ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
СЕМИНАР #1
02.09.20
Александр Николаевич Ромащук – наш семинарист
Что такое писхология? (коллективный ответ)
Психология – наука о поведении человека, изучающая закономерности его поведения – почему он себя ведёт каким-то конкретным образом, какие есть предпосылки и как всё это применять на практике
Также психология – наука о человеческих взаимоотношениях, помогающая в них разобраться
Можно отметить то, что психология очень хорошо развивает навыки soft skills что на уровне теории и понимания, что на уровне практики и навыка
Как будем учиться? (коллективный ответ)
Каждый мог бы выбирать интересную тему, на примерах которой лучше усваиваются сложные психологические концепции
Присутствуют сторонники методик активного обучения – сухую теорию можно закреплять в диалоге учеников с преподавателями, активных мероприятиях вроде дебатов, всё это в сочетании с классической записью и повторением не только хорошо дополняют друг друга, но и помогают в целом усваивать знания намного эффективнее
Есть желающие научиться читать людей, есть желающие освоить специальные области вроде психосоматики
Для разработки сложных тем, вдобавок, для подкрепления знаний, можно организовывать разнообразные проекты, полезные результат которых могут сильно варьироваться – от научной работы до разнообразных медиа. Всё это в целом ещё раз закрепит знание и повысит интерес к обучению, что в конечном итоге, опять же, отразится на его эффективности
Было бы интересно узнать и вообще покопаться в каком-то личностном росте, в каких-то более направленных для человека вещах, чтобы каждому помогло. В общем, существует желание использовать знания из психологии для личного роста
Имеет смысл создать т.н. «Психологический букварь» для более эффективного усвоения материала, в т.ч. психологических терминов
Есть желание изучить историю психологии, чтобы понимать, где её истоки и как она развивалась
Имеет смысл разбирать психологию на конкретных примерах, это позволяет лучше усвоить материал и подкрепить теорию практикой
Есть желание проводить психологические исследования
О предмете
В предмете «ведение в психологию» существуют две сложности:
1) Она большей частью пишется вроде бы обычным языком, очень много психологических концепций вошли в обычный язык, очень много психологических терминов используют «люди с улицы», но в этом есть очень большая проблема – очень легко возникает иллюзия, что мы всё понимаем. Это иллюзия, потому что на самом деле за ними стоят не менее сложные формулы, чем те, что стоят за физическими и математическими терминами. Очень сложные термины, понятия и системы понятий, и для обладания хорошей базой во всём этом необходимо разбираться
1.1) Из-за этого возникает и вторая подпроблема – разные школы психологии могут использовать одни и те же термины в абсолютно разных значениях вплоть до противоположных. Для освоения предмета нужно уметь во всём этом разбираться
2) В психологии до сих пор не существует единого предмета изучения – разные направления и школы исследуют разные области, которые могут быть слабо связаны друг с другом, и при этом не охватывают весь возможный для науки круг предметов изучения. Из-за этого изучение предмета становится в разы сложнее
3) Понять автора полностью будет трудно. Поэтому перед экзаменом нужно всё повторить. Вы будете читать его не так, как читали в начале, а с багажом знаний школ психологии, поэтому он будет пониматься абсолютно по-другому.
Как мы будем это преодолевать
Специфика факультета психологии заключается в следующем: в МГУ пишут учебники, но не учатся по учебникам. За этим стоит то, что на факультете мы будем учиться по хрестоматиям (иногда и первоисточникам), что позволит глубже понять излагаемые концепции. При этом обучение становится более свободным, кто позволит лучше понять психологию, убрав сковывающие ограничения.
Ромащук – сторонник кардинальных мер. Поэтому в рамках обучения будут задействованы первоисточники, которые нам, как студентам, необходимо будет самостоятельно анализировать и разбирать. Учебники важно читать, но перед экзаменом. Не до текста, а после текста, в рамках закрепления и повторения. Читать учебник до первоисточника может быть вредно, т.к. может возникнуть ситуация, когда в первоисточнике студент перестанет видеть что-либо кроме программы учебника, т.е. не усвоит ничего нового.
«Я всего лишь задаю вопросы. Ошибки в понимании вы должны найти сами. Моя цель – вывести вас на новый уровень понимания. Если этого не произошло – я зря получил свою зарплату»
«Если вы читаете хрестоматию один раз – вы её не читали. Нужно как минимум два»
Почему? (коллективный ответ)
Просто банально лучше усвоение, на второй раз ты не тратишь время на усвоение того, что ты уже усвоил и доосваиваешь программу, увеличивая процент своего понимания. Ты больше концентрируешься на темах, на которые можно дискутировать, на темах, которые ты слабо понимаешь, сам процесс выглядит более творческим и аналитическим, что способствует лучшему усвоению
Возможно срабатывает эффект отложенной памяти
Более правильный ответ: мы не можем увидеть картину в целом. Для этого необходимо уже быть знакомым с материалом, чтобы быть не внутри текста, а уже «выше» его и иметь возможность посмотреть на него со стороны. Чтение и написание противоположны. Если при написании автор имеет в виду целое и пишет из этого произведение, то при чтении читателю необходимо по кусочкам собрать целое. И целое при первом сборе с высокой вероятность будет неправильное, или просто неполное. Поэтому необходим второй раз.
Если первый раз мы находились «внутри» текста, т.к. нам нужно было его собирать, на второй раз мы находимся «выше» текста, поэтому можем увидеть его в целом. Мы занимаемся уже не тем, что просто пытаемся понять, что написал автор, а зачем он написал, почему именно такой тезис, такая фраза итд, как её можно понимать? Какая из этих трактовок правильная? Какие есть аргументы в пользу той или иной позиции итд? Всё это позволяет скакнуть на один уровень вверх – подняться с уровня просто понимания книги на уровень целого, по которому она изначально писалась
Про техническую сторону обучения
За семестр мы планируем пройти все вершины психологии, дабы в дальнейшем проходить их подробнее, уже будучи знакомыми с ними. Знания будут уточняться в областях и контексте для большего перехода от теории к практике и полезности усваиваемых знаний
Будет экзамен. Автоматов не будет. Желательно усваивать программу не перед экзаменом, а во время обучения, перед экзаменом просто повторять.
Перед экзаменом нужно будет сдать монографию (насколько я понял, на её знание). Прочитать до декабря, чтобы не пересечься с другими зачётами. При несдаче или сдаче на негативную оценку будет больше вопросов на экзамене
Все необходимые учебные материалы будут скинуты на почту






