая может быть обогащена, конкретизирована другими связанными с ней целями: миссией семьи, общества, государства, цивилизации, человечества в целом. Просто понять свою миссию, хотя это очень непросто, и работать над тем, чтобы её реализовать, невозможно, не воспитав интеллекта, чувств и воли.

           Сегодняшний, расхожий, типичный уровень понимания выделяет выше перечисленные возрастные проблемы как самостоятельные. Нельзя из молодости делать профессию, также как из младенчества, юношества и т.д., что все они краткие и переходные к чему-то новому периоды, и не интересоваться общим смыслом всех этих периодов, значит уходить от сути всех связанных с ними проблем.

           Если нет понимания сути, или, как сейчас, нет даже стремления к такому пониманию, то рождается, вызванное бездумьем, желание избежать проблем, т.е. становятся на путь ублажения дитяти. Стремятся к тому, чтобы не капризничали сначала дитя, затем школьник, затем юноша, молодой человек. На этом пути не может родиться ничего путного. Типичным продуктом такой политики являются истеричный интеллигент, эгоистичный индивидуалист, гедонистический либерал, а всех их объединяет полная безответственность за всех тех, кто их породил, кого они породили, за всё то, чем они пока ещё владеют.

           Типично сюсюканье. Задорнов, описывая интеллект молодых людей с пустыми файлами, демонстрирует уважительное изумление перед этой пустотой. Как они талантливо топчут компьютерные клавиши? Вот современный вундеркинд взломал код, вот он создал вирус – он гений. А то, что ни один из этих гениев не создал по-настоящему нового языка программирования, ни одной новой архитектуры компьютера, а пользуются не лучшими образцами прошлых архитектур, ни одного нового алгоритма поиска и распознавания образов, и даже не приступили к решению многих столь же серьёзных информационных проблем и в этом смысле топчутся на этом уровне уже 20 лет, что свидетельствует о полном отсутствии гениев. И об этом никто не говорит ни одного слова. Мечты молодёжи не идут дальше того, что им может предложить, ублажающее их гедонистические пристрастия, клиповое сознание. Это не творцы, ставящие серьёзные цели, а потребители компьютерной клубнички.

           Воспитание интеллекта, не позволяющее удовлетворяться поверхностным анализом вторичных явлений, стремление к сущности, овладение всеми инструментами для постижения сущности – всё это до сих пор не стало задачей ни для политики, ни для политиков, ни для какой бы то ни было молодёжной стратегии. Как оказался вне такой стратегии и компьютер, которыё, вместо того чтобы сделаться инструментом совершенствования интеллекта, стал одной из причин его деградации. Нравственный заряд личности – любовь к истине и всему тому, что ведёт к истине, неприятие лжи и всего того, что ведёт ко лжи. Наши статьи, ток-шоу, выступления элиты демонстрируют очень низкую логику рассуждений и цель образования – сделать такую логику неприемлемой даже на школьном уровне.

           Воспитание чувств, позволяющее увидеть, осознать и сделать предметом не только анализа, тех явлений, сущностей, которые без развитых чувств увидеть невозможно, т.е. выращивание высокого менталитета. Многие вещи, определяющие любую частную жизнь, из-за низкого менталитета для подавляющего большинства людей делаются как бы невидимыми для ума, для сердца, для души. Так люди оказались вне политики, а если и занимались политикой, то в политике они не увидели поистине грандиозных сущностей, целей, проблем. Человек, прежде чем творить что-то гармоничное, должен сначала научиться видеть и чувствовать гармонию. Цель воспитания чувств – воспитание высокого менталитета и нравственная составляющая здесь – любовь к гармоничному целому, любовь к гармоничному миру.

           Воспитание воли, позволяющее всему тому высокому, что полюбил человек, дать силу. Только созерцательная деятельность всегда недостаточна для того чтобы реализовать гармоничное развитие чего бы то ни было, и не позволяющее реализовать самый главный Божий дар человеку, дар творца. Бездеятельное отношение к миру сильно суживает и искажает даже созерцательную сферу даже интеллектуально развитого с высоким менталитетом человека. Нужна не только способность видеть и эстетически наслаждаться предметами, достойными высокой любви, но и страстное желание эти предметы реализовать в мире, для чего необходимо воспитывать волю, страстные желания, деятельную любовь. Любить надо и высокий интеллект и высокий менталитет и сильную, высокую страсть и страстно любить и саму любовь и её носителей.

           Низкие цели, менталитеты, интеллекты, преступные воли – их отвергают не только высокоразвитые люди; их делает бесперспективными сама жизнь. Интеллектуально высокий человек, исследуя вроде бы простую проблему – проблему выживания, в конце концов пришёл бы к выводу о необходимости высокого интеллекта, высоких чувств, сильной воли и любые молодёжные политики, программы, не учитывающие это, безжизненны, бесперспективны и убивают молодёжь, начиная с ранней молодости.

           Два взгляда на будущее определяет и две молодёжные политики: будущее как состояние и будущее как процесс. От будущего как состояния требуется, чтобы оно было максимально комфортным, беспроблемным, приятным во всех отношениях. Такое будущее не требует ни развитого менталитета, ни мотивации, ни воли, вообще никаких пассионарных качеств. Именно в этих тепличных условиях вполне естественно появление декаданса, авангардизма для искусственного и бессмысленного возбуждения чувств. В массовых количествах вырастают неврастеники, извращенцы, маньяки, люди боящиеся жизни и друг друга и любая их массовость не избавляет их от одиночества.

           Будущее-процесс потребует воспитания таких качеств, которые бы позволили этот процесс понять, освоить и управлять им. Это невозможно без развитой воли, без менталитета, без мощной мотивации, без пассионарных качеств. Декаданс, неврастения, извращения здесь исключены, по крайней мере, сведены к малозаметному минимуму. Процессы эти нельзя одолеть в одиночку, поэтому склонность к общению и к организации всевозможных обществ здесь обязательна, жизненно необходима.

           Отсюда надо различать и две молодёжные политики. Политика, фиксирующая некоторое состояние, где люди будут наслаждаться, проедая потенциалы прошлого, так как свои потенциалы паразиты создать не могут, и конечный итог здесь может быть только один – деградация, а у деградации может быть только один конец – гибель. И политика, заставляющая осваивать жизненные процессы и, хотя это потребует и большого труда, воли, воспитания, редких пассионарных качеств, зато это приведёт к развитию, преображению себя, окружающего мира и к очень длительной, огромной, вдохновляющей перспективе, где гибель исключена, по крайней мере, маловероятна.

           К крайнему сожалению, когда заходит речь о молодёжной проблеме, то рассматривают только первую политику, вторая политика не числится даже среди альтернатив. До сих пор заботятся о том, чтобы молодёжь не скучала, не капризничала, ни в чём не нуждалась. Затем ей резко сообщают: «Вы взрослые!» и тут начинаются фрейдистские психозы, комплексы, ненависть к предкам, которые не обеспечили беззаботное существование, страх перед своими сверстниками, в которых дитятя нуждается и в то же время боится их. Настоящая молодёжная политика должна обеспечить процесс развития человека, поэтому первую политику нельзя даже назвать политикой. То есть настоящей молодёжной политикой никто до сих пор не занялся.

           Настоящая же политика должна избежать, как минимум, три опасности превращения человека в убогого маугли. Первая опасность, пусть романтически, описана Киплингом. Вторая опасность связана с социализацией, с чувственной сферой, закладываемой в самом раннем детстве и здесь возможны огромные потери. Третья опасность наименее очевидна и она не осознаётся как проблема даже профессионалами. Речь идёт о возрасте 10 – 14 лет, когда в самой интенсивной форме должна развиваться внутренняя, эгоистическая речь и логическая память. В отличие от механической, логическая память запоминает, оценивает не только осязаемые факты, но и идеи. Для того чтобы такие идеи появились у человека, необходим большой труд, творческий труд, и, самое главное, его личный труд. Жизнь даёт много примеров того, как вундеркинды с выдающимися талантами превращались в заурядных людей. Вундеркинды, как правило, к 10 годам получали высокий статус, и у них исчезала мотивация к дальнейшей трудной, творческой работе, и логическая память у них или совсем не появлялась, или была очень не развитой. Нильсу Бору, Эйнштейну, Гегелю, Чарльзу Дарвину освоение школьного материала давалось с огромным трудом, но привычка к такому труду позволила развить логическую память и превратила их в гениев.

           Даже простое осознание далеко не полного описания молодёжной проблемы позволит по-новому отнестись к молодёжной политике.

1). Необходимо сформулировать миссию человека, цель и смысл всей его жизни и только на них основывать всю молодёжную политику.

2). Целью чувственного воспитания должно стать отношение к жизни, к человеку, к себе, ко всему живому как к чуду. Это позволит воспитать в человеке источники душевных и духовных сил и спасёт его от преждевременной духовной деградации. Духовная прививка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: