Самостоятельная работа

Крымский государственный медицинский университет

Им. С.И. Георгиевского

Кафедра русского языка

Сборник

Тренировочных упражнений

По грамматике русского языка

Для иностранных студентов

В тетрадях

Тетрадь 3

 


Симферополь, 2015

Аннотация

Сборник тренировочных упражнений по именному словообразованию представляет собой переработанный вариант Рабочей тетради, подготовленной на кафедре русского языка и изданной в 1999 году. В нём представлен методически разработанный раздел русского языка в целях его преподавания иностранным учащимся 1 курса медицинского университета. Задача предлагаемого пособия – расширить потенциальный словарь учащихся, научить анализировать и употреблять слова с производной структурой.

Подготовку новой версии методического пособия (составители: проф. Ховалкина А.А., доц. Пономаренко Е.А., ст. преп. Суржина В.А.) провела преподаватель кафедры, к.ф.н. Филиппова Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

       

ТЕМА 1. Анатомия слова. Состав слова: деление слова на значимые части.. 3
ТЕМА 2. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «предмет» (что) (суффиксы: -н-, -ан-/ -ян-, -ов-/ -ев-, -ическ-)……………………………………………………………….. 4
ТЕМА 3. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «лицо» (кто) (суффиксы: -ск-, -еск-, -н-, -к-) и «предмет» (что) (суффиксы: -ическ-, -ональн-, -альн-, льн-, -ск-, -ов-/-ев-, -онн- / -енн-, -ивн-, -ичн-,-н-)………………………………….. 6
ТЕМА 4. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «место нахождения» (где) (суффиксы: -н-, -ов- / -ев, -ск-; префиксы: над-, под-, за-, при-, меж-, вне-, внутри-, около-)………………………………………………………………………………. 7
ТЕМА 5. Образование слов со значением признаковости (какой), характеризующих предмет по строению (суффиксы: -ист-, -чат-) и по форме (компоненты: -образный и –видный)…………………………. 9
ТЕМА 6. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «признак», «свойство», «качество» (суффиксы: -ость-, -от-/ -ет-, -изн-, -ств-)………………………………………………………….. 10
ТЕМА 7. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «процесс» (суффиксы: -ание-, -яние-, -ение-, -ация- / -яция-, -тие-)………………………………………………………………………. 13
ТЕМА 8. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «действие» (суффиксы: -к-, бессуффиксальный способ)… 16
ТЕМА 9. Образование слов со значением степени величины признака (качество) (суффиксы: -оват- / -еват-; -айш- / -ейш-; префиксы: пре-, пере-, наи-, сверх-, супер-, ультра-, архи-), отсутствие данного признака (префиксы: без-, не-, а-) или на противоположный признак (префиксы: противо-, анти-)…………… 17

Приложение. Словообразовательные префиксы иноязычного происхождения.

21

 

Урок 1

ТЕМА 1. Анатомия слова. Состав слова: деление слова на значимы части.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите корни () в следующих словах:

вода – водный, водянистый;

кость – косточка, костяной;

свет – светлый, посветлеть, световой;

нерв – нервный, нервничать, нервозный.

 

Задание 2. Выделите корни, подчеркните чередующиеся согласные:

рука – ручка                                 лицо – личный

нога – ножка                               мочь – могу, может

ходить – хожу                             лечь – лежит

 

Задание 3. Выделите корни () и префиксы () в следующих словах:

вода – подводный, надводный;

кость – надкостница, межкостный;

единый – соединить, объединить, разъединить;

борода – подбородок;

народ – международный.

 

Задание 4. Выделите корни (), суффиксы (^) и окончания (¨):

глаз – глазной                             голос – голосистый

мозг – мозговой                          объём – объёмный

город – городской                 звезда – звёздчатый

металл – металлический        говорить – говорение

молодой – молодость                 лечить – лечение

волос – волосистый                          богатый – богатство

 

Задание 5. Выделите приставки (), корни (), суффиксы (^) и окончания (¨):

бег – пробежка                           дорога – придорожный

снег – заснеженный              готовить – подготовка

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Выделите корни в следующих словах ():

лоб – лобный, надлобный;

кровь – кровяной, кровавый, кровный, бескровный;

позвонок – позвоночный, позвоночник;

учить – учитель, ученик, учебный, учёный, учу.

 

Задание 2. Выделите корни в следующих словах (), подчеркните чередующиеся согласные:

висок – височный                                  возить – вожу

воздух – воздушный                              друг – друзья, дружба

желудок – желудочный                    ухо – ушной

 

Задание 3 Выделите корни () и префиксы () в следующих словах:

бровь – надбровный                  сила – усиливать

цвет – бесцветный                     писать – подпись

кость – межкостный                  вокзал – привокзальный

Задание 4. Выделите корни (), суффиксы (^) и окончания (¨):

холод – холодный                        университет – университетский

ход – хожу, ходить                        стол – столовая

 

Задание 5. Выделите приставки (), корни (), суффиксы (^) и окончания (¨):

труд – сотрудница          читать – прочитанный

 

контрольная работа

 

Задание 1. Выделите корни в следующих словах ():

1) кислотный, химический, краснеть, болезнь, ушной, старик, ядрышко, плазматический;

2) трёхглавый, многобрюшный, кровеносный, сухожилие, односуставный, пищеварение.

 

Задание 2. Выделите корни () и префиксы () в следующих словах:

сгибатель, разгибатель;

мышечный, межмышечный;

подвижный, передвижение, двигаться;

разделять, подразделять, делить;

переносица, носовой.

 

Задание 3. Выделите префиксы (), корни (), суффиксы (^) и окончания (¨):

кровный, кровяной, кровяная, кровеносный, кровеносная;

подвижный, подвижность, движение, (с) движением;

крепкий, прикреплять, прикрепление, прикреплению;

желудок, желудочный, поджелудочная.

Урок 2

 

ТЕМА 2. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «предмет» (что) (суффиксы: -н-, -ан-, -ян-, -янн-, -ов-, -ев-, -ическ-).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

 

серный       кровяной        алюминиевый      белковый      синтетический

рыбный      шерстяной      никелевый            рисовый        керамический

мясной       волосяной       солевой                 спиртовой     металлический

 

Задание 2. Подчеркните прилагательные, характеризующие предмет по материалу:

1) Химические опыты проводят в стеклянной посуде.

2) Азотная кислота – бесцветная жидкость с резким запахом.

3) Озоновый слой защищает атмосферу от ультрафиолетового излучения.

 

Задание 3. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

костный _________________        кожаный _________________

железный _________________      масляный _________________

резиновый _________________     жировой _________________

Задание 4. Образуйте прилагательные от данных существительных при помощи суффиксов:

-н-: медь – _________________, витамин – _________________;

-ан-: кожа – _________________, песок (к/ч) – _________________;

-ян-: земля – ________________, серебро – _________________;

-ов-: жир – __________________, платина – _________________;

-ев-: алюминий – _____________, натрий – _________________;

-ическ-: металл – _________________, анатомия – ________________.

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

каменный                         свинцовый                       шерстяной

бумажный (ж/г)               фруктовый                       травяной

шоколадный                пластмассовый                оловянный

 

Задание 2. Подчеркните прилагательные, характеризующие предмет по материалу:

1) Для этого эксперимента необходима платиновая посуда.

2) Кожаная обувь прочнее, чем синтетическая,

3) Для инъекций используют пластмассовый шприц со стальной иглой.

 

Задание 3. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

азотный ______________________        деревянный _________________

песчаный (с/ч) _________________       апельсиновый _________________

яблочный (ч/к) _________________       сахарный _________________

 

Задание 4. Образуйте прилагательные от данных существительных при помощи суффиксов:

-н-:   вата – _________________,    кислород – _________________;

-ян-: глина – ________________,   шерсть – ___________________;

-ов-: мел – __________________,  резина – ___________________;

-ев-: соль – _____________;        -ическ-: металл – _________________.

 

контрольная работа

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

кожаный, водный, стеклянный, песчаный, солевой, озоновый, синтетический.

 

Задание 2. Подчеркните прилагательные, характеризующие предмет по материалу:

пластиковый мешок, водный раствор, деревянный пол, спиртовой раствор, каменный дом.

 

Задание 3. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

 

луковый ______________________                   платиновый __________________

газовый ______________________                    бумажный ___________________

кислородный __________________                  восковой ____________________

ватный _______________________                   лучевой _____________________

кожаный ______________________                  шерстяной __________________

 

 

Урок 3

 

ТЕМА 3. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «лицо» (кто) (суффиксы: -ск-, -еск-, -н-, -к-) и «предмет» (что) (суффиксы? -ическ-, -ск-, - ональн-, -альн-, ов-/-ев-, -онн-/-енн-, -ивн-, -ичн-, -н-).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в следующих прилагательных:

       а) женский, мужской, переводческий, родной, моряцкий;

б) технический, инструментальный, деканатский, носовой, эволюционный,   субъективный, первичный, черепной.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

лаборантский – _____________,  ректорский – _____________,

хирургический – _____________, контрольный – _____________,

торжественный – _____________, субъективный – _____________,

вторичный – _____________,      позвоночный – _____________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные, характеризующие предмет:

а) по связи с другими лицами:

-ск-: брат – _________________, преподаватель – _________________,

ректор – _________________, лаборант – _________________,

композитор – _________________, дети – _________________;

-еск-: юноша – _________________, студент (т/ч) – _________________,

-н-: сыновья – ________________, дочери – _________________.

б) по связи с другими предметами:

-ическ-: анатомия – __________________, климат – _________________;

-еск-: генетика (к/ч) – _________________, тропики – _________________,

-альн-: эксперимент – ________________, норма – _________________,

горизонт – __________________, форма – ___________________;

-ональн-: пропорция – _______________, профессия – _________________,

эмоции – __________________, нация – ____________________;

-онн-: традиция – _________________, дискуссия – ___________________,

информация – _________________, дистанция – _________________;

-енн-: жизнь – ___________________, плазма – ________________,

вещество – ________________; -ивн-: спорт – _______________;

-ичн-: симпатия – ___________________, аналогия – ________________.;

-ов-: рот – ____________, нос – ____________, горло – ____________;

-ев-: лицо – ____________, плечо – ____________, локоть – ____________;

-н-: скелет – ________________, кость – ________________,

висок (к/ч) –________________, мембрана – ________________.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в следующих прилагательных:

       а) докторский, президентский, родной, народный;

б) компьютерный, периодический, территориальный, первичный, существенный, изоляционный.

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

а) читательский – _____________, профессорский – _____________;

б) бронхиальный – _____________, нижний – _____________,

желудочный – ______________, боковой – _____________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные, характеризующие предмет:

а) по связи с другими лицами:

-ск-: герой – _________________, -еск-: ученик (к/ч) – _________________,

-н-: народ – ________________, молодёжь – _________________.

 

б) по связи с другими предметами:

-ическ-: гистология – _________________, паразит – _______________________;

-альн-: эмбрион – ____________________, пирамида – _____________________;

-енн-: бедро – _______________________, -онн-: порция – __________________;

-ов-: мозг – _________, голос – _________; -ев-: нож – ________, луч – ________;

-н-: ген – ______________, сустав – ______________, комната – ______________.

 

контрольнАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в следующих прилагательных:

а) докторский, людской, народный, юношеский;

б) компьютерный, грамматический, первичный, деятельный, плечевой, территориальный, эволюционный.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

а) человеческий – _____________, лаборантский – _____________;

б) национальный – _____________, субъективный – _____________,

жизненный – ______________, контрольный – _____________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффиксов:

а) -ск-: директор – _________________,     б) -ическ-: психология – _______________,

-еск-: ученик – _________________,         -альн-: форма – ____________________,

-к-: бедняк (к/ц) – _______________,         -онн-: традиция – ___________________.

 

 

Урок 4

 

ТЕМА 4. Образование слов со значением признаковости (какой) с мотивационной основой «место нахождения» (где) (суффиксы: -н-, -ов- / -ев-, -ск-; префиксы: над-, под-, за-, при-, меж-, вне-, внутри-, около-).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. а) Выделите суффиксы в прилагательных:

ядерный, клеточный, ротовой, носовой, локтевой, плечевой.

б) Выделите префиксы в следующих прилагательных:

наручный, надпочечный, поджелудочный, заушный, межпозвоночный, внутрибрюшинный, околоплодный.

 

 

в) Подчеркните прилагательные, характеризующие предмет по месту нахождения:

носовая перегородка, клеточная жидкость, кишечная инфекция, коленная чашечка, межфаланговые суставы, подкожная инъекция, внутривенное вливание, надколенная кость, подключичная артерия, запястная суставная поверхность.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

Наплечный – _________________, надколенный – ________________, подъязычный (ч/к)– _______________, межкостный – _________________,

подлопаточный (ч/к) – _____________, поверхностный – _______________,

околоосевой – ________________, внутримышечный – ________________,

заглазный – __________________, околоушной – ________________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффикса -н- и префиксов:

на-: тело – _________________,                       кожа – _________________;

над-: кость– _________________,                    бровь– _________________;

под-: желудок (к/ч) – _________________,     кожа – _________________;

за-: грудина – _________________,                 ухо – _________________;

внутри-: вена – _________________,              сердце (ц/еч) – _________________;

меж -: кость – _________________,                  клетка (к/оч) – _________________;

около -: ухо (х/ш) – _________________,         плод – _________________.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

а) суставной, головной, лёгочный, речной, морской, московский, африканский;

б) межклеточный, надомный, настольный, настенный, наземный, подземный, надкостный, загородный, пригородный, внеаудиторный, внутрисосудистый, околосолнечный.

в) Подчеркните прилагательные, характеризующие предмет по месту нахождения:

межпястный сустав, подвисочная часть челюсти, прибрежный город, внутримышечная инъекция, загрудинная боль, надбровные дуги, подключичная артерия.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

подключичный – _______________,   надпястный – _______________,

межфаланговый – _________________, нательный – _______________,

внутричерепной – ________________, защёчный (ч/к) – ________________.

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффикса -н- и префиксов:

на-: стена – _________________,         стол (л/ль) – _________________;

над-: вода – _________________,         строка (к/ч)– _________________;

под-: вода – _________________,         висок (к/ч) – _________________;

за-: рубеж – _________________,         город – _________________;

между -: народ – _________________, город – _________________;

внутри-: атом – _________________, вне-: орган – _________________;

около -: грудина – _________________; при-: город – _________________.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. а) Выделите суффиксы в прилагательных:

брюшной, шейный, боковой, локтевой, поясничный.

 

б) Выделите префиксы и суффиксы в прилагательных:

межмышечный, внутриутробный, подъязычный, заушный, внеорганный, околоплодный, пристеночный, надкостный.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

затылочный – ____________________, подножный – _______________,

внутриядерный – _________________, загородный – _______________,

околосердечный – ________________, внеаудиторный – _____________.

 

Урок 5

 

ТЕМА 5. Образование слов со значением признаковости (какой), характеризующих предмет по строению (суффиксы: -ист-, -чат-) и по форме (компоненты: -образный и –видный).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

а) зернистый, пористый, бугристый, волокнистый;

б) губчатый, трубчатый, узорчатый, звёздчатый.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы прилагательные, обозначающие строение предмета:

а) зернистый – _________________, пористый – _________________,

бугристый – _________________, железистый – _________________,

волокнистый – _________________, ворсистый – _________________;

б) губчатый – _________________, трубчатый – _________________,

гребенчатый – _________________, дольчатый – _________________,

перепончатый – ________________, звёздчатый – ________________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи суффиксов:

-ист-: слой – ______________, скала – ______________, бугор – ______________,

-чат-: зуб – ____________, чешуя – ______________, пузырь – _______________,

-ат-: губка – ______________, кольцо (ц/ч) – _________________.

 

Задание 4. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи компонентов:

а) -образный, например: конус – конус о образный:

крест – _______________,         шар – ______________,

зигзаг – _______________,                    веер – ______________,

воронка – ______________,      дуга – ______________,

веретено– ______________,      желе – ______________.

 

б) -видный, например: конус – конус о видный:

куб – ________________, меч – _______________,

крыло – ______________, нить – ______________,

щит – ________________, эллипс – _____________,

седло – _______________, лист – _______________,

ромб – _______________, клюв – _______________,

амёба – _______________, палочка – _____________.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

а) ребристый – _______________, ветвистый – _______________, жилистый – _______________;

б) сетчатый – _______________, узорчатый – _______________, коленчатый – _______________.

 

Задание 2. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные с компонентами -образный и -видный:

а) желеобразный – _________________, чашеобразный – _________________,

червеобразный – _________________ волнообразный – _________________,

лунообразный – _________________, эс-образный – __________________;

б) грушевидный – _________________, бокаловидный – _________________,

гороховидный – _________________, трапециевидный – ________________,

ореховидный – __________________, яйцевидный – ___________________.

 

котроЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в прилагательных:

бугристый, волокнистый, ворсистый, гребенчатый, губчатый, дольчатый, железистый, звёздчатый, зернистый, перепончатый, пористый, трубчатый.

 

Задание 2. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи компонента -образный, например: конус – конус о образный:

веретено – _______________, волна – ______________, червь – _______________.

 

Задание 3. Образуйте от данных существительных прилагательные при помощи компонента -видный, например: конус – конус о видный:

дерево – ________________,     шило – _______________,

ланцет – ______________,         мешок – ______________,

почка – ________________.

 

 

Урок 6

 

ТЕМА 6. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «признак», «свойство», «качество» (какой) (суффиксы: -ость-, -от-/-ет-, -изн-, -ств-).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

а) бедный – бедность                 гибкий – гибкость

смелый – смелость                плотный – плотность

б) красивый – красота               высокий – высота

чистый – чистота                   глухой – глухота

в) белый – белизна                     кривой – кривизна

крутой – крутизна                 дешёвый – дешевизна

г) единый – единство                упрямый – упрямство

удобный – удобство              упорный – упорство

 

 

Задание 2. Напишите прилагательные, от которых образованы данные существительные:

а) мягкость –      мягкий,

мощность – __________________,   вязкость – __________________,

неровность – _________________,   лёгкость – _________________;

б) широта –      широкий,

глухота – __________________,       немота – __________________,

слепота – __________________,       быстрота – ___________________;

в) новизна –      новый,

белизна – ___________________,     желтизна – __________________,

голубизна – _________________,     крутизна – __________________;

г) богатство –      богатый,

единство – __________________,    упорство – __________________,

упрямство – _________________,    удобство – ___________________.

 

Задание 3. Подчеркните существительные со значением признака, свойства, качества в следующих словосочетаниях:

а)  Краснота кожи, изменчивость признаков, крутизна горы, единство мнений.

б)  Кость обладает прочностью, гибкостью, эластичностью.

 Чистота воздуха, воды, продуктов питания влияет на здоровье человека.

 При волнении у человека может изменяться частота пульса.

Верхний вогнутый край желудка называется малой кривизной желудка, а нижний выпуклый – большой кривизной желудка.

 

Задание 4. Образуйте существительные со значением признака, свойства, качества от следующих прилагательных:

а) при помощи суффикса - ость: бодрый – бодрость

хрупкий – ___________________, интенсивный – __________________,

жидкий – ____________________,       твёрдый – ______________________;

 

б) при помощи суффикса - от: красный – краснота

чёрный – ___________________, простой – _______________________,

долгий – ___________________, пустой – _______________________;

в) при помощи суффикса - изн: новый – новизна

белый – ____________________, кривой – _______________________,

голубой – ___________________, жёлтый – _______________________;

г) при помощи суффикса - ств: богатый – богатство

удобный – ___________________,        упрямый – _____________________.

 

Задание 5. Образуйте существительные со значением признака и впишите их в пробел:

1) эффективное лечение – ___________________ лечения,

2) интенсивная нагрузка – ___________________ нагрузки,

3) голубое небо – ___________________________ неба,

4) крутая гора – ____________________________ горы,

5) частый пульс – __________________________ пульса,

6) чистый воздух – _________________________ воздуха,

7) удобный дом – __________________________ дóма.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

а) молодой – молодость, активный – активность;

б) быстрый – быстрота, хромой – хромота;

в) жёлтый – желтизна, голубой – голубизна;

г) удобный – удобство, постоянный – постоянство.

 

Задание 2. Напишите прилагательные, от которых образованы данные существительные:

а) вежливость – ________________,     сухость – ____________________;

б) простота – ___________________,   чистота – ____________________;

в) кривизна – __________________,     прямизна – __________________;

г) богатство – __________________,    единство – ___________________.

 

Задание 3. Подчеркните существительные со значением признака, свойства, качества в следующих словосочетаниях:

Наследственность организмов, прямота характера, голубизна неба, богатство русского языка, эффективность лечения, чистота воздуха, частота пульса, влажность воздуха, упорство спортсмена.

 

Задание 4. Образуйте существительные со значением признака, свойства, качества от следующих прилагательных:

а) при помощи суффикса - ость:    гибкий – _________________,      

жёсткий – ___________________,

б) при помощи суффикса - от:        бедный – ___________________,  

                                                прямой – _________________,

в) при помощи суффикса - изн:      новый – ____________________,  

жёлтый – _______________________,

г) при помощи суффикса - ств:     достойный – _________________.

 

Задание 5. Образуйте существительные со значением признака и впишите их в пробел:

1) упругая кожа – ___________________ кожи,

2) новый метод – ___________________ метода,

3) слепые глаза – ___________________ глаз,

4) чёрная ночь – ____________________ ночи,

5) способный к дыханию – ___________________ к дыханию.

 

котроЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

изменчивость, наследственность, мощность, пустота, слепота, новизна, сходство.

 

Задание 2. Напишите прилагательные, от которых образованы данные существительные:

а) жадность – _________________,       хрупкость – __________________;

б) красота – ___________________,      густота – ____________________;

в) белизна – __________________,       г) удобство – __________________.

 

Задание 3. Образуйте существительные со значением признака, свойства, качества от следующих прилагательных:

а) при помощи суффикса - ость:

возможный – _________________,       эластичный – ___________________,

б) при помощи суффикса - от:                           

густой – ___________________, душный (ш/х) – _________________,

в) при помощи суффикса - изн:

кривой – ____________________, белый – _______________________,

г) при помощи суффикса - ств:

богатый – _____________________.

 

 

Урок 7

 

ТЕМА 7. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «процесс» (суффиксы: -ание-, -яние-, -ение-, -ация- /   -яция-, -тие-).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

- обучение, сокращение, выделение;

- создание, всасывание, голодание;

- адаптация, активизация, стерилизация;

- стимуляция, изоляция, ассимиляция;

- взятие, снятие, вскрытие.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

а) изменение –      изменить ____, значение – ____________________,

деление – _______________, кипячение (т/ч) – _______________;

б) влияние –      влиять ______, образование – ____________________,

питание – _____________, сгибание – ______________________;

в) изоляция –     изолировать __, адаптация – ____________________,

стимуляция – ______________, активизация – _________________;

г) взятие –             взять ______, открытие – ____________________,

вскрытие – _____________, снятие – ______________________.

 

Задание 3. Образуйте существительные со значением процесса от следующих глаголов:

а) при помощи суффикса -ени(е):

применить – __________________,                   сократить (т/щ) – _________________,

увеличить – ___________________,                  повредить (д/жд) – ________________;

б) при помощи суффикса -ани(е):

исследовать – ___________________,               описать – ______________________,

скрещивать – ____________________,              наследовать – __________________;

в) при помощи суффикса -(а)ци(я):

пальпировать – ___________________,           концентрировать – ___________________,

нейтрализовать – ________________,               специализировать(ся) – ________________;

г) при помощи суффикса -(я)ци(я):

изолировать – ___________________,             стимулировать – ___________________,

циркулировать – ________________,                ассимилировать(ся) – ________________;

д) при помощи суффикса -ти(е):

закрыть – ___________________,                      взять – ______________________,

снять – _____________________,                      вскрыть – ____________________.

 

Задание 4. Трансформируйте именные сочетания в глагольные, например: изучение (чего?) языка – изучать (что?) язык:

1) описание эксперимента – _____________________________________________

2) усиление пульса – ___________________________________________________

3) осуществление питания – _____________________________________________

4) понижение давления – _______________________________________________

5) расщепление сложных веществ – ______________________________________

6) сгибание пальцев – __________________________________________________

7) деление клеток – ____________________________________________________

8) взятие анализов – ___________________________________________________

9) изменение формы – __________________________________________________

10) кипячение воды – ___________________________________________________

 

Задание 5. Трансформируйте глагольные сочетания в именные, например: создать (что?) новый метод – создание (чего?) нового метода:

1) увеличить рост – ____________________________________________________

2) питать организм – ___________________________________________________

3) вскрыть труп – ______________________________________________________

4) разгибать руку – _____________________________________________________

5) выделить энергию – __________________________________________________

6) употреблять лекарство – ______________________________________________

7) сгибать туловище – __________________________________________________

8) скрещивать организмы – ______________________________________________

9) расслаблять мышцы – ________________________________________________

10) осуществлять питание – ______________________________________________

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в существительных:

а) восстановление, изменение, изучение;

б) скрещивание, наследование, образование;

в) регенерация, регуляция, консультация;

г) открытие, взятие, снятие.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

объединение – ___________________,        понижение – _____________________,

осуществление – _________________,             влияние – ________________________,

создание – ______________________,              голодание – ______________________,

формирование – _________________,              знание – _________________________,

адаптация – _____________________,        циркуляция – _____________________,

изоляция – ______________________,          концентрация – ___________________,

закрытие – ______________________,          открытие – _______________________,

усиление– _______________________,          ослабление – _____________________.

 

Задание 3. Образуйте существительные со значением процесса от следующих глаголов:

а) при помощи суффикса -ени(е):                           делить – _________________________,

умножить – _____________________,              применить – _____________________;

б) при помощи суффикса -ани(е):                          исследовать – ____________________,

переливать – ____________________,              формировать – ___________________;

в) при помощи суффикса -яни(е):                          влиять – _________________________,

таять – ________________________,                 сиять – __________________________;

г) при помощи суффикса -аци(я):                          регенерировать – __________________,

адаптировать – _________________,                 консультировать – _________________;

д) при помощи суффикса -ти(е):                            открыть – ________________________,

развить – ________________________,             взять – ___________________________.

 

Задание 4. Трансформируйте именные сочетания в глагольные, например:

изучение (чего?) языка – изучать (что?) язык:

1) сохранение здоровья – _____________________________________________

2) получение вещества – ______________________________________________

3) применение методов – _____________________________________________

4) выделение энергии – _______________________________________________

5) наследование признака – ___________________________________________

 

Задание 5. Трансформируйте глагольные сочетания в именные, например: создать (что?) новый метод – создание (чего?) нового метода:

1) открыть закон – __________________________________________________

2) изучить природу – ________________________________________________

3) написать статью – ________________________________________________

4) издать книгу – ___________________________________________________

5) усваивать вещества – ______________________________________________

 

котроЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы в существительных:

а) напряжение, сужение, расширение;

б) реагирование, удержание, обезвреживание;

в) регенерация, ассимиляция, диссимиляция;

г) вскрытие, закрытие, развитие.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

восстановление (вл/в) – _____________,         специализация – __________________,

прикрепление (пл/п) – ______________,         адаптация – ______________________,

понимание – ______________________,          снятие – _________________________,

образование – _____________________,          вскрытие – _______________________.

 

Задание 3. Образуйте существительные со значением процесса от следующих глаголов:

а) при помощи суффикса -ени(е):

увеличить – _____________________,              изучить – ________________________;

б) при помощи суффикса -ани(е):

всасывать – _____________________,              переливать – _____________________;

в) при помощи суффикса -аци(я):

нейтрализовать – ________________,               концентрировать – ________________;

д) при помощи суффикса -ти(е):

раскрыть – ______________________,              вздуть – _________________________.

 

 

Урок 8

 

ТЕМА 8. Образование слов со значением предмета (что) с мотивационной основой «действие» (суффикс -к-, бессуфиксальный способ).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

Проверка, установка, отработка, закупорка, перегородка.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

а) отработка –      отработать ____,           связка – _______________________,

подсказка – _________________,          поддержка – ___________________;

б) проверка –         проверить _____,           остановка – ____________________,

очистка – ___________________,          закупорка – ____________________;

в) обмен – обменять,     разрез – _____________, отказ – _______________,

наклон – _____________, стон – ___________, крик (к/ч) – ___________;

г) вход –     входить,   переход – _____________, удар – ______________,

утрата – _____________, преграда – ______________________.

 

Задание 3. Подчеркните существительные со значением действия в следующих словосочетаниях:

Кожный покров, свод черепа, ток крови, ушиб головы, потеря веса, пересадка органов, слуховой проход уха, межмышечная перегородка, наклон туловища, грудобрюшинная преграда.

 

Задание 4. Образуйте существительные со значением процесса от следующих глаголов:

а) при помощи суффикса -к: задержать – задержка

убирать – ___________________,                    записать – _________________,

оценить – ___________________,                    чистить – __________________;

б) без суффикса: помогать – помощь (г/щ)

кричать – ____________________,                  стонать – ___________________,

говорить – ___________________,                  ударить – ___________________;

в) без суффикса: утратить – утрата

работать – ___________________,                   потерять – __________________.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

Разработка, нехватка, уборка.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

а) на -ать: посылка – ____________, стирка – __________, спешка – __________;

б) на -ить: плавка – ___________, оценка – __________, нехватка – ___________;

в) на -а(я)ть: обмен – ____________, отёк – ____________, заказ – ____________;

г) на -ить: звон – _____________, проход – ____________, трата – ____________;

 

Задание 3. Подчеркните существительные со значением действия в следующих словосочетаниях:

Ток крови, изгиб кишки, выводной проток, плавка металла, передача сигнала, затрата энергии, расход питания, летний отдых, полёт самолёта.

 

Задание 4. Образуйте существительные со значением процесса от следующих глаголов:

а) при помощи суффикса -к:                               пересадить – _________________,

очистить – ____________________,            задержать – __________________;

б) без суффикса: бегать – __________,           уколоть – ____________________,

осмотреть – ___________________,            ушибить – ___________________,

преградить – ___________________,           ездить – _____________________.

 

котроЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1.Выделите суффиксы (^) в существительных:

Подработка, остановка, очистка.

 

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные:

а) пересадка – _________________, перегородка – __________________;

б) передача – __________________, утрата – _______________________;

в) покров – ____________________, изгиб – _______________________;

г) проходить – _________________, дар – _________________________.

 

Задание 3. Подчеркните существительные со значением действия в следующих словосочетаниях:

Слуховой проход, осмотр больного, приём лекарства, выводной проток, ушиб головы, межмышечная перегородка, свод черепа, пересадка органов, утрата слуха, наклон туловища.

 

Урок 9

 

ТЕМА 9. Образование слов со значением степени величины признака (качество) (суффиксы: -оват- / -еват-; -айш- / -ейш-; префиксы: пре-, пере-, наи-, сверх-, супер-, ультра-, архи-), отсутствие данного признака (префиксы: без-, не-, а-) или на противоположный признак (префиксы: противо-, анти-).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

I.

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

кисловатый, суховатый, сероватый, коричневатый, солоноватый.

 

Задание 2. Подчеркните прилагательные со значением полного признака одной чертой, неполного признака – двумя:

1. Текст был трудный. Материалы для контроля были трудноватые.

2. Лекарство слегка горьковатое. Я не могу есть миндаль, он горький.

3.  Стихи трудно учить, они длинные. Мои новые брюки длинноватые.

 

Задание 3. Напишите прилагательные, от которых образованы данные:

красноватый –      красный     ,          шумноватый – __________________;

светловатый – _______________,    сладковатый – __________________.

 

Задание 4. Образуйте прилагательное со значением неполного признака от данных прилагательных:

тёмный – _______________, чёрный – _______________,

грязный – ______________, солёный – _______________.

II.

Задание 5. Выделите префиксы () и суффиксы (^) в прилагательных:

новейший метод, величайшее достижение науки, пересоленный суп, наибольшее число, сверхмалые величины, суперэластичные материалы, премилый человек, ультравысокие звуки, архитрудная задача.

 

Задание 6. Образуйте прилагательные со значением высокой степени признака при помощи:

-айш-:             сладкий (к/ч) – __________________,             свежий – _______________;

-ейш-:              новый – ________________________,             модный – ______________;

наи- и -айш-:      редкий (к/ч) – _________________,            свежий – _______________;

наи- и -ейш-:      тяжёлый – ____________________,            трудный – ______________;

наи-:                меньший – ______________________,            больший – ______________;

пре-:                весёлый – _______________________,            добрый – _______________;

пере-:              читанный – _____________________,             леченный – _____________;

сверх-:            малый – ________________________,             новый – ________________;

супер-:            современный – __________________,             эффективный – __________;

ультра-:          короткий – ______________________,            модный – _______________;

архи-:              важный – _______________________,            трудный – ______________.

III.

Задание 7. Выделите префиксы () и суффиксы (^) в прилагательных:

1) бездомный, бесцветный, безголовый, бездумный, бесхвостый, безграничный, бесправный, беспорядочный, нехороший, неправильный, нерегулярный, атипичный, аполитичный, атрофический;

2) противогриппозный, противопоказанный, противовоспалительный, противосвёртывающий, антитоксический, антисептический, антибактериальный, антинаучный, антиобщественный.

 

Задание 8. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

бесцветный –              цвет         ,                 безуспешный (ш/х) – ______________,

бесформенный – _______________,                 беззаботный – ____________________,

противогриппозный – ___________,          противохимический – _____________,

антигигиенический – ____________,               антиисторический – _______________,

аполитичный – _________________,               аморальный – ____________________.

 

Задание 9. а) Образуйте прилагательное со значением отсутствия признака от данных прилагательных при помощи префиксов:

без-:    водный – ____________________,               жизненный – __________________,

            воздушный – _________________,        облачный – ___________________;

бес-:    смертный – __________________,        сильный – ____________________,

            страшный – __________________,        кровный – ____________________;

не-:     правильный – ________________,        прочный – ____________________,

            ясный – _____________________,         широкий – ____________________;

а-:       септический – ________________,        нормальный – _________________,

            систолический – ______________,        ритмичный – __________________.

б) Образуйте прилагательное со значением противоположного признака от данных прилагательных при помощи префиксов:

противо-:      воспалительный – _________________,

естественный – __________________, гриппозный – ___________________;

анти-:             народный – __________________,

общественный – __________________,           военный – ______________________.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I.

Задание 1. Выделите суффиксы (^) в существительных:

тепловатый, сладковатый, толстоватый, тонковатый, грязноватый.

 

Задание 2. Подчеркните прилагательные со значением полного признака одной чертой, неполного признака – двумя:

Мы пили тёплое молоко. Купаться в море нельзя: вода ещё холодноватая. Яблоко было кисловатое на вкус. У чая был сладковатый вкус. Вечером небо на западе стало красноватым. На столе стояли красные розы.

 

Задание 3. Напишите прилагательные, от которых образованы данные:

горьковатый – _______________, низковатый – _______________,

широковатый – ______________, коричневатый – _______________.

 

Задание 4. Образуйте прилагательное со значением неполного признака от данных прилагательных:

жаркий – _______________, сырой – _______________,

высокий – ______________, жёлтый – _______________.

II.

Задание 5. Выделите префиксы () и суффиксы (^) в прилагательных:

свежайший хлеб, труднейшая задача, наилучший способ, мельчайшая частица, сверхскоростной поезд, сверхпрочный материал, мощнейший двигатель, сверхчувствительный прибор, ультракороткие волны, пренеприятный разговор, архисложная задача, суперсовременный метод, превкусный обед.

 

Задание 6. Образуйте прилагательные со значением высокой степени признака при помощи:

-айш-:             великий (к/ч) – __________________,        мелкий (к/ч) – ___________;

-ейш-:              красивый – _____________________,             острый – _______________;

наи- и -айш-:      мелкий (к/ч) – _________________,        лёгкий (к/ч) – ___________;

наи- и -ейш-:      вкусный – ____________________,            модный – _______________;

наи-:                лучший – _______________________,            худший – _______________;

пре-:                скучный – ______________________,             милый – ________________;

пере-:              хоженный – _____________________,            варенный – _____________;

сверх-:            прочный – ______________________,            лёгкий – ________________;

супер-:            быстрый – ______________________,             новый – ________________;

ультра-:          ранний – _______________________,             розовый – ______________;

архи-:              опасный – ______________________,             строгий – _______________.

III.

Задание 7. Выделите префиксы () и суффиксы (^) в прилагательных:

1) безвкусный, безработный, безрукий, бескрайний, бессердечный, нерабочий, немалый, нетрадиционный, асимметричный, аморальный, атрофический;

2) противоокислительный, противоречивый, противоположный, антиимпериалистический, антисанитарный, антихудожественный.

 

Задание 8. Напишите существительные, от которых образованы данные прилагательные:

бесполезная (работа) –                                   , незаконная (сделка) – ____________________,

бездомная (собака) – _______________,        ненормальное (поведение) – ______________,

беспомощный (больной) – ___________,      противозаконное (действие) – _____________,

беспорядочное (движение) – ____________, противорадиационная (защита) – __________,

бескровная (операция) – _________________, аритмичный (пульс) – ____________________.

Задание 9. а) Образуйте прилагательное со значением отсутствия признака от данных прилагательных при помощи префиксов:

без-:    радостный – _________________,        ветреный – ___________________,

            звучный – ___________________,         ошибочный – _________________;

бес-:    вкусный – ___________________,        системный – __________________,

            сердечный – _________________,         телесный – ___________________;

не-:     удовлетворительный – ________,         высокий – ____________________,

            реальный – __________________,         достаточный – ________________;

а-:       моральный – _________________,        трофический – ________________,

            симметричный – ______________,       типичный – ___________________.

б) Образуйте прилагательное со значением противоположного признака от данных прилагательных при помощи префиксов:

противо-:      туберкулёзный – _________________,

бактериологический – __________________,         воздушный – _________________;

анти-:             принципиальный – __________________,

вражеский – __________________,        фашистский – _____________________.

котроЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 1. а) Выделите суффиксы (^) в прилагательных:

трудноватый, синеватый, сложнейший, величайший, свежайший.

б) Выделите префиксы () и суффиксы (^) в прилагательных:

наитруднейший, сверхпрочный, ультрамодный, архиважный, суперсовременный, предобрый, безопасный, неприятный, аморальный, антивоенный, противогриппозный.

 

Задание 2. Образуйте прилагательное со значением неполного признака от данных прилагательных при помощи суффикса -оват-:

глупый – _______________, громкий – _______________,

сладкий – ______________, зелёный – _______________.

 

Задание 3. Образуйте прилагательные со значением высокой степени признака от данных прилагательных при помощи суффиксов:

-айш-:      горький (к/ч) – _______________,       сладкий (к/ч) – _______________;

-ейш-:      сильный – ___________________,       знаменитый – ________________;

 

Задание 4. Напишите прилагательные, от которых образованы данные прилагательные со значением высокой степени признака, например: наибольший – больший:

препростой – __________________, суперэффективный– _________________,

наименьший – __________________, сверхмощный – ____________________,

ультрапрочный – _________________, архитрудный – ___________________.

 

Задание 5. Образуйте прилагательное со значением отсутствия признака или противоположного признака от данных прилагательных при помощи префиксов:

без-:    звучный – ___________________, водный – ______________________;

бес-:    кровный – ___________________,        культурный – __________________;

не-:     лёгкий – _____________________,       малый – ______________________;

а-:       социальный – _________________,      трофический – _________________;

противо-:      радиационный – ____________________;

анти-:             санитарный – ______________________.

 

Приложение

Словообразовательные префиксы иноязычного происхождения

 

Русская приставка Греческая или латинская приставка Примеры
ПРОТИВО- АНТИ- (гр.) КОНТР- (лат.) антиген, антитела, контрреволюция, контралатеральный
ВНУТРИ- ЭНДО- (гр.) ИНТРА-.(лат.) эндогенный, эндодерма интрамолекулярный, интракапиллярный
ВНЕ- ЭКЗО- (гр.) МЕТА- (гр.) экзогенный, экзокринный метаболизм, метагенез
МЕЖДУ- ИНТЕР- (лат.) интеркуррентная (болезнь) интермедио-латеральный
ПОД- ИНФРА- (лат.) СУБ- (лат.) инфразвук, инфракрасный субкортикальный, субфебрильный
ЧЕРЕЗ- ТРАНС- (лат.) трансплантация, транссудат
В- ИН- (лат.) интубация, инфильтрат
НАД- СУПЕР- (лат.) суперинфекция, суперобложка
ОКОЛО- ПАРА- (лат.) ПЕРИ- (гр.) парабиоз, паратиф перикард, периост
НА- (наверху) ПОСЛЕ ЭПИ- эпидерма, эпибласт
В- (вместе) СИН- (гр.) КОН- (лат.) КО- (лат.) синдром, синостоз концентрация, конъюктива координация, коэффициент
БЕЗ- А- / АН- (гр.) анабиоз, аномальный
РАЗ- (разделение) НЕ ДИЗ- / ДИС- (лат.) диспропорция дисфункция
ПОД (внизу)

ГИПО- (гр.)

гиподерма, гипоглоссальный
НЕДО- гипофункция, гипотония
СВЕРХ- ГИПЕР- (гр.) гиперфункция, гипертония

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: