Подготовка доклада и поведение на конференции

Текст доклада надо полностью написать и отрепетировать, но не учить наизусть и не читать текст с листа или слайдов презентации. Добивайтесь, чтобы в итоге Вы научились докладывать без шпаргалок. Понятно, что многие волнуются, но бояться не стоит – никто не знает работу лучше самого автора

На конференции обращаться надо к аудитории, а не к экспертам. Тем более не следует смотреть в пол или в окно.

Обратите внимание на внешний вид. Конференция - это официальное мероприятие. Не обязательно приходить только в черном костюме или черной юбке и белой блузке, но старые джинсы, мини-юбки и футболки не для этого случая.

Советуем прийти в аудиторию до начала заседания, оценить ее размер, освещение, проверить, открывается ли презентация на компьютере. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного доклада и презентации на разных носителях.

Очень важно следить за речью. Необходимо тренироваться, чтобы отработать нужную громкость голоса, выразительные интонации, научиться акцентировать внимание слушателей на самых интересных моментах работы. Монотонный и тихий доклад усыпляет аудиторию. В такой ситуации хорошая работа проигрывает более простой, но ярко представленной.

Для многих школьников и студентов, к сожалению, характерно употребление слов - паразитов: «вот, значит, как бы, у нас». Необходимо следить за чистотой речи, избегать избыточного употребления иностранных терминов, длинных и сложных по конструкции предложений. Доклад делается не только для экспертов, а для всей аудитории.

Любой слушатель имеет право задавать вопросы докладчику. Обычно эксперты представляют вначале право голоса школьникам, а затем взрослым. Часто время для обсуждения ограничено, поэтому хочется слышать конкретные вопросы по существу работы. Не надо учить детей задавать дежурные вопросы: «Какова актуальность вашей работы?» или «Почему ты заинтересовался этой темой?» При недостатке времени интересующие вас детали можно выяснить у докладчика или его руководителя в перерыве.

 

Написание тезисов научной работы

Тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – это совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи / НИР). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

 

Составление тезисов по публикации другого автора:

В этом случае автор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Составление тезисов собственного оригинального материалы:

К этому типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Классификация тезисов научных работ

Основные группы:

1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

1. Основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора.

2. Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции. Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идеи. Весь текст умещается на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Можно выделить три основных типа тезисов:

• К постановке проблемы;

• Результаты исследования;

• Новая методика работы.

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: