Да, нужно. Электронные средства хоть и упрощают обучение, но при непосредственной записи конспекта мы сами формулируем информацию, мы осмысляем её и пишем так, чтобы мы потом поняли. Поэтому если мы хотим серьёзно работать, то желательно конспектировать, и конспектировать много. Никто не будет нас заставлять. Но мы пришли сюда учиться и должны пользоваться предоставляемыми возможностями
ЛЕКЦИЯ #1
04.09.20
Умрихин Владимир Владимирович – наш лектор
Интро курса
«Введение в психологию», тот предмет, который мы сейчас изучаем, на самом деле всего лишь 1/5 часть огромного базового основополагающего курса, название которого говорит само за себя – «общая психология»
В каждой науке существует дисциплина, на которую опираются все отрасли. Наша наука, психология – не исключение
Эти части:
· Введение в общую психологию (мы её учим)
· Ощущение и восприятие
· Внимание и память
· Мышление и речь
· Мотивация и эмоции
Про обучение
Курс длится 2 года, они же 5 семестров. 5, а не 4, т.к. примерно через год мы параллельно пройдём 2 раздела общей психологии. Это большая, но не сказать, что непреодолимая нагрузка, зато она позволит намного эффективнее построить наше обучение
Нам надо будет освоить основные базовые общепсихологические концепции, на которых базируется не только наша, но и мировая психология
Авторы некоторых из них являются ключевыми фигурами в мировой психологии
Мы познакомимся с историческим путём психологии, базовыми концепциями, на которые опирается, с проблемами эволюции психики
По сути, можно сказать, что бОльшую часть времени мы будем по-разному отвечать на вопрос, «что такое психика»
Мы изучим, как на это отвечали во время развития психологии, попытаемся увидеть, как возникла психика, какую роль играет в эволюции, зачем вообще нужна, как развивалась у животных, в общем, кучей разных способов, опять же, ответим на вопрос, «что такое психика»
Психическая реальность
Студент должен знать, какие компоненты входят в состав психической реальности, понимать её структуру
Это нужно для того, чтобы мы шли к знаниям не вслепую. Чтобы в то время, когда мы будем глубоко погружены в частности, мы всё равно видели, куда эта частность относится и видели глобальную картину.
Кстати, одна из трактовок гласит, что психика – это свойство высокоорганизованной материи
Психология и её направления
Но всё же по большому счёту вопрос «что такое психика» ставит нас в ступор. И одна из наших задач в рамках курса – ответить на него, и ответить много раз, чтобы больше он нас в тупик не ставил.
На данный момент психология раздроблена. И, чтобы понять общую картину, нам нужно будет познакомиться с ещё одним блоком нашего курса – основные направления психологии 20-го и уже 21-го века
Начиная с 10-ых годов 20-го века нет единого предмета, т.к. он расколот между направлениями
Более того, современная психика конфликтует со старыми преставлениями о ней. Потому уже некоторое время предлагается переосмыслить понятие «душа». Оно должно быть переосмыслено с использованием накопленного опыта в изучении психологии.
Сложно изучать человеческую душу, особенно в рамках психологии. Не получится найти официальный учебник на эту тему. А религиозные знания тут не всегда помогут. И потому вопрос, что такое душа тоже висит в психологии, и пока на него нет полных ответов.
Кстати, душа и психика – абсолютно не одно и то же. Это можно понять, если попробовать подставить вместо слова «душа» слово «психика». Словосочетания будут звучать, как бред. И это связано не только с контекстом, но и с тем, что данные понятия всё-таки обозначают не одно и то же. Они имеют общее происхождение, но за историю они очень сильно разошлись. И общая психология поэтому призвана дать ответ на вопрос, что такое психика, и, возможно, и на то, что такое душа
Да и сама психология как предмет постоянно меняется. Это ясно видно, если проследить, как отношение к ней менялось с страхом перед чем-то сверхъестественным до нейтрального отношения, просто как к предмету изучения в наши дни. И это тоже делает психологию достаточно сложной для понимания наукой
И, в довесок, психологию, в отличии от многих других предметов, почти не преподают в школе. Поэтому дополнительная сложность заключается в том, что нам нужно будет освоить её азы. И прежде всего нужно освоить предмет данной науки.
(Предмет науки – это прежде всего её фундамент. То, что изучает наука, что определяет её границы. Если у науки нет предмета – такой науки не существует)
Лирическое отступление: хорошая техника запоминания
Был такой психолог по фамилии Лурия. На каждый экзамен он писал шпаргалки. Но, как ни странно, никогда ими не пользовался. Ответ на вопрос «почему?» звучит довольно просто – во время написания этих шпаргалок человек и сам-то по себе запоминает информацию, оттого что работает с ней, пока её записывает. А Лурия не просто писал – он строил логические схемы – что из чего вытекает, что к чему относится. Он пытался воссоздать логику, которыми все эти понятия цементируется в систему. И потому всё это так хорошо отпечатывалось у него в голове, что после написания он даже мог ничего не повторять. Преподаватель советует взять данную методику себе на заметку
Напутственное слово
Преподаватель говорит, что надо начать физиологически мыслить, тогда любая тема будет нам под силу как профессионалам. Он постарается научить нас этому, а наша задача – это знание усвоить
Но, прежде всего, преподаватель поздравляет нас с тем, что мы смогли поступить в МГУ. Он искренне рад всех нас видеть. И не только как преподаватель, но и как человек. Единство познания и общения – высокая традиция науки, которую мы соблюдаем. Он соблюдает это единство, общаясь с нами ещё и как человек, и надеется, что именно нам суждено стать теми, кто понесёт её дальше






