З а м к н у т о с т ь

           Замкнутость – важнейшая характеристика такого рода общественных пирамид. Чем выше замкнутость слоёв и групп общественной пирамиды тем выше и быстрее происходит деградация этих слоёв и групп, а тем самым и всего общества в целом. Открытые системы, к изучению которых современная наука ещё даже и не приступила – это не только системы с обратной информационной связью, изучаемые кибернетикой. Такая обратная связь не делает замкнутые системы открытыми. В таких системах регулируются только параметры, а структуры, знания, опыт, менталитеты, страсти, другие представления о системах по таким обратным связям не передаются. Чем поддерживается и из-за чего прогрессирует замкнутость в слоях разбираемой нами общественной пирамиды?

           Самая верхняя, элитная группа желала бы навсегда закрепить за собой и своими потомками получаемые ею привилегии и не желает этими привилегиями ни с кем делиться. Она сама выстраивает вокруг своего Эдема непроходимые барьеры с помощью круговой поруки, особой секретности, могучей стражи и особо доверенных обслуживающих её служб. Обратная связь с другими слоями искажена, так как источники информации органически не могут быть объективными. Для других, не информационных, видов обратной связи созданный элитой барьер совершенно непроницаем.

           Средний класс потерял даже те небольшие привилегии, которыми его обеспечивала советская власть, а при демократии он потерял ещё и престиж. Среди профессионалов настоящие управленческие таланты тоже большая редкость, а гордыня, честно заработанная за успехи в своих узких областях, сильно снижает даже иногда появляющиеся небольшие управленческие способности. Профессионалы, в свою очередь, также раздроблены на замкнутые мелкие группы, со своим жаргоном, менталитетом и эта замкнутость также прогрессирует. В элитные слои из среднего класса пытаются проникнуть, как правило, плохие профессионалы, которые не пользуются уважением в своих кругах и в общественную сферу они выбираются по тому же принципу, по которому в советскую эпоху выбирали профоргов, парторгов и т.п. Настоящий профессионал считает свою жизнь удавшейся, и любые материальные невзгоды не влияют на его высокую самооценку и у него, даже сегодня, нет никакого желания рваться в управленческую среду. Гуманитарии, в своё время обслуживавшие советскую идеократию, так и не стали из-за своего холуизма настоящими профессионалами, поэтому те люди, которые по своей профессии обязаны были разъяснить людям истинное положение вещей, стали обслуживать новую элиту, также нуждающуюся в холуях, как и прежняя элита.

           Нижний класс, перестав даже называться гегемоном, по новому КЗОТу постепенно превращается в совершенно бесправный рабочий скот, выбраться из такого состояния естественно заинтересованы большинство из этого класса. Весь вопрос – куда? В элиту – вход закрыт железным занавесом. В средний класс – не хочется, поскольку сегодня и рабочий и инженер и учитель и врач одинаково бесправны и обездолены. В бизнес, но только в мелкий, в мешочники – ненадёжно, опасно, трудоёмко и малоприбыльно. В криминал – опасно, никакой семьи и личной жизни, и ненадолго из-за высокой смертности. Замкнутость этого класса обеспечивается не только внешними барьерами, но и изнутри из-за растущей безработицы и ничтожного престижа. Именно в этом классе и естественна самая высокая мотивация для умных, деятельных людей.

           Выводы.

1. необходим объективный критерий для оценки элиты и такой критерий есть – решение реальных организационных проблем. Грамотное решение проблемы означает создание или модернизацию организационной структуры и приведение её на такой уровень, где эта проблема полностью отсутствует. Народ должен гордиться не только суперсамолётами, космическими ракетами, но и решёнными жизненно важными государственными проблемами. Люди, решившие такие проблемы, должны прославляться так же, а может быть и больше, как и Туполев, Королёв и т.п. Созданная выдающимися управленцами эффективная оргструктура, которая навсегда устранила очень болезненную проблему, может стать таким же памятником, какими стали самолёты СУ, МИГи, ракеты Р-18, СС-300, ГЭСы и турбины и т.д. До тех пор, пока не заработает такой объективный критерий оценок элиты, ликвидация её замкнутости не может даже начаться и она обречена на деградацию.

2. Необходимо создать канал, пронизывающий всю пирамиду общества от самого нижнего уровня до элиты и особенно от нижнего уровня, где самая высокая мотивация для всплытия наверх. Пропускная способность этого канала и будет характеризовать открытость элиты и общества в целом. В нашей фальшивой демократии существует другой канал для продвижения людей, не только не понимающих, но даже не видящих тех проблем, которые они обязаны были бы решать и вся элита забита никчемными управленцами. Это похоже на водопроводную сеть, в которую, по ошибке или намеренно, подсоединили канализационную трубу и вместо чистой воды сеть заполнилась нечистотами. В нашем случае качество канала определяется и проверяется критерием отбора людей и этот критерий – решение реальных общенародных проблем.

                                     6. Я з ы к. Терминологическая чёткость. Однозначность.

           На самом низу пирамиды слова предельно предметны, наименее абстрактны и то, что эти слова обозначают, можно пощупать. На среднем уровне, в естественных, математических науках, уровень абстракции может быть очень высоким, но словам-терминам-понятиям даны точные определения, которые всеми специалистами понимаются совершенно однозначно. Те, кто понимают эти слова по-другому, считается, что они понимают слова неправильно и такие люди изгоняются из профессиональной сферы.

           В гуманитарной сфере такая чёткость отсутствует совсем. Объективное оправдание – человек и человеческие сообщества слишком сложны и то, что в них можно пощупать, является не самым важным, то, что можно определять – изменчиво, субъективно и не обязательно для всех. Гуманитарные сущности не поддаются предметному однозначному определению. На субъективном уровне провозглашается мысль о невозможности однозначного толкования, о множестве правд, и, наконец, идя по этому пути мы приходим к полной потере смысла в этой сфере и тогда в эту сферу устремляются люди не способные и не желающие мыслить, со своими преступными намерениями, которые они могут прикрывать благородными словами и никто их не изобличит. Отсюда задача – возвратить здравый смысл в гуманитарную среду и тем самым выбросить из неё всю никчемную, бессмысленную, преступную управленческую толпу.

           В естественнонаучной сфере термины отражают неподвижную, объективно существующую или, не допускающую неоднозначных толкований, сущность. В гуманитарной сфере объектом изучения, управления, воздействия является и сам субъект, бесконечно сложный, подвижный и допускающий изменение сущности. Однозначность, определённость должна отражать не столько объект, который определённым быть не может, а субъект. Чтобы люди могли хотя бы понимать друг друга, они должны точно выражать не вообще чувства, а свои собственные чувства и свои собственные критерии и цели. Однозначность толкования не означает незыблемости, но изменения должны происходить только в результате:

А)   нового, более глубокого понимания отношений, целей, критериев;

Б)     нового, более высокого, уровня человека и человеческих сообществ

           Библия призывает и человека и человеческие миры судить по делам. На нижнем и среднем уровнях дела могут меняться к лучшему и там есть никем не оспариваемый прогресс. На верхнем же уровне прогресс отсутствует и будет отсутствовать даже при доброй воле элиты. Что этому мешает?

           Гегель говорил: «Нет ничего легче, чем рассуждать о том, в чём есть содержательность и основательность, гораздо труднее постичь это. Но самое трудное это то, что объединяет и первое и второе – воспроизвести». Короче. Самое лёгкое это рассуждать, не понимая и этим занимаются почти все. Гораздо труднее хотя бы делать усилия для того чтобы понимать и этим занимаются очень редкие люди. Ну а довести такие рассуждения и понимание до положительных дел – этим не занимается никто, ни отдельные личности, ни партии, ни администрации.

СЛОВАРЬ. Быстрое старение гуманитарных знаний делает речь сначала неадекватной, а через некоторое время и совсем бессмысленной. Определение производной, данное 300 лет назад, остаётся верным и сегодня и останется верным и в последующие 300 лет, но такие слова как «свобода», «демократия», «рынок» уже давно перестали делать понимаемыми соответствующие реальности. Адекватных представлений эти слова сегодня не дают, следовательно, их надо наполнять новым содержанием, новым смыслом, и тем самым сделать их пригодными к употреблению. Словарь в гуманитарной сфере призван не столько ликвидировать безграмотность обычных людей, сколько для того чтобы ликвидировать постоянно возникающую и нетерпимую безграмотность элиты. Это отношение к словам и словарю необходимо внедрить в сознание не только элиты, но и в сознание преподавателей гуманитарных предметов в ВУЗах и даже в старших классах школ, что позволит создать соответствующую интеллектуальную среду.

           Выводы:

1. на верхнем уровне необходимо ставить деловые цели – это и только это позволит нам повысить и уровень рассуждений и уровень понимания.

2. Надо уровень рассуждений, понимания и деловитости повысить сверху и донизу, потому что невежественный, неразвитый нижний и средний уровни способны только на бунт – бессмысленный, а значит и беспощадный.

3. Выполнение этой задачи заставит нас изменить требования к воспитанию, образованию, культуре, СМИ.

4. И всё это потребует совершенно другого языка. С нынешним языком, способами общения названные задачи решить невозможно в принципе. Если задача не понята, то её невозможно и решить.

5. Уровень языка определяется уровнем проблем, которые он сможет сформулировать и привести к решению. Так как на сегодня ни одна самая элементарная проблема не решена грамотно, то проблема с языком у нас сегодня самая удручающая.

М е н т а л и т е т

Способность ума увидеть определённый тип и уровень проблем. В нашем случае тип проблем – государственный. Отсутствие менталитета, соответствующего занимаемой должности, было особенно типичным среди всех уровней советского руководства, что и явилось причиной управленческого коллапса.

           Типичный директор завода очень хорошо понимал и ценил свою зарплату, престиж, привилегии, свою власть и способы всего этого добиваться, но совершенно не понимал общезаводских проблем, поэтому он никогда не мог их решить, даже в принципе. Смена руководства на заводе не означала изменения уровня управления

           Та же картина в министерствах. И, наконец, президент, который не решил ни одной проблемы, но создал много новых, зато смог обеспечить процветание своей семьи. Уровень менталитета – семейный.

           Рядовые заводские работники, превратившись в акционеров, сами распродали свои акции по дешёвке и тем самым лишились рабочих мест. Здесь уровень ещё ниже.

           Выводы.

1). Надо искать людей, способных увидеть проблемы выше индивидуального или семейного уровня и делать эту способность престижной в обществе.

2). Надо выращивать менталитет с помощью воспитания, образования и соответствующих институтов.

3). Надо воспитать и образовать учителей, способных воспитывать и образовывать такого рода менталитеты.

М о т и в а ц и я

           Виды мотивации, обслуживающие:

1. Существование. Деньги, дом, одежда и другие необходимые вещи, обеспечивающие существование человека и средства на такое существование даются с большим трудом и для многих людей являются большой проблемой.

2. Статус, власть, привилегии и т.п. вещи, которые обслуживают человеческое тщеславие, престиж и для многих людей являются воодушевляющей перспективой.

3. Интеллект, игровая задача. Познание Истины через науку, искусство и т.д.

4. Душевный уровень, вызванный состраданием к людям, желанием завоевать их уважение.

5. Духовный уровень. Вера. Отношение к миру в целом. Работа по созданию Царства Божия на земле.

Глубина и сила мотивации имеют три уровня:

1). На коротком промежутке времени почти каждый человек может одушевляться любым из этих 5 видов. Это неглубокая мотивация, хотя она может быть и сильной.

2). На довольно долгом промежутке, а затем она убывает вплоть до нуля.

3). Глубокая мотивация может не только не убывать с возрастом, но даже и возрастать.

           Таким образом мотивация – это вектор. Пункты 1 – 5 дают направление вектора, а пункты 1) – 3) дают его величину. Точка приложения этого вектора зависит от менталитета.

           Выводы.

1). Службы, занимающиеся кадрами для элиты, должны научиться оценивать мотивацию кандидата.

2). Эти службы должны нести ответственность за кандидатов в элиту.

3). Работники такой службы должны сами обладать высокой мотивацией.

4). Они должны иметь возможности для быстрого продвижения ценного кадра или замены плохого кадра из элиты.

                                                                         9. З д р а в ы й с м ы с л

Здравый смысл – постоянное соответствие мыслей, чувств, теорий, взглядов, вер, т.е. всех видов моделей, отражающих реальный мир этому самому реальному миру. Слово «постоянное» здесь не лишнее. Самые отпетые утописты в частных случаях и на короткое время способны правильно воспринимать и оценивать реальность, а в остальных случаях их восприятие искажается своими собственными страстями, желаниями, предпочтениями, авторитетами и авторитетными учениями, ущербной логикой и т.п.

           Чтобы демонстрировать здравый смысл недостаточно быть умным человеком. Умный человек может понять или создать любые теории, любой сложности, то есть он способен понять самые изощрённые произведения самого тонкого и изощрённого ума, но чтобы стать ещё и мудрым человеком, ему необходимо столь же глубокое проникновение в реальность.

           «Критерий истины – практика» - это не столько философское определение, поскольку не все философы с ним согласятся, а определение, отвечающее здравому смыслу и с ним согласен любой здравомыслящий человек. Этот афоризм показывает, что практика, реальность сложнее, шире, глубже любой теории и что именно в ней и находится критерий истины.

           Умных людей, в принципе, не так мало. Возьмём любой школьный класс: в нём половина или, по крайней мере 25 – 30% учащихся способны поступить в ВУЗы и успешно их закончить. А вот мудрые, здравомыслящие люди, к сожалению, крайне редки. Ясно, что мудрые люди могут получиться только из умных людей. Мудрый человек должен уметь не только понять любую теорию, но и, самое главное, суметь правильно её оценить. Редкость мудрых людей можно объяснить несколькими причинами.

           Во-первых статус. Чтобы достичь самого высокого статуса достаточно считаться умным в каком-то смысле человеком. Зачем же зря напрягаться в направлении, которое не влияет на статус?

           Во-вторых, мудрые люди могут сформулировать самые сильные возражения против того, что выдвигается умными людьми с высоким статусом, т.е. мудрые люди вызывают резкое неприятие и любая власть и любая элита попытается задвинуть их так, чтобы их нигде не было видно.

           В-третьих, мудрые люди пытаются изменить реальность и им здравый смысл совершенно необходим. Умные люди плюют на реальность, их волнует только хорошо оплачиваемый статус и они легко могут обходиться без здравого смысла.

           В-четвёртых, мудрым людям необходима нравственная высота, которая не позволяет им равнодушно наблюдать то, что делают «передовые и современные» теории с реальными людьми. Умники, которых нам показывают по телевидению, совершенно безжалостны к людям, и их человеколюбию могут поверить только глупые люди.

           В-пятых, умный человек может быть только односторонне умным, мудрый должен обладать системным мышлением, потому что реальные вещи представляют из себя системы и правильно понять и изменить их может только системно мыслящий человек. Не зря системную методологию называют «просвещённый здравый смысл»

           В-шестых, мудрый человек должен быть прав не только в данном конкретном случае, но и быть «постоянно» правым, а для этого необходимо стратегическое мышление. Умные люди в партиях, в бизнесе, в администрациях, в госуправлении не испытывают никакой реальной нужды в стратегиях.

           Слово «мудрый» совершенно бессмысленно в таких областях как естественные науки. В технике шаг в сторону мудрости сделала системотехника. Но самый большой и жизненно важный смысл мудрость приобретает в жизни людей, их организаций, обществ, народов, наций. В этих областях просто умный человек оказывается и самым опасным человеком. Революции, войны, шоковые реформы, ведущие народы к развалу и хаосу, способны реализовать только умные люди, за дураками никто не пойдёт. Всех волнуют только два свойства людей – умный он или дурак, жизнь же изменить к лучшему могут только мудрые люди. К сожалению, их никто не ищет – ни партии, ни администрации, ни бизнес, ни госуправление. Что же нужно сделать, чтобы здравый смысл пришёл во все эти сферы жизни, а значит и в каждый дом?

Дать высокий статус мудрости.

Заняться воспитанием мудрости. Просвещённый здравый смысл – это вещь доступная образованию. Это послужит фильтром для первичного отбора кандидатов в мудрецы.

Необходим Совет Мудрецов в государственном масштабе, который бы подверг испытанию здравым смыслом гуманитарные науки, политику, госуправление, конкурсные проекты для занятия высоких должностей, государственные стратегии всех видов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: